UA

Как сдать на права в Киеве без взяток в 2023 году. Лайфхаки и личный опыт

Читати українською

Личный опыт сдачи экзамена в Сервисном центре, который поможет будущему водителю уверенно чувствовать себя за рулем во время экзамена

Читати українською
Автомобиль
Некоторые водители с опытом вообще не верят, что на права можно сдать честно

Личный опыт сдачи экзамена в Сервисном центре, который поможет будущему водителю уверенно чувствовать себя за рулем во время экзамена

«Ты сам не сдашь, заплати 100 долларов и не парься, я сам за сало сдавал и отлично езжу», – говорит таксист по дороге в сервисный центр МВД. Эти слова я слышал за время учебы много раз. Сдавать за взятку советуют опытные водители, на взятку может мягко намекать автошкола, в конце концов ваше терпение также может дать слабину. Но не сдавайтесь. В этом материале я расскажу о своём опыте сдачи на права и поделюсь лайфхаками, которые помогут вам стать уверенным водителем и честно получить заветный «пластик».

Сдача на права в Украине в 2023 году: ключевые изменения по сравнению с прошлыми годами

В порядок сдачи экзамена постоянно вносятся коррективы. Экзаменационные маршруты могут изменяться, дополняться, сокращаться, но меняется порядок экзаменов.

К примеру, ещё год назад практика делилась на два этапа:

  1. Экзамен на площадке;
  2. Экзамен в городе.

То есть раньше на площадке водитель демонстрировал умение совершать маневры – парковку, разворот и т.д. В городе нужно было только проехать коротким маршрутом.

Сейчас практический экзамен сдаётся в один этап. Соответственно, инструктор может потребовать от вас припарковать автомобиль в городе, совершить разворот или другой маневр в городских условиях. Теперь парковка выполняется не между столбиками, а между настоящими машинами в городе.

То есть экзамен стал сложнее. В то же время ничего сверхъестественного от вас не потребуют, ведь эти маневры ежедневно совершают тысячи водителей во время поездок по маршруту работа – дом.

То есть оттачивать умение парковаться, разворачиваться, заезжать в нужные полосы в условиях города – объективно здоровое требование, которое поможет обезопасить себя и других участников движения во время езды.

Также с июня сдавать практический экзамен можно только на автомобиле сервисного центра. Я сдавал 27 мая, то есть успел сдать на машине автошколы.

Это требование в разговорах с инструкторами рассматривается как спорное. Садиться на незнакомую машину и сразу ехать на ней в город бывает непросто даже для опытных водителей, что говорить о новичках.

Но здесь есть лайфхак. Вы можете ознакомиться с автопарком сервисного центра и подобрать себе автошколу с подобным автомобилем. К примеру, если в сервисном центре будет, условно, Skoda Citigo, идентичным автомобилем будет Vokswagen UP или Seat Mii. Даже если подобрать для обучения машину схожую с экзаменационной по габаритам и классу, вам не трудно проехать на ней маршрут.

О самих маршрутах следует поговорить раздельно.

Экзаменационные маршруты для сдачи экзамена в Киеве: стоит ли их зубрить

Об этом не всегда говорят в автошколе, но экзаменационные маршруты опубликованы на сайтах сервисных центров, и вы прямо сейчас можете с ними ознакомиться. Вот, к примеру, как выглядит экзаменационный маршрут № 1 в ТСЦ МВД № 8041 с официального сайта МВД:

екзаменаційний маршрут №1 у ТСЦ МВС № 8041 з офіційного сайту МВС

Важно: Инструктор вам скажет, что инспектор может отходить от маршрута, но в реальности этого почти не происходит. Здесь действует логика — соблюдая четко маршрут, экзаменатор уберегает себя от ненужных упреков в предвзятости.

Поэтому следует сразу готовиться к тому, что если в начале пути, условно, вас попросили повернуть направо, то вас ожидает один маршрут, если налево – другой. Так вы заранее сможете в голове построить путь, и заранее знать, что вас ждет через 100, 200 или 500 метров.

Значит ли это, что нужно зубрить маршруты? – Однозначно нет.

Задача инструктора – научить вас ездить по городу, ведь автомобиль – это не трамвай, а значит, если на дороге будет ремонт (что, кстати, случается и с экзаменационными маршрутами тоже), вам придется искать объезд. Для этого вы должны уметь управлять. Но и учить маршруты, без излишнего фанатизма, тоже необходимо.

Как выучить экзаменационный маршрут в три этапа

Как было описано выше, «зубрить» маршруты с инструктором — пустая трата своих сил. Лучше тратить деньги именно на обучение вождению, а перед экзаменом посвятить 2-3 занятия проезду маршрутов, которые вам придется проехать на экзамене.

В общем, самостоятельное «домашнее» изучение маршрутов я разделил на 3 этапа:

  1. Изучение маршрута по карте.
  2. Изучение маршрута по Youtube.
  3. Личный обход маршрута.

Далее остановимся на каждом из этапов.

Экзаменационный маршрут на гугл-картах: на что обращаем внимание прежде всего

Обнаружив маршруты на сайте Сервисного центра, ознакомьтесь со знаками, указанными на схемах. Обычно такие же знаки вас ждут и в пути (могут добавиться временные знаки).

Просмотрите маршрут через Google-карты, используя сервис «Просмотр улиц».

Так вы поймёте, сколько полос, где есть места для разворотов, какие знаки там установлены на момент создания снимков.

Екзаменаційний маршрут через Google Street View

Тщательно пройдите по карте маршрут, рассмотрите развязки, поймите, где сколько места. Однако учитывайте, что снимки могут быть актуальны на 2015 год (как фото выше). Так что знаки с тех пор могут измениться.

Ознакомившись с самим маршрутом, и поняв примерно его расположение по другим улицам, переходите к роликам на Youtube.

Экзаменационные маршруты в Киеве в Youtube: как их искать

Автошколы снимают проезд маршрутов на видеорегистратор, объясняя, где и почему нельзя парковаться, где на какой-то знак следует обратить внимание, как на каком перекрестке лучше развернуться.

Искать маршруты просто. Просто вбиваем в поиск номер ТСЦ (сервисного центра) и слово «маршрут». В моем случае – «ТСЦ 8041 маршрут».

Мне повезло, у меня было три инструктора, которые проезжали маршруты с комментариями. Будьте внимательны. Маршруты меняются, а значит, вам нужны самые свежие видео из тех, что есть на Youtube.

Екзаменаційні маршрути в Youtube

Просматривать ролики нужно внимательно, учитывая детали. Лично я посмотрел маршруты 2-3 раза, пока катался в метро по делам.

Третий этап – личное знакомство с маршрутом

Вооружившись велосипедом, я проехал маршруты, останавливаясь на перекрестках и наблюдая за поведением водителей.

Наблюдать за маневрами водителей на сложных участках очень интересно. Вы можете оценить, где и как водители отдают приоритет другим водителям, кто из какой полосы куда съезжает, и т.д. Находясь за рулем автомобиля и сосредоточившись на собственном маневре, логично, что мы не отвлекаемся, чтобы проанализировать поведение других участников движения. Наблюдать за перекрестком, спокойно попивая кофе – совсем другой уровень восприятия.

Также часть одного из маршрутов проходила по Кольцевой дороге, и когда я проезжал его на маршрутке, то всегда пытался оценивать действия других водителей.

Привыкайте мыслить как водитель, думайте о дороге, следите за другими машинами, даже находясь в пассажирском сиденье. Это поможет понять логику их действий, и в конце концов сыграет вам на пользу на экзамене.

Может ли инспектор во время экзамена вас подставить и что в таком случае делать

Во время подготовки к экзамену я неоднократно слышал о том, что якобы инспектор может во время движения попросить совершить нарушающий ПДД манёвр или даже резко нажать на дублирующую педаль тормоза, чтобы подставить вас.

Техническая возможность для вмешательства у инспектора действительно есть, и он действительно может в некоторых случаях нажать на тормоз.

Более того, когда я сдавал, такой случай был. Тогда инспектор с помощью дублирующих педалей отжал сцепление и резко затормозил, когда студент чуть не сбил выбежавшую на проезжую часть собаку.

Если есть угроза аварийной ситуации, задача инспектора, очевидно, состоит в том, чтобы предотвратить это. И в этом конкретном случае экзамен будет провален, а действия инспектора – совершенно оправданы.

Ведь инструкция о порядке экзамена указывает, что «специалисту заведения запрещается вмешиваться в ход практического экзамена, кроме случаев, когда команды экзаменатора в случае их выполнения предусматривают нарушение ПДД или создание аварийной ситуации».

Если инспектор (чисто теоретически) ни с того ни с сего нажмет на педаль и авто резко затормозит или заглохнет, студент может подать апелляцию, в которой укажет, что инспектор вмешался в процесс.

В таком случае комиссия оценит видео с регистратора и приходит к выводу, что объективных причин тормозить не было, а инспектору придется давать объяснения своим действиям.

К тому же по новым правилам, в авто будет устанавливаются не 2 камеры (на дорогу и в салон), а четыре (в том числе на ноги инспектору) что делает невозможным как препятствие, так и помощь (т.н. «подруливание») с стороны инспектора. (В частности о дополнительных камерах заявлял в мае глава МВД Юрий Клименко).

Также распространено заблуждение, что инспектор может попросить нарушить правила, чем «подставит» водителя.

Инструкция о порядке приема экзаменов для получения прав на  управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений четко указывает, что «во время проведения экзамена экзаменатору запрещается давать команды, выполнение которых может привести к совершению нарушения ПДД или созданию аварийной ситуации».

То есть, если инспектор требует припарковаться «в ближайшем месте» это значит «в ближайшем месте, где остановка разрешена».

Как инспектор может легально «подставить» невнимательного водителя. Личный пример

При первой попытке сдать экзамен на середине маршрута инспектор поинтересовался: «почему не включаете третью передачу?» Тогда я спокойно разогнал авто до 40 км/ч и включил третью, чтобы продемонстрировать, как я хорошо владею автомобилем.

К сожалению, я рассеянно смотрел на левую сторону дороги и пропустил знак с ограничением в 20 км/ч. Так, превысив скорость в 2 раза, я провалил первую попытку сдачи экзамена.

Обратно инспектор сказал, что он заметил, что я не смотрел в знак ограничения скорости, именно поэтому и намекнул мне на третью передачу. чтобы убедиться, что я действительно его пропустил.

В той ситуации я должен был объявить инспектору, что мы двигаемся в зоне ограничения скорости 20 и не ускорялись, но я воспринял его вопрос как прямую директиву, ускорился и «завалил» экзамен.

Другой пример – во время второй попытки мы выезжаем из второстепенной на главную дорогу. Справа – соседняя второстепенная дорога. Если не изучать маршрут и не смотреть на знаки, может показаться, что этот путь просто заезд на близлежащую территорию.

Но зная, что справа примыкает дорога, я подъезжаю к главной без включения правого указателя поворота.

Знак з позначенням другорядної дороги, яку не всі помічають

– Почему не включил правый указатель поворота?, – интересуется инспектор

– Чтобы не вводить в заблуждение других участников движения, которые могут подумать, что я поворачиваю на второстепенную

– Где вы собираетесь включить правый поворотник?

– При приближении к главной дороге.

Этот ответ инспектора устроил и я успешно продолжил сдачу экзамена. Кстати, в такой ситуации один из студентов включил правый правый поворотник заранее, что было засчитано ему как ошибка.

Важно понимать, что задача инспектора – понять, насколько вы качественно ориентируетесь на дороге. Поэтому важно быть внимательным к требованиям и прежде, чем их выполнять – анализировать, насколько эти требования соответствуют дорожным обстоятельствам.

Как сдать экзамен по теории в 2023 году

Удивительно, но до сих пор существует миф, распространенный еще в советское время, якобы на теоретическом экзамене существуют «подставные билеты», где есть «двойные варианты», и выбрав один из них, вам будет в любом случае засчитана ошибка. Это заблуждение.

Все билеты имеются в открытом доступе в разных удобных формах – в виде бумажных книг (реже) или в виде приложений (чаще)

Я пользовался официальным приложением по подготовке к экзамену, купить подписку на которую (стоит 300 гривен в 3 месяца) вам обязательно предложат в автошколе.

Подписка дает возможность не просто прорешать все билеты (их несколько сотен), но и прочесть комментарии к ним от автоинструкторов.

Чтобы проработать все билеты и прочитать комментарии к ним, я потратил около недели, посвящая этому процессу по несколько часов каждый день.

В результате сдал теоретический экзамен минут за 5 из отведённых 20 минут и без ошибки. Теоретический экзамен, часто пугающий будущих водителей больше практического, на самом деле самая легкая часть вашего пути. Но только если относиться к ней очень ответственно.

Сдача экзамена происходит также под камерами. Если вы сдавали билеты без ошибки дома, то на экзамене проблем не будет.

Следует отметить, что некоторые билеты могут показаться излишними. От будущих водителей можно услышать фразу типа «зачем мне знать, где какие фонари имеет телегу», или «зачем мне, водителю машины, разбираться в светофоре для трамвая».

Эта информация дает понимание того, куда и как будут двигаться другие участники движения, а значит, вы будете знать, как с этими участниками движения взаимодействовать и чего именно от них следует ожидать.

Изучение билетов по теории следует начинать сразу после начала обучения в автошколе. На многих ресурсах билеты разбиты по темам так, что вы можете решать их по мере освоения нового материала в теоретическом курсе.

Выбор машины для обучения – механика или автомат?

Вопрос типа коробки так же сложен и острый, как и вопрос выбора мобильного оператора. Есть распространенный тезис, что автоматическая коробка лучше подходит новичкам по сравнению с механической. На самом деле нужно выбирать тот тип КПП, который будет в вашей будущей машине.

Не садясь за руль до 30 лет ни разу, и сделал выбор в пользу механики и 15 первых занятий у меня пошло на то, чтобы начать более или менее уверенно ездить, не задумываясь о переключении коробки.

Управлять механикой посложнее. С другой стороны, права, полученные на автомате, не позволяют вам ездить на механике, а с правами, которые вы получили на механике, можете управлять и автоматом и механикой. Учитывайте этот фактор.

В целом, учась с нуля во взрослом возрасте, освоить механику абсолютно реально, а эксплуатация такого автомобиля, сугубо субъективно, даёт большее понимание о взаимодействии с автомобилем. Хотя опыт у меня не столь велик, чтобы рассуждать об этом подробнее.

Важно: во время экзамена на механике будет учитываться откат. Эта особенность автомобиля с механической КПП заставляет машину немного откатываться во время движения под горку. Откат более 20 см считается ошибкой. Поэтому эксплуатируя механику лучше посвятить пару уроков как плавному и уверенному сцеплению, так и старту под горку из ручного тормоза. А если это не сделать, то некачественный старт вам могут отнести как ошибку.

Не удастся сдать с первого раза. Что делать?

Когда я впервые сдавал практический экзамен, то первую ошибку совершил, не сняв авто с ручника перед стартом. В тот момент, конечно, мне захотелось провалиться сквозь водительское сиденье от стыда. На самом деле это довольно распространённое заблуждение при волнении.

Волнение и тревога – ваши главные враги при сдаче экзамена. Наличие камеры в машине, наличие незнакомого человека, дающего команды через затылок, замечания, все это не должно выбивать вас из равновесия.

Настаивайте на положительный лад и поймите, что вы, по сути, ничего не теряете. Вы можете предпринять 3 попытки сдачи экзамена, после чего вам придётся отправиться на «повторный курс», то есть купить ещё пакет занятий с инструктором и пройти обучение.

Когда я сдавал, многие приходили провалив экзамен несколько раз. В этом нет ничего ужасного. Часто причиной провала могут быть факторы, непосредственно от вас не зависящие. Так, например, один из ребят, сдававших вместе со мной, при парковке не смог запарковаться между машинами, осознав, что места не хватает только на этапе завершения маневра. Я уверен, что при последующей попытке он уже сдал всё на отлично.

Инструктор и выбор времени для езды.

Задача инструктора – подготовить вас к экзамену. Парадокс в том, что тратя свои деньги, время и силы, вы должны быть уверены, что готовят вас качественно.

К сожалению, велик риск, что человек, который будет вас обучать, может быть самым замечательным водителем, но не лучшим педагогом.

Так, один из моих товарищей столкнулся с тем, что его инструктор настолько переживал о целостности автомобиля, что большинство маневров практически выполнял самостоятельно, научив студента бояться автомобиля, а не управлять.

У меня лично вождение разделилось на два этапа примерно по 40 часов. После неудачной попытки сдать экзамен в первый раз, я сменил инструктора, сменил просторный седан на микролитражный автомобиль, сменил автошколу, чтобы сдавать экзамен не по будням, а по выходным.

Это качественно сыграло в пользу навыков вождения. Если с первым инструктором я научился управлять автомобилем по командам, выполняя маневры по подсказкам не задумываясь над ними, то со вторым инструктором я научился ездить на предельной для обучения скорости и самостоятельно следить за дорогой и знаками.

Инструктор должен быть заинтересован в том, чтобы сделать вас сильнее там, где у вас недостаточно навыков, научить вас не избегать сложностей, а преодолевать их. Тогда экзамен будет для вас не сложным испытанием, а еще одним шагом езды, который вы просто преодолеете.

Важно правильно относиться и ко времени езды. Условно можно разделить временные зоны на утро, день и вечер (ночью ездить вы не сможете из-за комендантского часа).

Я ездил во все эти промежутки, поэтому дальше о плюсах каждого из временных промежутков:

  1. Утро. Лучшее время – 6-8 утра (не все инструкторы согласятся на такое время, конечно). В это время практически нет машин на дорогах, и вы можете сосредоточиться на изучении знаков и привыкать следить за ними. А промежуток 8-10 утра – довольно неприятный. Все спешат на работу, вас будут подрезать и спешить другие участники движения, вы будете часто застрять в пробках и тянучках
  2. Обед (11-16 дня) – в это время на дорогах много машин, обочины запаркованы, разъезд может быть местами затруднен. Это время максимального внимания на пешеходные переходы, по которым любят кататься дети на велосипедах.
  3. Вечер (после наступления сумерек). Время, которое усложняется как вечерним трафиком, так и ограниченной видимостью, но посвятить обучение езде в вечернее время также необходимо хотя бы несколько раз, даже если вам это не нравится.

Я сдал права примерно через 60-80 часов занятий (считать после 30 часов уже перестал). Кто справится быстрее, кому нужно больше времени. Помните, что большой город – это серьёзный трафик и сложные развязки, и если вам нужно больше времени на обучение, не ленитесь, учитесь больше.

Итог или почему ни в коем случае не следует пытаться получать права за взятку

Автор этих строк в свое время успел поработать корреспондентом телеканала «Магнолия-ТВ» и был свидетелем последствий не одной аварии, поэтому садиться за руль было сначала может и более страшно, чем тем, кто на последствия водительских ошибок смотрел реже.

Конечно, от ошибок на дорогах не застрахован никто – их поступают как неуверенные, неопытные водители, так и опытные, а от того – чрезмерно самоуверенные водители.

Но цена ошибки – жизнь, здоровье и имущество не только вас, но и других участников движения, поэтому следует относиться к управлению максимально ответственно.

Те, кто говорят, что «сдать без взятки невозможно» — руководствуются разными причинами.

Одни считают, что дед в деревне и так хорошо научил, другие уверены, что в сервисном центре их ждет серый волк, желающий им лично зла.

На самом деле, инспекторы выполняют свою работу - и если вы качественно подготовлены, ваши старания будут оценены ими выше любой взятки. А если вас каким-то образом всё же «завалят» умышленно – не стесняйтесь подавать апелляцию, и вам предоставят ещё одну попытку.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.