С 1 мая бензин в Украине будут смешивать со спиртом: ответы на самые распространенные вопросы водителей

Горючее на заправках подорожает, но несущественно

АЗС Фото: Getty Images
АЗС Фото: Getty Images

С 1 мая все АЗС в Украине будут добавлять в бензин спирт или так называемый биоэтанол. 

Что такое биоэтанол?

Биоэтанол – это обезвоженный этиловый спирт, который производится из растительных материалов. В Украине благодаря наличию сырьевой базы и спиртовых заводов его чаще всего делают из кукурузы или сахарной свеклы. 

Зачем добавлять биоэтанол к бензину?

Причин несколько:

  • Первая и ключевая – экологичная. Биоэтанол чистее нефтяного топлива, при сгорании он выделяет меньше вредных веществ. Это помогает уменьшить парниковый эффект и улучшить качество воздуха в городах.
  • Вторая причина – обязательство Украины в рамках евроинтеграции. Как кандидат на членство в ЕС, государство должно внедрять европейские нормы, поэтому летом 2024 года парламент принял соответствующий закон.
  • Третья причина – снижение энергозависимости. Добавляя спирт к бензину, Украина уменьшит импорт нефтепродуктов.
  • Четвертая причина – поддержка агросектора. Биоэтанол производится из зерновых и сахарных культур, выращиваемых в стране.

Добавляют ли биоэтанол к бензину в других странах?

В большинстве стран биоэтанол смешивают с бензином давно. Львиная доля стран ЕС уже давно перешла из бензинов Е5 на Е10 (цифр означает процент спирта в горючем). Уже несколько лет бензин с добавлением 10% биоэтанола заливают в свои баки водители в Австрии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Венгрии, Латвии, Литве, Швеции, Нидерландах, а с 2023 года – в Польше, Румынии. Только несколько европейских стран могут не использовать бензины Е5 и Е10. Среди них Мальта, Люксембург и пока Украина.

На АЗС будет ли маркировка, чтобы различать бензин с биоэтанолом?

Нет, отдельной маркировки не будет. С 1 мая все АЗС обязаны продавать смешанный бензин, поэтому он должен быть везде по умолчанию.

Как будeт проверяться качество горючего?

Опрошенные УП участники рынка считают, что никаких проверок качества в обозримой перспективе не будет. Представители Госэкоинспекции и Госэнергоэффективности подтвердили, что в первые месяцы штрафов за нарушение требования по содержанию биоэтанола не будет. Для этого нужна утвержденная форма протокола о соответствующем правонарушении, которой еще нет. 

"Это не будет контролироваться должным образом. Кто это будет делать и как? Нет ни методики, ни специалистов, ни средств на проведение этих проверок", – жалуется ЭП руководитель одной из крупных сетей АЗС.

То есть заправочные станции будут предъявлять документы, в которых будет написано, что биоэтанол в горючее добавляется. И все.

"Скорее всего, контроль качества будет проводить потребитель. Если на определенной заправке ему зальют некачественное горючее, то в следующий раз он туда не поедет. Сейчас оно так и работает, потому что контроля качества в Украине нет", – добавляет собеседник УП в правительстве.

Есть ли риски для авто?

По словам Куюна, в Евросоюзе обязательное добавление биоэтанола действует более 15 лет.

"Там такие же машины, как у нас. Просто вредный октаноповышающий компонент в бензине заменили полезным. Считайте, что майонез в вашем салате заменят сметаной - будете только здоровее. Но есть одно "но", - предупреждает эксперт.

Главная проблема биоэтанола в том, что он гигроскопичен, то есть абсорбирует воду.

"После этого бензиновая смесь расслаивается и теряет свои эксплуатационные свойства. Поставщик может купить качественный Е5, но если у него в бензовозе, резервуаре на нефтебазе или на АЗС есть скудные остатки воды, ржавчины или мелкой грязи – будут проблемы", – рассказывает директор консалтинговой группы "А-95".

По его словам, переход на биобензин – это принципиально новая технологическая культура.

"Мне сложно представить, что происходит на большинстве заправок-ноунеймов, "бочек", а иногда и вполне респектабельных АЗС. Потому что технологическая культура требует денег - на персонал, поддержку инфраструктуры, лаборатории. Это постоянная работа и борьба влагой (так называемая подтоварная вода и т.п.). в первые месяцы будет куча нареканий и претензий на качество горючего, потому что уследить за этим будет очень трудно, потому что никто не знает, где случится "штанга".

Что будет с ценами на АЗС Украины?

Горючее на заправках подорожает, но несущественно Бензин Е5 нестандартный для евросоюзовских производителей, потому что большинство из них уже давно выпускают Е10.

"За это они с нас просят 15-25 долларов за тонну. Это означает удорожание литра на 50-80 копеек. Надеюсь, что из-за падения цен на нефть мы в мае получим минус три гривны на литре и никто ничего не заметит", – подытожил Куюн.

Как ранее сообщал Информатор, в связи с введением с 1 мая 2025 года в Украине обязательной квоты на биокомпоненты отдельные европейские НПЗ уже начали производство такого топлива для Украины. В Украину начался импорт спиртосодержащего бензина Е5. Об этом 16 апреля сообщили в Консалтинговой группе "А-95". Первыми были сети АЗС Аmic и WOG. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube