Главный финансовый документ страны принят в первом чтении
Главная «заруба» минувшей сессионной недели в Верховной Раде – рассмотрение в первом чтении законопроекта № 6000 – О госбюджете на следующий год.
Информатор самым внимательным образом проанализировал плюсы-минусы-подводные камни документа и все новации, имеющиеся в этом законопроекте.
С самого утра, 2 ноября, первым вопросом повестки дня стало обсуждение главного финансового документа Украины.
Леся Забуранная, народный депутат от фракции «Слуга народа», глава подкомитета по расходам бюджетного комитета Рады, презентует законопроект, по которому доходная часть составляет 1 триллион 267,4 миллиарда гривен, а расходная – 1 триллион 441,9 миллиарда. Народная депутатка при этом считает баланс хотя и дефицитным, но вполне реалистичнным, в силу некоторых нововведений.
«Главная особенность законопроекта бюджета 2022 года, то, что он составлен на основе бюджетной декларации, которая отныне формируется на три года. Мы внедряем политику снижения дефицита бюджета – страна готовится жить не в долг, а за свой счёт. Мы устанавливаем большой процент от ВВП на оборону, а это 7 %, также вводим высокие расходы на медицину. Несмотря на 197 миллиардов гривен расходов на медицину, мы всё равно не выполняем пятипроцентную ставку от валового внутреннего продукта (ВВП), заложенную в бюджетном кодексе. Это большая и критическая сумма, это самая большая сумма на медицину в истории формирования бюджетов независимой Украины…», – заявила Забуранная.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Иван Крулько, нардеп от фракции «Батькiвщина», не разделяет оптимизма своей коллеги от «Слуги народа», поскольку в документе не указано, как решить многие проблемы Украины сейчас.
«Мы за бюджет на 2022 год не голосовали в первом чтении. потому что он не решает необходимых проблем. Не учтён вопрос наполнения бюджета… Всего 6,5 миллиарда гривен дополнительных средств нашли при первом чтении, и их распределили не на те отрасли, которым эти деньги крайне необходимы. Мы предлагали провести индексацию доходов населения. Потому что, если инфляция больше 1 %, то государство должно делать обязательно индексацию доходов населения, но этого не сделали. Мы предлагали повысить прожиточный минимум, чтобы пенсионеры получали пенсию по прожиточному минимуму 4900 гривен… Также бюджет не учитывает необходимость дополнительных расходов на медицину в связи с пандемией COVID, и цифра 2,8 миллиарда гривен, дополнительно предусмотренные на вакцины, недостаточна. Также не хватает средств в бюджете на кислородные станции для больниц. Также не учтены в законопроекте вопросы компенсации органам местного самоуправления тарифной разницы в связи с непосильными для них счетами на жилищно-коммунальные услуги. Мы подавали такие поправки, но они тоже не учтены», – раскритиковал документ парламентарий.
Депутат от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко, также входящий в комитет по бюджету, почти на бегу коротко сообщает, как идёт рассмотрение законопроекта.
«Нет роста социальных стандартов в этом проекте бюджета. Мы подали ряд предусматривавших это правок, к сожалению, коллеги их проваливают», – сообщил Гончаренко.
А вот один из главных спикеров «Слуг народа» Даниил Гетманцев, глава комитета парламента по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики считает, что наполнению госбюджета будет способствовать принятие законопроекта № 5600 о внесении изменений в налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджета.
«Этим законопроектом мы не увеличиваем налоги, как таковые. К примеру, мы устраняем льготу на курятину. Мы увеличиваем налог? Да. Мы увеличиваем налог с отрасли, которая в прошлом году получила доход в 62 миллиарда гривен, а уплатила налогов 16 миллионов. Мы должны закрывать глаза на эту льготу? По нашим расчётам, при принятии этого законопроекта бюджетный потенциал 25 миллиардов гривен по наполнению в бюджет от дополнительных налогов…», – сообщает Гетманцев.
Оппозиция в Раде вряд ли поддержит проект бюджета
Категорически не согласна с Гетманцевым по поводу эффективности законопроекта 5600, как инструмента дополнительного наполнения бюджета, представитель комитета финансов – нардеп от «Европейской Солидарности» Нина Южанина.
«Законопроект 5600 изначально презентовался исключительно как антиолигархический. Впрочем, если законопроект 5600 будет проголосован и бует содержать ряд вредных норм, в том числе чрезмерные полномочия государственной налоговой службы. То также есть проблема относительно минимального налогового обязательства с гектара земли. И эти дополнительные средства для бюджета будут за счёт потребителя – от приобретения товаров и услуг, и это около 10 миллиардов гривен. Но теневики так и останутся в плюсе, а те, кто официально обрабатывают землю, например, и платили минимальную ставку, будут платить больше. И нет в стране достаточно денег профинансировать запланированные расходы. Это было в 2021 году, такое же ожидает и на 2022 год, только в более критичной форме, потому что с экономикой в стране проблемы», – предостерегает Южанина.
В свою очередь, председатель депутатской фракции партии «Голос» и первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк говорит, что его фракция не будет голосовать за такой законопроект бюджета на следующий год. И аргументирует нереалистичностью планов в проекте документа.
«Бюджет, по-моему, плохой – у нас инфляция 10 %, а зарплаты вырастут на 8 %, на медицину должно быть заложено 5 % от ВВП, а заложили 3,8 %. Но каждый депутат-мажоритарщик, который проголосует за этот бюджет, получает 35 миллионов гривен в свой округ на социально-экономические нужды, такое неплохое для некоторых «окончание эпохи бедности». Бюджет не сбалансирован, потому что он зависит от законопроекта № 5600. И я, как человек, хорошо знающий законопроект № 5600, могу сказать: там не будет тех ожидаемых денег. Все нормы, которые касались крупного бизнеса, кроме экологического налога, были убраны из 5600, но остались нормы, которые собирают больше налогов с обычных людей. …Если кому-то нравится, как сейчас живет страна, пусть те и голосуют за такой бюджет. Там 188 миллиардов дефицит бюджета, и по внешним долгам будем рассчитываться очень медленно», – говорит о рисках проекта парламентарий.
Мнение экспертов о проекте совпадает с мнениями оппозиционных нардепов
Риски проекта госбюджета критикует эксперт общественной платформы «Лига Антитраста» Юлия Коробова. Она подсчитала, что государственный бюджет Украины потеряет 2,65 миллиарда гривен из-за того, что Антимонопольный комитет вернет немалую сумму штрафов табачным компаниям «Тедис», «Филипп Моррис», «Империал Тобако», «Джей Ти Интренешнл и «Бритиш Американ Тобако» Картельный сговор. То есть, несмотря на дефицитный бюджет в следующем году, АМКУ всё-таки принимает решения в пользу крупных компаний-монополистов.
А экономический эксперт Алексей Кущ отмечает такую негативную особенность проекта нового бюджета, как его анти-социальность.
«Прожиточный минимум для трудоспособных лиц, который заложен в бюджет, втрое меньше реального прожиточного минимума. А ведь от этого рассчитываются все социальные стандарты и тарифная сетка зарплат бюджетникам, потому что первый разряд тарифной сетки привязан именно к прожиточному минимуму», – утверждает эксперт.
Его коллега – экономический эксперт Игорь Бураковский – считает положительным, что теперь бюджетная декларация вводит трехлетний цикл в контексте того, что власти Украины уже сейчас будут планировать, что будет делать в 2023 и 2024 годах.
«Если раньше бюджет принимался на год, то от Правительства ожидали за год решения всех проблем, и это было в течение многих лет, и Кабмин всегда был заложником этих ожиданий. Учитывая экономические проблемы в стране плюс пандемию коронавируса… есть немало дыр в бюджете, например заработная плата медиков, это приоритет номер один, но в одном годовом бюджете мы не решим эти проблемы. Ещё одна проблема – это неэффективность использования средств, когда деньги есть, но не реализуются на необходимые программы. Кричащий пример – неиспользование всех средств из антиковидного фонда. В течение существования этой структуры деньги тратились медленно, неравномерно, и не всегда именно на необходимые лекарства. Это такая своеобразная плохая карма украинского госбюджета», – считает Бураковский.
…Выслушав аргументацию от представителей монобольшевистства и оппозиции в первом чтении госбюджет на 2022 год всё же поддержали 273 народных избранника.
Впрочем, потенциальные существующие проблемы и не до конца решения вопроса рациональности использования средств – всё это не снимает ответственности с депутатов более внимательно посмотреть на риски документа. Уже во время второго чтения и доработки законопроекта – через месяц его снова будут слушать в сессионном зале Рады.
Михаил Фрадкин специально для Informator.ua
Ранее, Информатор рассказывал о скорых кадровых решениях парламента относительно ротации в Кабинете министров.
Также рассказывали о том, как работала Рада в октябре, и почему «Батькiвщина» вдруг голосует «за».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.