UA

От Белого дома разослали письмо с перечнем реформ, которые Украина должна провести для получения помощи: СМИ опубликовали перечень

Читати українською

В документе прописаны изменения по приоритетности их внедрения от 3 месяцев до полугода, одного года и 18 месяцев

Читати українською
Белый дом требует реформ, письмо получили в ОП и Шмыгаль
Премьер-министр Денис Шмыгаль и Офис Президента также получили соответствующее письмо, сообщает УП

В документе прописаны изменения по приоритетности их внедрения от 3 месяцев до полугода, одного года и 18 месяцев

Украина должна продолжать ряд реформ для оказания ей военной помощи США. Объем новшеств и сроки их выполнения были утверждены в Белом доме. По информации УП, письмо с подробностями уже отправлено в адрес Координационной платформы доноров и лично премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и в адрес Офиса Президента Украины.

Как пишет "Украинская правда", письмо отправил заместитель советника Белого дома по нацбезопасности по вопросам международной экономики Майк Пайл. В документе прописаны изменения по приоритетности их внедрения: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, один год, 18 месяцев.

Они касаются функционирования Наблюдательных советов Государственных предприятий, антикоррупционных органов (САП, НАБУ, НАПК), Высшего совета правосудия, в целом судебной ветви власти. Также приоритетными в течение года указаны изменения работы Министерства обороны Украины и всех силовых ведомств.

Приводим полный перевод письма, которое опубликовала "Украинская правда", с перечнем приоритетных реформ, связанных с условиями оказания помощи от США:

1. Имплементация регламента REMIT: не позднее 1 апреля 2024 года. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг утверждает порядок, объем и периодичность предоставления информации о торговле оптовыми энергетическими продуктами, связанной с законодательством по обеспечению добропорядочности и прозрачности оптового рынка электроэнергии (REMIT).

2. Наблюдательные советы государственных предприятий (ДП) *Условие макрофинансовой помощи ЕС:

  • Ввести по седьмому члену в наблюдательные советы Укрэнерго и Нафтогаза;
  • Завершить законодательный процесс корпоратизации Энергоатома и избрать независимый наблюдательный совет;
  • Передача ОГТСУ в собственность Министерства энергетики, принятие нового устава компании и избрание нового независимого наблюдательного совета *Структурный критерий МВФ;
  • Принять Закон о корпоративном управлении ГП (законопроект 5593-д) в соответствии с рекомендациями ОЭСР к осени 2023 года, чтобы обеспечить прозрачное и основанное на принципах выдвижения, отбор и переназначение высококвалифицированных независимых профессионалов на должности членов наблюдательных советов ГП и ввести процедуру оценки наблюдательных советов (предотвращение устранения членов наблюдательных советов в произвольном порядке);
  • Избрать и ввести новый наблюдательный совет для вновь образованного ГК Украинская оборонная промышленность (бывший "Укроборонпром") в соответствии со стандартами ОЭСР.

Приоритеты на 0-3 месяца

  1. Усилить Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП):
    а. Верховная Рада примет Закон о реформировании Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) в соответствии с параметрами структурного критерия МВФ. Закон должен содержать положения о: (а) совершенствовании процедур отбора руководителя и ключевых должностных лиц САП для обеспечения прямого и содержательного участия независимых экспертов в организации конкурса; (б) усиление возможности САП регулировать свою организационную деятельность; и создание механизмов дисциплины и подотчетности руководства САП (включая оценку эффективности работы и периодический внешний аудит, проводимый внешними экспертами по международному опыту). *Критерий МВФ на конец декабря. Б. б. Внести изменения в законодательство с целью уточнения отношений между руководителем САП и Генеральным прокурором для усиления процессуальной независимости САП по своим делам, а также предоставить САП отдельные полномочия по экстрадиции и взаимной правовой помощи (MLAT).

  2. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ): Увеличить количество следователей минимум на 300 человек; усилить криминалистическую способность НАБУ в соответствии с международными стандартами и гарантиями; сформировать общественный наблюдательный совет; предоставить НАБУ право на прослушивание; сохранить независимость НАБУ и исключительные полномочия по расследованию резонансных дел о коррупции.

  3. Восстановить требования к раскрытию информации об активах и финансовой отчетности: Принять законопроект 8071, который возобновляет обязательное декларирование активов для всех государственных служащих и судей, включая все декларации за 2021 и 2022 годы, чтобы способствовать большей подотчетности. Возобновить раскрытие информации о финансовой деятельности политических партий. Упростить систему декларирования активов путем объединения с другими базами данных и реестрами в соответствии с юридическими обязательствами публичных служащих представлять правдивые и своевременные декларации. *Структурный критерий МВФ.

  4. Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК): Обеспечить независимый, прозрачный, конкурентный и своевременный отбор нового главы НАПК на основе проверки его независимости, компетентности и добродетели в соответствии со стандартами ОЭСР.
  5. Завершить перезапуск Высшего совета правосудия (ВСП): Создать Службу дисциплинарных инспекторов при непосредственном и конструктивном участии независимых экспертов, обеспечив подбор высококвалифицированных инспекторов, добропорядочных, профессиональных и с надлежащим вознаграждением, а также восстановить дисциплину). *Условие макрофинансовой помощи от ЕС.

Приоритеты на 3-6 месяцев

  1. Высший антикоррупционный суд (ВАС): Внести изменения в законодательство об увеличении количества судей и разрешить рассматривать определенные дела единолично, а не коллегией из трех судей, что будет способствовать справедливому и эффективному рассмотрению растущего количества коррупционных дел.

  2. Национальный антимонопольный комитет Украины: не позднее 1 января 2024 Антимонопольный комитет Украины введет обновленные процедуры рассмотрения заявлений о концентрации и проведения проверок антиконкурентных действий, связанных с нарушением антимонопольного законодательства (Закон 5431).

  3. Создать Высший административный суд Украины (ВАСУ): Принять Закон о создании нового специализированного суда по рассмотрению административных дел против государственных органов, укомплектованного должным образом проверенными судьями, после ликвидации Окружного административного суда г. Киева.

  4. Реформировать Верховный суд (ВСУ): Проверить добропорядочность действующих судей Верховного суда в связи с резонансными коррупционными делами с участием бывшего главы Верховного суда и Большой Палаты Верховного суда и избрать новых судей Верховного суда для заполнения вакантных мест с помощью прозрачного процесса с привлечением независимых экспертов и гражданского общества.

Приоритеты на один год

  1. Усилить Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА): Внести изменения в закон об АРМА, чтобы обеспечить открытый, конкурентный и основанный на заслугах отбор руководства с обязательной проверкой на добропорядочность. Обеспечить проведение нового конкурса на должность руководителя в течение года. Повысить эффективность и прозрачность управления и распоряжения арестованными и конфискованными активами в АРМА или любом другом государственном учреждении, на которое возложена эта функция.

  2. Перезапустить подбор и квалификационную оценку судей в рамках новой Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) при активном участии Общественного совета добродетели (ОСД): Внести изменения в законодательство с целью усовершенствования отбора судей путем оптимизации этапов конкурса, пересмотра длительности обязательного обучения судей, утверждение и обнародование нормативно правовых актов, включая четкие критерии оценки и методологию подсчета баллов. Поддержать перезапуск отбора судей для заполнения около 2000 судейских вакансий и квалификационной оценки около 1500 действующих судей при содержательном участии восстановленной ГРД. *Условие макрофинансовой помощи от ЕС

  3. Реформа Конституционного суда Украины (КСУ): Внедрение принятого Закона №3277-IX путем создания Консультативной группы экспертов при активном участии экспертов Венецианской комиссии, ЕС и США, а также поддержки процесса проверки кандидатов на должности судей КСУ. *Принятие Закона №3277 было одним из семи требований для начала процесса вступления Украины в ЕС.

  4. Внедрить программу либерализации тарифов на природный газ и электроэнергию: Внедрить план действий, направленный на либерализацию тарифов на газ и электроэнергию для лучшего обеспечения энергосбережения и финансовой устойчивости компаний и операторов, одновременно разработать схемы целевой поддержки для уязвимых потребителей в контексте реформирования субсидий на электроэнергию. Принять меры по дальнейшей либерализации цен на газ и электроэнергию, а также подготовиться к развитию "зеленой" энергетики и интеграции энергосистемы между Украиной и ЕС. Сопровождать процесс либерализации механизмами социальной защиты для смягчения влияния на более бедные слои населения.

  5. Усилить Счетную палату Украины (СПУ) и Государственную аудиторскую службу Украины (ГАСУ): Внести изменения в законодательство, способствующие повышению прозрачности и подотчетности во время послевоенного восстановления Украины путем усиления самостоятельности и профессионализма этих двух институтов. Обеспечить независимый, прозрачный, конкурентный и своевременный отбор членов правления СПУ с проверкой их независимости, компетентности и добропорядочности. Усилить полномочия СПУ по аудиту органов местного самоуправления, государственных предприятий и деятельности в сфере государственных закупок.

  6. Министерство обороны (МО):
  • Реформировать процессы и процедуры вооружения и государственных закупок в соответствии со стандартами НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкуренции в сфере оборонных закупок без ущерба для боеспособности страны.
  • Принять комплексную поправку 4210 к Закону о национальной безопасности, направленную на усиление демократического гражданского контроля и мониторинга вооруженных сил, модернизацию системы командования и управления в соответствии с принципами НАТО, а также трансформацию процессов управления и оборонного планирования с целью повышения уровня оперативной совместимости с НАТО.
  • Трансформировать системы оборонного планирования и управления ресурсами с целью повышения прозрачности, противодействия коррупции и усиления оперативной совместимости с НАТО.
  • Реорганизовать процессы и процедуры закупки военных вооружений и государственных заказов в соответствии со стандартами НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкурентоспособности в сфере оборонных закупок.
  • Модернизировать системы управления кадрами и военного образования в соответствии с принципами, стандартами и доктриной НАТО.
  • Инвестиции в программы "Женщины, мир, безопасность" (ЖМБ).

Приоритеты на 18 месяцев

    1. Начать реорганизацию Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ): Провести открытый, конкурентный и основанный на профессиональных достижениях отбор нового руководства и обязательную переаттестацию персонала БЭБ. Создать авторитетный дисциплинарный комитет и заменить сотрудников, не отвечающих этическим и профессиональным стандартам.

    2. Служба Безопасности Украины: Принять законопроекты по реформированию и последующей реструктуризации Службы безопасности Украины (СБУ), в частности ограничить правоохранительные полномочия СБУ контрразведкой, антишпионской деятельностью, кибербезопасностью и борьбой с терроризмом. Провести этическую и профессиональную аттестацию лиц, претендующих на работу в СБУ (и переаттестацию тех, кто уже работает в СБУ). Создать авторитетный дисциплинарный комитет и заменить сотрудников, не отвечающих этическим и профессиональным стандартам. Ужесточить парламентский и гражданский надзор за деятельностью СБУ. Реструктурировать процесс запроса на законный перехват данных (прослушивание) и предоставить другим учреждениям возможности осуществлять судебный перехват данных отдельно от СБУ. Ввести прозрачный процесс найма руководства со значимой и постоянной международной вовлеченностью.

    3. Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности / "Украинская Оборонная Промышленность" (бывший "Укроборонпром"): Создать наблюдательный совет ГК "Украинская Оборонная Промышленность" (УОП), который будет соответствовать стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая участие иностранных экспертов по вопросам обороны. Укрепить межведомственные связи (например, офисы связи и закупок) с органами планирования МОУ и Генерального штаба, чтобы обеспечить надлежащую работу УОП в соответствии с насущными потребностями страны. Внедрить стандарты НАТО по прозрачности, подотчетности, эффективности и конкуренции в оборонно-промышленном секторе. Ввести процедуры прозрачности (даже учитывая требования военного времени по секретности), чтобы позволить дальнейший аудит и избежать даже видимости политических или коррупционных проявлений в оборонном производстве.

    4. Национальная полиция Украины (НПУ): Внедрить прозрачную, основанную на профессиональных достижениях, систему кадрового отбора и карьерного роста. Усилить подразделения внутренних расследований и генеральной инспекции НПУ, вывести подразделения генеральной инспекции из-под контроля областного руководства. Расширить юрисдикцию патрульной полиции на районы и заменить участковые подразделения патрульной полиции. Внедрить современные и практические обучающие модули во все аспекты подготовки сотрудников полиции.

    5. Завершить реформирование Офиса Генерального прокурора (ОГП): Завершить этическую и профессиональную аттестацию лиц, претендующих на работу в ГПУ (и переаттестацию тех, кто уже работает в ОГП). Создать авторитетный дисциплинарный комитет и произвести замену сотрудников, не отвечающих этическим и профессиональным стандартам. Ввести систему оценки значимости дел для согласования по приоритетности при распределении дел.

    6. Государственная таможенная служба (ГТС): Разработать и обеспечить реализацию комплексной стратегии реформирования таможенной службы, в том числе согласование нормативно-правовой базы с законодательством ЕС (включая криминализацию масштабной контрабанды), упрощение и оцифровку таможенных правил, а также внедрение антикоррупционных инструментов. Провести этическую и профессиональную аттестацию лиц, претендующих на работу в таможенной службе (и переаттестацию работающих в ней). Просмотреть процесс отбора руководства ГТС, чтобы обеспечить прозрачный и основанный на профессиональных достижениях процесс, предусматривающий конструктивное участие международных экспертов. Создать авторитетный дисциплинарный комитет и заменить сотрудников, не отвечающих этическим и профессиональным стандартам. Реорганизовать и укомплектовать подразделение внутренних расследований ГТС. *Меморандум об экономической и финансовой политике МВФ

    7. Государственная пограничная служба (ГПСУ): Наладить безопасный и надежный обмен информацией между ГПСУ и пограничными службами стран ЕС с целью повышения эффективности трансграничного перемещения людей и торговли. Усовершенствовать процессы отчетности об инцидентах и ​​транспортных потоках (людей и грузов), а также бизнес-приложения, чтобы обеспечить точную статистическую отчетность для общественности. Усовершенствовать процессы информирования о коррупции, в частности обеспечить защиту сообщающих о нарушении граждан в рамках службы.

    8. Генеральные инспекторы по вопросам восстановления: Просмотреть и принять довоенный законопроект о создании института генеральных инспекторов в каждом ключевом министерстве, привлеченном к восстановлению, с полномочиями (1) передавать уголовные дела в НАБУ или другие соответствующие антикоррупционные следственные органы на предвзятость и (2) выявлять и предотвращать расточительство, мошенничество и злоупотребления в министерствах.

Прогнозы экономической ситуации в Украине

В МВФ отмечают, что основные факторы влияния 2022 года, возможно, продолжат действовать и в последующие годы. В частности, это жесткая денежно-кредитная политика центробанков в стремлении сдержать инфляцию. А также ограниченные бюджетные резервы для смягчения шоков на фоне исторически высокого уровня долговых обязательств, скачки цен на сырье и "геоэкономическую фрагментацию" в результате полномасштабного вторжения россии в Украину, а также открытие экономики Китая.

Международный валютный фонд в обзоре мировой экономики World Economic Outlook снова отказался от прогноза по Украине далее текущего года. Хотя в утвержденной конце марта программе EFF он дал прогноз вплоть до 2027 года. "Для Украины все прогнозы на 2024–2028 гг. опущены из-за чрезвычайно высокой степени неопределенности", - отметил фонд в WEO.

Экономист Сергей Фурса отметил, что украинская экономика в период войны упала на 25% по сравнению с результатами 2021 года. Но это гораздо меньше, чем мы могли ожидать. Удержать ситуацию помогли реформы, проведенные после 2014 года, и западная помощь, которая гарантирована Украине на 4 года. Из-за обуздания инфляции Сергей Фурса прогнозирует, что вскоре НБУ снизит учетную ставку.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.