Евросоюз нуждается в расширении, чтобы гарантировать свое влияние в мире, но это означает вызов системе управления
ЕС рассматривает возможность расширения путем присоединения Украины, Молдовы и стран Западных Балкан, но вызовом является именно вопрос эффективного руководства таким огромным образованием. Ответом может стать проект реформ, предусматривающий отказ от части прав национальных государств, в частности, практики принятия решений по важнейшим вопросам после одобрения всех стран-членов. Некоторые политики и партии выступают против такой идеи, ведь это означает фактическое превращение ЕС в супердержаву. В то же время изменения неизбежны, если евросообщество хочет и дальше играть важную роль в мире и вовремя реагировать на геополитические вызовы.
По данным Bloomberg, исполнительный орган ЕС уже в октябре, на саммите в Испанской Гранаде, будет предлагать странам-членам начать переговоры о членстве с Украиной. Лидеры стран смогут подписать это решение на саммите в декабре, в этом отношении ожидается сопротивление Венгрии. Но на самом деле, на процесс евроинтеграции может повлиять даже не столько желание Киева проводить реформы или противодействие «друзей кремля», сколько способность самого Евросоюза провести реформы управления, чтобы интегрировать новых членов.
Кроме Украины, в Брюсселе хотят видеть в своем составе Молдову, страны Западных Балкан, в частности Сербии, планируют также предоставить новые ободряющие сигналы для курса на объединение с ЕС народа Сакартвело и Косово. Брюссель считает такие шаги необходимыми, чтобы справиться с проблемой распространения влияния Пекина и москвы в регионе, ведь они могут воспользоваться возможностью подрывать стабильность и создавать угрозы для демократического Запада.
Урсула фон дер Ляен, глава Еврокомиссии, заявила, что открывая двери для новых кандидатов, Евросоюз хочет приобрести "геополитический вес и способность действовать". Это необходимо также по экономическим соображениям, ведь ЕС для того, чтобы оставаться на верхушке мировой политики, требует новых ресурсов, а главное, увеличения человеческого потенциала, а Украина имеет вдвое больше граждан , чем все Западные Балканы вместе взятые.
В ЕС прочно задумались, как управлять таким расширением, ведь каждый член союза может наложить «вето», что существенно ограничивает способность эффективно управлять и реагировать на вызовы. С этой формой управления страны-члены знают, что их интересы будут учтены, однако принятие консенсусных решений с каждым расширением дается все труднее: относительно легко согласовать позиции 15 стран, подписавших соглашение об образовании в 1992 году, но теперь речь уже о 27 государствах, при этом речь идет о расширении до 35–36 членов. Да и Армения после предательства рф, своего союзника по ОДКБ заговорила о поиске нового геополитического вектора.
«Расширение ЕС и вступление в него стран с Западных Балкан, Молдовы и Украины не повлекут за собой паралич Европейского Союза, если этому предшествует реформа Сообщества», — сказала глава немецкой дипломатии Анна Луерманн.
19 сентября группа франко-германских экспертов опубликовала отчет под названием «Плавание в открытом море: реформирование и расширение ЕС для 21 века». В нем подробно проанализированы вызовы перед которыми стоит Евросоюз и рекомендуется расширяться, чтобы эффективно им противостоять. Франко-германские эксперты отмечают необходимость установления как можно более тесных связей между странами и более широкого привлечения граждан к общей политике ЕС, а не только к положению дел в национальных государствах. Эксперты считают, что национальные правительства должны уступить часть суверенитета, такие как право «вето», чтобы ЕС стал более жизнеспособным и влиятельным.
Решение, особенно в отношении внешнеполитических дел или безопасности, должно приниматься квалифицированным большинством — специфическая европейская практика голосования, при которой каждая страна имеет разный вес голоса, в зависимости от количества населения. Проект реформ включает расширение политического влияния Европейского Парламента и Еврокомиссии, а также создание центрального Министерства финансов, совместных вооруженных сил и скоординированного из центра военно-промышленного комплекса.
Если сторонники реформ победят, ЕС де-факто превратится в супердержаву, приблизится к модели Соединенных Штатов, где Вашингтон руководит внешней и федеральной политикой, но и местные власти имеют широкую автономию. Все понимают, что реформы необходимы, в то же время некоторые страны и правые партии считают, что это уже слишком и означает почти утрату национального суверенитета, ведь увеличивает централизацию власти и создает риски недостаточного учета разницы в уровне экономического развития между странами ЕС.
Большую централизацию Евросоюза поддерживают влиятельные игроки, имеющие наибольшее количество голосов во время квалифицированного голосования, такие как Германия и Франция. В то же время, правые партии даже в этих странах традиционно пытаются отстоять большую самостоятельность. А вот Брюссель однозначно за.
«Я всегда поддерживать эту Палату — и всех, кто хочет реформировать ЕС и сделать так, чтобы он работал лучше для граждан. И да, это значит, в том числе из-за подписания Европейской конвенции и изменения Договора, если и где это необходимо», — сказала с трибуны в Европейском парламенте Урсула фон дер Ляен.
В Париже и Берлине считают, что расширение союза без реформы управления станет политическим самоубийством проекта. По убеждению президента Эммануэля Макрона и канцлера Олафа Шольца без этого нельзя объединять новых членов.
«Однако ЕС с 30 или 36 странами-членами будет выглядеть иначе, чем сегодняшний Союз. Это само собой разумеется. Центр Европы движется к востоку, можно сказать, перефразируя историка Карла Шлегеля. В этом расширенном Союзе разногласия между государствами-членами будут расти в том, что касается политических интересов, экономического влияния и систем социального обеспечения. Украина – не Люксембург, и Португалия смотрит на вызовы мира иначе, чем Северная Македония», – объяснил свое видение Шольц.
Но это не входит в планы политических элит неких государственных стран. Венгрия под руководством Виктора Орбана имеет серьезный конфликт с центральными властями ЕС. Будапешт обвиняет Брюссель в давлении, вмешательстве во внутренние дела и попытке навязать «либеральные ценности». В то же время еврочиновники упрекают венгерские власти в попытке установления автократии и расширенного сотрудничества с Китаем и россией.
«Осенью на нас скоординировано нападут противники Венгрии, потому что хотят, чтобы мы вступили в войну; этого хочет империя Сороса, и этого хочет Брюссель, американские демократы… ЕС также хочет ввести мигрантскую и сексуальную пропаганду в наших школах, и мы должны даже отказаться от нашей внешней политики, иначе они задержат деньги из Брюсселя», — предсказывает бурную осень премьер -министр Венгрии.
Однако не только одиозный венгерский премьер против реформы ЕС: консервативная «Право и справедливость» (PiS), формирующая правительство Польши тоже сошлась в жестком клинче с Брюсселем, в частности из-за спора, связанного с судебной реформой, которая, по мнению еврочиновников, концентрирует власть в руках правящей партии. Варшава выступает за скорейшее вступление Украины в ЕС, однако считает, что реформы управления, как их видит то же Макрон, нельзя допустить. Большие власти Брюсселя, по мнению PiS, на руку преимущественно густонаселенным странам, таким как Германия и Франция, и противоречат интересам Польши. А исчезновение возможности наложить «вето» на решение относительно национальной безопасности и внешней политики, считает Варшава, элементарно опасно для страны.
«Некоторые политики прямо предлагают трансформировать сообщество суверенных государств в федерацию с Европейской комиссией как центральным правительством во главе. А это на практике означает, что граждане государств-членов будут лишены какого-либо влияния в своих странах", — заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
До сих пор условия существования ЕС «были тепличными», а вот во время геополитических «штормов» евросообщество продемонстрировало неспособность быстро действовать. Но, как отмечает издание Balkanin Sight, российская агрессия против Украины побудила Евросоюз к пробуждению. Европейские элиты сбросили дрему фукуямовского «конца истории» и обнаружили, что в мире заморожена глобализация. Теперь очевидно, что ЕС должен быть более решительным и единодушным, если хочет иметь влияние в условиях противостояния США и Китая, которое набирает все большие обороты.
«В мире, в котором кто пытается захватывать страны одну за другой, мы не можем позволить себе оставить наших европейцев позади. В мире, где размер и вес имеют значение, очевидно, что в стратегических интересах и интересах безопасности Европы развивать наш Союз», — заявила Урсула.
Интересы государственных и Брюсселя не непременно обязаны противоречить друг другу, вопрос лишь в том, как их уравновесить, напротив, пример ЕС как раз обосновывает, что в единстве сила. В конце концов, Венгрия или Сербия, где сильные влияния КНР и россии, нужны авторитарным правительствам именно потому, что они дают возможность влиять на политику целого Евросоюза. Если бы значение ЕС упало, персонажи, как Орбан, были бы никому не нужны. Но и без уверенности в том, что интересы каждого государства учтены, не может быть эффективной политики всего сообщества.
«Потому что единство является основой силы ЕС. Единство – лучший способ убедиться, что решения одинаково хорошо выполняются. Существуют разные способы стать едиными... Но избежать этой дискуссии сейчас невозможно», — заявил спикер Европарламента Шарль Мишель.
Изменения неизбежны и в Украине: хотя война еще далека от завершения, нас точно видят в составе Евросоюза, об этом говорит хотя бы появление в СМИ письма от Белого Дома с перечнем реформ осуществить Киев в ближайшее время. Украинские политики, даже если они этого не захотят, не смогут противостоять объединенному давлению Запада и гражданского общества и должны будут проводить изменения в расширении демократических прав и свобод. Объяснение таких шагов Запада простое — в Брюсселе до сих пор радуются тому, что заморозили евроинтеграцию Турции и теперь по крайней мере президент Реджеп Эрдоган, с его авторитарными замашками, не следует Орбану, рассказывая с трибун Европарламента о Соросе.
Несколько европейских государств, как Норвегия, Швейцария и Исландия ранее подавали заявки на членство в ЕС, но потом отказались от этой идеи. Большим вызовом для ЕС стал «Брекзит» – процедура выхода Великобритании из ЕС. В большинстве своем аргументами против присоединения были уменьшение экономической и политической самостоятельности стран — с уровнем жизни и правами граждан в таких странах, как Ирландия, все в порядке. Но показательно, что большинство жителей Британии заявили, что поддержат возвращение в Евросоюз. У Украины, Молдовы и Грузии вообще нет другого варианта, чем евроинтеграция, иначе москва никогда не оставит попыток вернуть бывшие колонии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.