Для реализаторов горючего блэкаут – не единственный вызов
Может показаться, что реализаторы топлива сейчас и зарабатывают больше всех. Впрочем, как и все, они работают на генераторах при выключении электричества. Значит, тратятся на топливо для организации работы. Впрочем, отключение электроэнергии стало одним из вызовов, которые должны принять АЗС. Сейчас электроснабжение постепенно восстанавливается, а как насчёт поставки топлива?
Эксперты делают прогнозы на зиму, а Информатор фиксирует текущие проблемы топливного рынка в Украине.
Некоторые переходят на дизельные. Но директор группы компаний Prime Дмитрий Леушкин в комментарии «НВ» сообщил, что в Европе их нет в наличии, а заказа следует ждать месяца. Поэтому пока большинство компаний предпочитают бензиновые. Стоит отметить, что генераторы позволяют АЗС работать и не по основному назначению. Посетители приходят зарядить телефоны и поработать за чашкой кофе. Поэтому большие сети, которые могут предложить горячие блюда и напитки и место за столиком, имеют потенциально дополнительный источник дохода.
«Кроме постоянных клиентов, приезжают клиенты из других сетей, приходят жители соседних домов. В ОККО подсчитали, что в Киеве, в дни, когда происходят отключения, компания обслуживает ориентировочно на 20 % больше клиентов. А по отдельным АЗК клиентопоток увеличивался вдвое, когда долго не было электричества», – говорится в издании «НВ».
Но есть другая проблема – связь с банком может быть нарушена. Об этом сообщают в той же «ОККО» и советуют иметь при себе наличные деньги.
Ситуация за границей приводит к тому, что наши трейдеры меняют логистику. Раньше их снабжали топливом морским путём. Для этого им нужны соответствующие объемы товара для того, чтобы он оправдывал расходы на поставку и сохранял рентабельность. Из-за того, что горючего мало, реализаторы прибегают к поставкам автомобильным транспортом, а это дополнительные расходы на топливо для машин и работу водителей. Прилагаются проблемы на таможнях, ведь при выключении электроснабжения они работают в ограниченном режиме. А некоторые пропускные пункты в это время совсем не работают.
«Идём к кризису. Если раньше удалялись, то теперь приближаемся. Бензовозов не хватает, без моря (Дунай) и железной дороги не справимся. Никогда такого не было, и вот снова... чтобы большие сетевые АЗС, причем наши флагманы скупали ресурс у всех мелких трейдеров без разбора. Сегодня это происходит. Пылесосят все, что есть…», – пишет Дмитрий Леушкин на своей странице в Facebook.
А директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн сообщил и о давлении внутри страны. По его словам, вторая по величине сеть АЗС «Укрнафта» (540 АЗС) после национализации оказалась без поставок топлива и теперь ищет его. А рынок к этому был не готов.
Дмитрий Леушкин считает, что уже через три недели проблемы не будет, и к марту она не вернётся. Но в декабре все равно будет дефицит горючего и большие очереди на заправках. Сергей Куюн делится собственными наблюдениями и говорит, что пока чрезмерного спроса на АЗС нет, а топливо есть. Вообще, по его прогнозам, рост розничных цен будет составлять от 1 грн/л, критического удорожания не будет.
«У рынка слишком много стимулов для наращивания поставок, и это уже происходит. Это же настоящая удача – получить дополнительные объемы реализации в обычно «мертвый» сезон», – пишет Сергей Куюн.
Также он обращает внимание на то, что на внешнем рынке цены снижаются, в то время как у нас – из-за трудностей со снабжением – повышаются. Однако через пару недель и эти проблемы должны исчезнуть. В свою очередь Премьер-министр Денис Шмыгаль заверил украинцев, что запас топлива есть, и его дефицит не предвидится. По его словам, импорт в последнее время составлял 700 тысяч тонн ежемесячно, и этого должно хватить потребителям.
Перед участниками топливного рынка снова встали непростые вызовы. Впрочем, война закалила их майским дефицитом горючего. Учитывая, что от «мёртвого сезона» никто не ожидал большой прибыли, есть надежда на то, что зима пройдет безболезненно и для предпринимателей, и для водителей.
В апреле 2022 года Украина испытала дефицит горючего, из-за чего на автозаправках выстроились очереди. Эксперты объясняли, что это из-за уничтожения нефтебаз и опасений трейдеров. Государство пошло на уступки и отменило акцизы на горючее. Впрочем, от ажиотажа это не спасло. Летом ситуация стабилизировалась. Сейчас из-за повторных ракетных атак в Украине под ударами — объекты энергетической инфраструктуры. Это приводит к отключениям электроэнергии и повышенному спросу на генераторы
Здесь мы писали о том, как популярность генераторов влияет на стоимость и дефицит топлива. Также сообщалось, сколько времени требуется Украине для восстановления энергосистемы. Хватит ли горючего на генераторы, читайте в этой статье.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.