UA

Когда нужно будет снова платить пошлину за ввоз автомобиля в Украину

Читати українською

Закон уже отправили на подпись Президенту

Читати українською
Когда нужно будет снова платить пошлину за ввоз автомобиля в Украину

Закон уже отправили на подпись Президенту

28 июня председатель Верховной Рады подписал принятый парламентом законопроект № 7418, отменяющий целый ряд льгот на импорт, в частности, на импорт авто. Теперь этот закон отправлен на подпись Президенту. И если Зеленский подпишет его, он вступает в силу после публикации. Это может не произойти 1 июля, как публично заявлял автор документа Даниил Гетманцев.

Информатор попытался разобраться, в пользу или во вред будет этот закон для экономики Украины и ее обороноспособности.

Что меняет этот закон

Правительственный законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты по пересмотру отдельных льгот по налогообложению" предлагает возобновить налогообложение, которое было отменено законом №2142-IX, который вступил в силу в начале апреля:

  • для товаров, ввозимых плательщиками единого налога первой, второй и третьей группы;
  • для предприятий, не уплачивающих ввозную пошлину;
  • для транспортных средств, ввозимых гражданами.

Вместе с тем предлагается освободить от уплаты сбора на обязательное государственное страхование покупателей электромобилей. Авторы законопроекта указывают, что налогообложение ряда товаров, в том числе транспортных средств, телефонов и т.п., являлось одним из важных источников наполнения государственного бюджета. В то же время, эти товары, по мнению авторов законопроекта, не относятся к товарам первой необходимости.

Напомним, 6 апреля вступил в силу закон с поправками в Налоговый кодекс Украины №2142-IX (в Раде проходил как №7190) о льготном импорте в период войны. Минфин не раз критиковал эту норму.

Что об этом думают украинцы

Возможность ввоза автомобилей без дополнительных платежей стала чрезвычайно важной для украинцев. Ведь отечественный автопром за годы государственной таможенной защиты не расцветал, а приходил в упадок. Поэтому обеспечить колесами всех, кто потерял транспорт из-за российских обстрелов и бомбардировок, оказался несостоятельным. Из-за войны образовалась огромная потребность в автомобилях со стороны ВСУ, где легковушки, обычно приобретенные волонтерами, спасают жизнь украинским бойцам, но быстро уничтожаются врагом.

Как отмечает народный депутат Ярослав Железняк, по состоянию на 27 июня в Украину за льготной растаможкой въехало 211 тысяч авто. Общая сумма предоставленной льготы составила 23,5 млрд. грн.

“После новостей об отмене льготы с 1 июля темпы завоза авто значительно выросли. В будни в июне в среднем завозят 4700 автомобилей (ранее было 3,2 тыс.) в день. На самом деле, возможно, было бы в разы больше, но ограничивает пропускную способность иностранной и нашей таможни. Для понимания, на том же Будомеже-Грушеве сейчас очередь 1000 авто на 9,5 км, польская сторона пропускает очень медленно. Ягодин очередь вообще 40 км. Также показательно, что на выходных стали завозить в 4 раза больше обычного. В эту субботу въехало 2400 авто, хотя обычно на выходных эта цифра была меньше 650 авто”, — написал Ярослав Железняк.

По мнению предпринимателя и соучредителя движения "Украина 30+" Павла Себастьяновича, отмена льгот не имеет никакой экономической основы и политической целесообразности.

“Власти решили, что люди никак не могут нажраться, схематозники задолбали, поэтому нужно вернуть пошлины. Наверное, они думают, что люди и дальше будут везти машины в таких же объемах, но еще и платить эти сумасшедшие пошлины. Но ведь этого не произойдет. Введение в действие этого закона – очередной удар по экономике Украины. Любое расширение экономической свободы, частью которой является снижение импортных пошлин, усиливает экономический рост. Чем больше машин въезжает в Украину, тем больше создаются рабочие места на автомойках, в ремонтных мастерских, в магазинах запчастей. Развивается инфраструктура по обе стороны дорог: кафе, АЗС и т.д. Все они платят зарплаты и налоги в бюджет. Никакого минуса от увеличения количества автомобилей нет! С точки зрения малого бизнеса, наличие авто — острая потребность. Что стоило бы сделать правительству, это сократить 100 тысяч чиновников, получающих по 80-100 тыс. грн в месяц! Сэкономленные средства нужно направить на закупку необходимого для ВСУ. Это приблизило бы нас к победе!” – говорит Павел Себастьянович.

Экономист Михаил Крапивко напоминает, что в свое время налоговые льготы вводились для облегчения ввоза автомобилей волонтерами для нужд ВСУ. Но в законе прописано этого не было, как не было никакого контроля над ввозимыми машинами. Это привело к многокилометровым очередям на границах. Часть этих автомобилей действительно направилась в армию и тероборону, но большинство шли на рынок.

“Сейчас эта норма отменяется полностью, без корректировки. Закрывается поступление дешевого автотранспорта, в том числе и для волонтеров с целью обороны. Для армии это будет серьезный удар, учитывая, что машинами ВСУ обеспечивают преимущественно волонтеры, а не государство. А они действительно спасают жизнь солдат. Без них возникнет вопрос о вывозе раненых и снабжении припасами. Вместо того чтобы откорректировать систему, ее просто закрывают”, - говорит Михаил Крапивко.

Что об этом думают депутаты

Председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев, подавший в ВР этот законопроект, считает его правильным и полезным для экономики Украины.

"Важно, что сразу по этому решению последует смягчение валютного регулирования, в том числе отмена ограничений по расчетам за товары некритического импорта", — написал Даниил Гетманцев в своем ТГ-канале после голосования за законопроект сразу в двух чтениях.

Народный депутат Роман Каптелов понимает, что этот закон непопулярен, но отмечает, что Верховная Рада вынуждена во время войны принимать законы, которые не всем нравятся.

“Во время военного положения много решений, даже если они не популярны, нужно принимать. Было время в начале военного положения, когда нужно было срочно исправить ситуацию с товарами, в том числе автомобилями, поэтому и был отменен налог, а для авто установлена ​​нулевая пошлина. Сейчас ситуация другая, в бюджете нужны деньги, чтобы обеспечивать армию и обеспечить победу в войне. Многие нулевые пошлины на ввоз автомобилей использовали в других целях, не для своих нужд, а для перепродажи. Поэтому было принято решение вернуть налог на ввоз автомобилей, причем ввоз гуманитарных автомобилей остается и не отменен. Кстати, для Верховной Рады наступили времена очень непопулярных решений. И это действительность. Нам нужно проголосовать за ряд законопроектов из пакета «кандидата ЕС» и это не считая решений по экономике до зимнего периода”, — отметил Роман Каптелов.

Когда нужно будет платить пошлину за ввоз автомобиля в Украину?

Ответ на этот вопрос знает только Президент Зеленский. Ведь для того, чтобы законопроект стал законом, его должен подписать глава государства. После этого документ должен быть опубликован в официальной газете Верховной Рады “Голос Украины”. Пошлины начнут взимать на следующий после публикации день. Информатор будет внимательно следить за новостями по этому поводу и сразу сообщит вам, когда это произойдет.

Кстати, Закон № 7273 об ограничении публичного использования музыкального продукта государства-агрессора был принят ВР 19 июня и до сих пор ждет подписи Президента. Более подробно о нем Информатор писал здесь.

Ольга Палий

Главное фото: PMG

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.