Как работает автогражданка в странах Евросоюза: полезные советы для украинцев

Обязанности и наказания за отсутствие автогражданки в странах Евросоюза

Автогражданка
Автогражданка в странах Евросоюза

Общая картина в Евросоюзе примерно одинакова — страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами в странах ЕС обязательно, а ее отсутствие карается законом. В Польше, Хорватии, Словении, Германии максимальное страховое покрытие является лимитным и не превышает определенных сумм, что не всегда покрывает ущерб пострадавшим. В Словакии, Чехии, Венгрии, Франции и многих других странах верхнего предела нет, что покрывает любые убытки пострадавших, даже в сотни миллионов евро. Также во всей Европе страхование покрывает ущерб, нанесенный пассажирам, в том числе членам семьи застрахованного. Однако их суммы отличаются от, например, 30 тысяч евро в Испании до 30 миллионов евро в Швеции.

Как говорится в публикации портала Finance.ua, в Украине обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, или автогражданка, пришло в 1995 году. Тогда это было делом добровольным, обязательно наличие полиса ОСГПО стала только в 2005 году. Смысл ОСАГО состоит прежде всего в социальной ориентации и направлена ​​она на компенсацию ущерба людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Кстати, 17 июня вступил в силу новый Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Он полноценно заработает с 1 января следующего года, а главная его цель — привести отечественные нормы страховых услуг к уровню стран ЕС.

Польша

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Польше было введено в 1952 году. В настоящее время размер предельных сумм возмещения по автогражданке в Польше составляет 5,2 миллиона евро — за ущерб, причиненный жизни и здоровью, и 1,05 миллиона евро — за ущерб, причиненный имуществу. Средняя стоимость полиса составляет 125 евро, а штраф за его отсутствие налагается в размере официально установленного размера минимальной заработной платы. В настоящее время эта сумма составляет эквивалент 1 тысячи евро. Интересно, что в случае, если полиса ОСАГО нет более двух недель с того срока, когда он должен был быть приобретен, штраф удваивается. Еще одной особенностью польского рынка страхования является то, что в случае необходимости водителю с полисом страховая компания предоставляет либо авто для пользования, либо компенсирует средства на такой транспорт.

Германия

В этой стране автогражданка называется Kfz-Haftpflichtversicherung, или сокращенно – KHV. Она также обязательна, однако стоит обратить внимание — в отличие от большинства стран, отсутствие KHV в Германии считается не административным правонарушением, а уголовным. И получить за отсутствие автогражданки тюремный срок здесь вполне реально. Причем наказание суровое, как на такое правонарушение: в зависимости от обстоятельств до года тюрьмы. Кроме того, будет еще и денежное взыскание – суммы штрафов начинаются от 1 тысячи евро. Вдобавок ко всему этому, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения правонарушения, водителя могут лишить права управления транспортным средством на срок до трех лет. Ко всему этому может добавиться еще и конфискация автомобиля. Поскольку нарушение является уголовным проступком, то здесь все решает суд. Что касается самой автогражданки, то на ее цену здесь влияет множество факторов: безаварийный стаж, стоимость авто, стаж вождения, возраст водителя и т.д. Учитывается даже то, сколько километров водитель проезжает за год. Причем любая страховая компания считает это все по-своему. Стоимость полиса автогражданки в год стартует от 250-300 евро. Максимальная сумма страхового покрытия в Германии составляет миллионы евро за ущерб здоровью и жизни пострадавшего и 1,22 миллиона евро за имущественные убытки.

Франция

Страхование гражданской ответственности водителя (garantie responsabilité civile) в этой стране тоже обязательно, а его отсутствие, как и в соседней Германии, считается уголовно наказуемым деянием. Правда, наказания здесь более мягкие, они начинаются от штрафов в размере от 500 до 3-750 евро. Также могут быть применены дополнительные наказания: временный запрет на управление транспортным средством на срок до трех лет, аннулирование прав и запрет на их получение на срок от трех лет и более, общественные работы, конфискация транспортного средства и т.д. Кроме того, автомобиль могут поставить на штрафплощадку до покупки страхового полиса. Однако страховые компании неохотно страхуют такие автомобили, а стоит полис в таком случае очень дорого. Интересной особенностью Франции является то, что даже если автомобиль стоит на стоянке или в гараже и с ним случится какой-то инцидент, в результате которого кто-то получит травму или повредит свое имущество, то к ответственности могут привлечь владельца автомобиля, о который ударился пострадавший, если у владельца не было полиса ОСАГО. Поэтому часто французы оформляют страховку еще до покупки автомобиля. Цена полиса автогражданки во Франции, как и в большинстве стран Европы, зависит от большого количества факторов. Здесь и модель авто, и год его выпуска, и место регистрации, и страховая история владельца, и его возраст и стаж за рулем, возможность передавать автомобиль другому лицу. Средняя цена колеблется в пределах 350-500 евро, однако может быть как ниже, так и выше. В обязательное страховое покрытие, кроме возмещения ущерба имуществу, здоровью и жизни, также входят возможные судебные издержки, которые могут возникнуть при рассмотрении споров. Их верхний предел не ограничен, что является существенным фактором для Европы по ее заоблачным ценам.

Латвия

В Латвии наличие полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств также обязательно. Штрафы за отсутствие полиса сравнительно небольшие – 55-120 евро. Автогражданка здесь в среднем стоит 300 евро и ее стоимость также зависит от ряда факторов. Это, прежде всего, марка, модель и возраст авто, стаж водителя, его возраст, страховая история. Максимальный размер страхового покрытия — 5 210 000 евро для пострадавших людей и 1,5 миллиона евро на компенсацию материального ущерба.

Общая ситуация в странах ЕС

Во многих европейских странах (например, в Бельгии, Испании и Финляндии) нет специальных требований к определению ответственности водителя, она автоматически определяется статьями Уголовного кодекса и базируется на принципе вины, которая должна быть доказана истцом. В других странах — Италии, Австрии, Дании, Франции, Греции, Норвегии, Швеции — принята специальная норма, которая освобождает потерпевшего от необходимости доказывать вину водителя. Практически всюду в Европе застрахованное лицо должно как можно быстрее заявить о ДТП своему страховщику. Претензию необходимо представить в течение 3 дней в Италии, 5 дней во Франции, 7 дней в Испании и 8 дней в Бельгии. Страховщик обязательной гражданско-правовой ответственности обязан сделать предложение о возмещении убытков или предварительной выплате убытков потерпевшим в течение трех месяцев после дорожно-транспортного происшествия. В общем, как видим, есть разница в деталях: цена полиса, страховое покрытие, время выплаты компенсации, процедура, наказание за его отсутствие и т.д. Однако общее правило действует для всех – наличие автогражданки обязательно, а ее отсутствие карается законом. Впрочем, наибольшее наказание здесь и так очевидно, и оно действует не только для Евросоюза, но и для всех цивилизованных стран: в случае причинения вреда здоровью или имуществу, виновник будет покрывать эти убытки из своего кармана. В Украине эти суммы не так заоблачны, как в Европе, где иногда речь идет о десятках или сотнях миллионов евро. Поэтому и вывод очевиден: лучше потратить несколько сотен гривен или евро на полис автогражданки, чем потом попасть в долговую яму на всю жизнь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube