На украинских АЗС выстроились огромные очереди
В Украине возник значительный дефицит горючего, после того как россия нанесла ракетные удары по Кременчугскому НПЗ и 15 нефтебазам в разных регионах нашей страны. После этого максимальные цены на АЗС позволили повысить до 37,7 грн за литр бензина и 42,6 грн за литр дизеля. Но в Центральной и Восточной Украине эти меры ненамного улучшили ситуацию.
Неделю назад Информатор подробно разбирал, что происходит на топливном рынке. Что же изменилось? И когда закончится кризис?
Руководитель социологической компании «Актив-груп» Андрей Еременко в рамках исследовательского проекта проехал на автомобиле от Ужгорода до востока Хмельницкой области. По его словам, в этих регионах есть небольшие (15-20 машин) очереди на заправках. «Это не критично и заправиться можно».
Экономист Павел Кухта пишет о том, что очереди на бензин и дизель растягиваются несколько часов: «Но это там, где повезло, как во Львовской или Ивано-Франковской областях. Во многих регионах горючего нет вообще. Сам уехал в Киев с задержкой в несколько дней. И понимаю, что мне повезло: всего несколько заправок, несколько часов очереди и даже удалось залить 15 литров в канистру. Кстати, на Львовщине канистры – это уже тоже дефицит».
В Днепре на табло большинства АЗС светятся нули. Заправиться можно, если очень повезёт, либо по талонам. С дизелем ситуация несколько лучше, чем с бензином.
Тем временем украинские компании GoMage и Sellbery создали Telegram-бот UkraineDataVerse, в котором можно сообщать о топливных спекулянтах. Компания ведёт и собственный реестр случаев спекуляций, посмотреть его можно здесь.
Сейчас, когда отношения с россией и Беларусью по понятным причинам прерваны, а украинские порты заблокированы, топливо в нашу страну поступает через западную сухопутную границу. Везти его можно по железной дороге или автотранспортом.
«Остается проблема с логистикой в Европе. Не удаётся наладить процесс доставки топлива в Украину из европейских портов и НПЗ. Кабинет министров Украины вместе с трейдерами запланировали ряд переговоров с европейскими правительствами и компаниями-перевозчиками. Есть надежда, что в ближайшее время будет намечен какой-то план по наращиванию перевозок. Эффект от этих мер мы почувствуем через 2-3 недели, – говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Украинские компании купили много топлива, но не могут его вывезти, потому что не хватает вагонов и локомотивов. Бизнес исчерпал свой инструментарий и нуждается в политической поддержке для координации поставок. К сожалению, «Укрзалізниця» не может тут помочь в значительной мере, потому что в Украине и в Европе разная ширина железнодорожной колеи. У «Укрзалізниці» есть небольшой парк вагонов, которые можно ставить на тележки, но их недостаточно, кроме того, они не всегда отвечают европейским требованиям».
Если бы удалось организовать нормальные поставки по железной дороге, не был бы столь актуален вопрос с бензовозами, возить которыми очень дорого. «От западной границы до Днепра, например, почти 800 км. Такой путь, проделанный по автодорогам, добавляет в цену до 3 грн на литр топлива. Тема поставок бензовозами возникла не от хорошей жизни, а потому что нет железнодорожных поставок. Но и с бензовозами есть проблемы. Зачастую, наши машины не отвечают международным требованиям. И их нужно доукомплектовать и получить целый ряд разрешительных документов. Эти проблемы решают достаточно динамично, но их слишком много», – говорит Сергей Куюн.
Дело в том, что до того, как россия уничтожила Кременчугский НПЗ, он был тем хабом, из которого трейдеры возили топливо на АЗС центральной Украины. Поэтому все их бизнес-процессы были ориентированы на внутренние перевозки, а необходимость оформлять разрешения для выезда в Европу создала много проблем.
Генеральный директор и учредитель транспортной компании, специализирующейся на поставках нефтепродуктов, Prime Group TM Дмитрий Леушкин публично рассказывал о бюрократических трудностях, с которыми столкнулась его компания.
«Со мной много представителей власти вышли на связь, во многом помогли, во многом пообещали помочь. Власть включилась. Подтверждаю! Теперь моя инициатива становится более конкретной. Я на базе нашей компании, разворачиваю своими силами и за свой счет консультативный центр. Абсолютно каждый владелец бензовоза получит от нас не только максимально обширную консультацию и пошаговые действия что делать для выезда за рубеж бензовозом. Но и поддержку контактами, которые у нас образовались по этой тематике, тем более, что власть готова помогать. Предложения, запросы можно присылать на мою почту Pilot@tk-prime.org.ua», – написал Дмитрий Леушкин в ФБ.
Польша поможет Украине преодолеть топливный кризис и обеспечить дополнительные поставки нефтепродуктов через свои порты. Об этом сообщила министр экономики Украины Юлия Свириденко по результатам встречи с вице-премьером Польши Яцеком Сасиным и министрами энергетики Литвы и Румынии, которая состоялась 9 мая. Речь идёт о поставках из портов Гданьск или Свиноуйсьце. По словам Яцека Сасина, Польша является почти 100 % импортёром сырой нефти и в значительной степени импортером готовой продукции нефтехимии. Он добавил, что польские компании, в том числе государственные, также готовы помочь Украине в восстановлении разрушенной войной энергетической инфраструктуры. Через польские порты Украина сможет ввозить нефтепродукты из США, из портового региона Амстердам – Роттердам – Антверпен, а также с немецких, скандинавских и балтийских нефтеперерабатывающих заводов. Интенсифицируются поставки топлива из США и Скандинавии и через румынский и порт.
6 мая Украина и Польша договорились об отмене разрешений на проезд через польскую территорию для грузовиков, которые перевозят топливо. Для въезда без разрешений на территорию Польши перевозчикам горючего необходимо пройти регистрацию путем заполнения формы. Заполнить форму нужно не позже чем за сутки до пересечения границы. При этом безразрешительный проезд введён также для польских перевозчиков топлива.
Сергей Куюн считает, что наполнять рынок мы будем долго. «На создание запасов и организацию ритмичных поставок понадобятся месяцы. Но, надеюсь, что к концу мая мы преодолеем острый дефицит. И на АЗС будут отпускать не по 5-10 л, а хотя бы по 20-30 л», – сказал он.
Дмитрий Леушкин менее оптимистичен, несмотря на позитивные сдвиги. «Бензовозы выезжают. В цикл войдут через месяц грубо. Ещё месяц на снижение дефицита. Как результат понижаю срок своего прогноза по проблеме ГСМ с трёх до двух месяцев. И что очень меня в этом радует, что лепта нашей команды в этом будет весьма ощутимая», – написал он.
Ольга Палий