Украинские медиа сейчас цитируют женщин только в 12,5 % материалов
В Украине уже десятый месяц идёт полномасштабная война из-за вторжения россии. Следствие этого — серьёзно нарушился гендерный баланс у украинских медиа. Начиная со второго квартала 2022 года эксперты Института массовой информации (ИМИ) фиксируют падение присутствия женщин в медиа, из-за чего существенно меняется тематическое наполнение лент новостей.
Специалисты ИМИ провели исследование, которое показало, что в среднем онлайн-медиа сейчас цитируют эксперток только в 12,5 % материалов. Таких низких показателей не было с 2014 года. Женщины как героини сейчас упоминаются в 33 % материалов, в то время как мужчины – в 67 % материалов онлайн-медиа. В сравнении с прошлым кварталом процент присутствия героинь увеличился на 3 %.
ЭКСПЕРТЫ И ЭКСПЕРТКИ УКРАИНСКИХ ОНЛАЙН-МЕДИА
По данным исследования ИМИ, в четвертом квартале 2022 года больше эксперток цитировали на сайте «Общественное.Новости» (43 %). В других медиа в среднем этот показатель составляет от 5 до 14 %. Самый низкий показатель присутствия женщин-эксперток зафиксирован на сайте «Гордон» (5 %).
Относительно тематического наполнения чаще всего в третьем квартале 2022 года эксперты комментировали международную тематику (48,4 % всех комментариев эксперток). Значительно меньше женщины были привлечены в качестве экспертов в материалах о:
«Экспертки также комментировали темы прав человека, погоды, здоровья и науки, однако этих упоминаний было достаточно мало. Для сравнения: в прошлом году женщины чаще всего комментировали политику, международные отношения, криминал и права человека», – говорится в сообщении.
Согласно данным исследования ИМИ, почти половина материалов, где женщины были экспертами, касались международной тематики (48,4 %). Зачастую в качестве эксперта цитировалась президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Значительно меньше было комментариев от премьер-министра Финляндии Санны Марин, президентки Молдовы Майи Санду или госпожи посла США в Украине Бриджит Бринк.
В материалах, относящихся к войне, экспертные комментарии от женщин случались в 10,9 % случаев (из всех комментариев эксперток). Наиболее публичной в этой тематике оказалась руководительница Объединённого координационного пресс-центра Сил обороны Украины «Юг» Наталья Гуменюк. Кроме неё, тему войны также комментировала пресс-секретарь Черниговского пограничного отряда Галина Шеховцова.
«Впрочем, исследователи также фиксируют, что вовлечённость женщин в комментирование темы войны значительно уменьшилась. Например, в третьем квартале женщины комментировали тему войны почти в трети материалов (29,3 %)», – говорят в ИМИ.
В материалах, которые касались общества, женщины как эксперты комментировали материалы, где встречались упоминания о переселенцах, гуманитарной помощи и детях. В украинских медиа женщины-экспертки комментировали 9,4 % материалов.
В материалах, относящихся к экономике и бизнесу, женщины как эксперты комментировали 7,8 % материалов (из всех комментариев эксперток). Эти материалы касались курса валют, экспертных комментариев по ценообразованию.
Значительно меньше женщины комментировали тему криминальной хроники или чрезвычайных ситуаций – 6,3 % материалов (из всех комментариев эксперток). Все экспертки, попавшие в мониторинговый период, были руководительницами пресс-службы или представителями правоохранительных органов.
Мужчины-эксперты, встречающиеся в журналистских материалах, чаще всего комментировали тему войны (65,1 % всех комментариев от мужчин-экспертов). Значительно меньше мужчины комментировали международную тематику (17 %), тему бизнеса и экономики (6,4 %), политическую тематику (4,6 %) и криминальную хронику (1,8 %).
Две трети материалов, где мужчины экспертно комментировали, были связаны с темой войны (65,1 %). Все эти экспертные комментарии касались продвижений ВСУ, обстрелов украинских территорий от российских военных, разрушений инфраструктуры или нанесённого ущерба. В большинстве своём эту тему комментировали руководители военных администраций, мэры городов и представители ОП.
«В мониторинговый период больше комментариев звучало от мэра Мелитополя Ивана Федорова, председателя Черкасской ОВА Игоря Табурца, председателя Луганской ОВА Сергея Гайдая, председателя Донецкой ОВА Павла Кириленко, советника мэра города Петра Андрющенко, председателя Николаевской ОВА Виталия Кима, руководителя Сумской главы Харьковской ОГА Олега Синегубова. Также случались комментарии от представителей офиса ОП — Кирилла Тимошенко, Подоляка, Ермака и Арестовича. Также тему войны комментировали профессиональные военные: Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и представитель ГУР Минобороны Вадим Скибицкий», – говорится в исследовании.
17 % материалов с комментариями мужчин-экспертов касались международной тематики. Эти материалы в основном связаны с войной в Украине. В 6,4 % материалов мужчины были экспертами по бизнесу и экономике. Эту тему комментировали владельцы бизнеса, аналитики или представители предприятий.
В материалах о политике мужчины комментировали в 4,6 % (из всех комментариев экспертов). Чаще комментировали эту тему представители городской власти и всеукраинские политики. И только 1,8 % материалов касались криминальной хроники или чрезвычайных ситуаций. Комментировать эту тему представители правоохранительных органов и ГСЧС.
«Кроме этого, также случались экспертные комментарии мужчин по теме культуры, погоды и общества. Впрочем, процентный показатель этих материалов был довольно скудный», – говорится в сообщении.
ГЕРОИНИ И ГЕРОИ ОНЛАЙН-МЕДИА
Процент присутствия женщин-героинь в медиа вырос на 3 % по сравнению с предыдущим кварталом и сейчас составляет 33 %. Это ровно вдвое меньше, чем показатель присутствия мужчин – 67 %.
Больше всего упоминаний о женщинах-героинях в таких медиа, как УНИАН (51 %) и ТСН (44 %). Впрочем, столь высокий показатель совсем не равен качественному контенту. В основном эти упоминания являются стереотипными и сексистскими.
Чаще всего в онлайн-медиа женщины как героини попадались в материалах о шоу-бизнесе 34 %. Почти пятая часть упоминаний о женщинах касалась криминальной хроники (19,4 %). Женщины как героини публикаций встречались в 10,4 %, аналогичное количество публикаций имеют героини в международной тематике. Упоминания о женщинах-спортсменках встречаются в 6,9 % публикаций в украинских медиа.
«Количество упоминаний о женщинах в теме шоу-бизнеса возросло более чем вдвое в четвёртом квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом (с 16 до 34 %). Традиционно больше всего сексистских и унизительных новостей разместили на ТСН и УНИАН. Кроме сексизма, здесь ещё и продвигается стереотип о «настоящей хозяюшке», – говорят исследователи.
Исследование показало, что с 24 февраля в течение нескольких месяцев в украинских медиа продолжалось «сексистское затишье». Редакции почти не публиковали унизительных текстов и заголовков о женщинах. Однако редакции постепенно возвращаются к жёлтым практикам.
«Кроме того, в украинских медиа попадались материалы о лукизме и сексизме относительно известных женщин. Журналисты в первую очередь обращали внимание не на профессионализм женщин героинь или их личные качества. А скорее на их внешний вид и одежду. Например, в материале о Нэнси Пелоси, спикере палаты представителей США, посетившей вручение Премии Центра Кеннеди, журналисты решили подробно рассказать о её внешнем виде. В материале не было упоминаний о достижениях Пелоси или о самой награде.«Для церемонии политик выбрала элегантное платье нежно-кремового оттенка, которое дополнила жакетом, сшитым из тонких лент», – пишет IМI.
В 19,4 % случаев женщины были героинями публикаций криминальной хроники. В мониторинговый период случались упоминания о героинях как жертвах последствий войны, несчастных случаев или как коллаборанток. У 10,4 % материалов женщины были героинями материалов в международной тематике. В мониторинговый период чаще всего упоминания женщин в этой тематике были посвящены Урсуле Фон дер Ляйен и объяснению, что она ошиблась в своём спиче о «100 тысяч погибших украинских военных».
Упоминания о женщинах как героинях в материалах о спорте встречались в 6,9 % публикациях. Значительно меньше героинь в материалах о политике, правах человека, обществе, культуре и здоровье.
О мужчинах как героях публикаций больше всего упоминали в материалах о криминале (26,1 %). Также в международных новостях (23,3%), в материалах о спорте (15,3 %), войне (13,6 %) и шоу-бизнесе (9,4 %).
Чаще всего в медиа мужчины как герои попадались в материалах криминальной хроники (26,1 % всех упоминаний о героях). Героями этих публикаций были участники ДТП, несчастных случаев, воры и коллаборанты. Что касается героев международной тематики, то таких материалов зафиксировано 23,3 %. В мониторинговый период в большинстве своем упоминания касались российской власти и других иностранных политиков.
В 15,3 % материалов мужчины были героями публикаций о спорте. Упоминания о мужчинах как героях публикаций о войне встречались в 13,6 % материалов. В этой теме мужчины чаще всего упоминались как погибшие герои на войне, жертвы обстрелов россиян.
«В материалах о шоубизнесе мужчины были героями в 9,4 % публикаций. Традиционно сексистского или унизительного контента в отношении мужчин украинские медиа не публиковали», – подчеркивают специалисты.
ФЕМИНИТИВЫ
Исследование показало, что 40 % онлайн-медиа не используют систематически феминитивы. К примеру, в материалах о погоде «Корреспондент» употребляет лексему «синоптик», хотя украинские медиа давно уже практикуют термин «синоптикиня».
Издание РБК-Украина во время упоминания премьер-министра Финляндии Санны Марин в тексте употребило «премьер-министр». А также в материалах, где упоминалась Урсула фон дер Ляйен, редакция употребила «президент исполнительной власти Европейского Союза».
Редакция УНІАН в материале о Бриджит Бринк употребила «посол», впрочем употребление «госпожа посол» более приемлемо для норм украинского языка. Также были упоминания, где Наталку Диденко титровали «синоптик», вместо «синоптикиня».
Журналисты «Цензора» частично употребляли феминитивы в своих материалах. Один из примеров, где были упоминания с употреблением «министерша», но уже в другом тексте писали «Премьер-министр Финляндии Санна Марин».
«Исследование контента проводилось в ноябре-декабре 2022 года в 10 общенациональных интернет-медиа: ТСН, УП, НВ, Цензор, Главком, РБК Украина, Корреспондент, УНИАН, Гордон, Суспільне. Выборка составила 1000 новостей (по 100 новостей из каждого исследования)», – отмечают в IМI об исследовании.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале «Информатор Live». Подписаться на канал в Viber можно здесь.