Железная дорога не признавала своей вины
В мае 2014 года мужчина решил отдохнуть с семьей в Египте. Все было хорошо до того момента, пока поезд в столицу – куда семья ехала, чтобы успеть на самолет – не опоздал более чем на три часа. Само собой, самолет никого не ждал и улетел без отдыхающих.
В мае 2014 года мужчина купил для себя и троих членов своей семьи путевки в Египет. За это они заплатили 15 260,15 грн. Вылет был запланирован 14 мая из аэропорта Борисполь под Киевом.
Для того чтобы своевременно добраться до аэропорта семья купила билеты на поезд сообщением Донецк-Киев. Он отправлялся из Донецка 13 мая 2014 в 16:43 и должен был прибыть в столицу 14 мая в 00:36. Однако поезд опоздал на 3 часа 20 минут и прибыл в Киев почти в четыре утра. Поэтому семья не успела на самолет в Египет.
Тогда мужчина позвонил по телефону туроператору и предложил, что семья доедет до гостиници на следующий день. Однако в компании сообщили, что если они не прибудут в гостиницу вовремя, то брони с их номера будут сняты.
Отдыхающим не оставалось ничего другого, как вернуть свои обратные билеты на поезд «Киев-Донецк», приобретенный 22 мая. И купить новые билеты на поезд сообщением Киев-Луганск. За это пришлось дополнительно заплатить 457,52 грн. Из которых 53,94 грн - это были потери от возврата билетов и 403,58 грн - стоимость новых билетов.
Мужчина считал, что железная дорога виновата в том, что сорвался их отпуск в Египте. И в июне 2014 года подал иск сначала в Артемовский районный суд Луганска. Но из-за начала антитеррористической операции материалы дела были утрачены. Поэтому в марте 2016 со второй попытки подали иск в Оболонский районный суд Киева.
Муж просил суд взыскать солидарно с туроператора и железной дороги 15 тыс. 260,15 грн стоимости четырех туристических путевок в Египет и компенсировать стоимость новых ж/д билетов на 457,52 грн. Еще мужчина просил возместить ему 15 тыс. грн. морального вреда.
В «Укрзализныце» на эти требования ответили, что мужчина не доказал вину железной дороги в опоздании его семьи на самолет и не предоставил доказательств, что самолет вылетел вовремя. Следовательно, по мнению представителя «Укрзализныци», не было связи между опозданием поезда и опозданием отдыхающих на самолет.
При этом в государственной компании напомнили, что Правила перевозки пассажиров и багажа не предусматривают возмещение ущерба в виде стоимости путевки или билетов на самолет, на который пассажир не успел из-за опоздания поезда. Однако факт опоздания на 3 часа 20 минут подтверждался справкой, выдаваемой мужчине на вокзале станции Киев-Пассажирский.
Отдельно суд установил, что туроператор не мог сделать ничего иного, как упразднить бронь. Потому что правила требуют предложить альтернативу путевке только в том случае, когда это вина компании, а не отдыхающих. А раз в поезд опоздала семья, то туроператор здесь не виноват.
Возвратить средства за новые билеты тоже оказалось невозможным. Иск был подан к «Укрзализныце», хотя нужно было судиться с «Донецкой железной дорогой». Во время рассмотрения дела в суде последнее находилось в зоне проведения антитеррористической операции и было в состоянии прекращения. Но оно не было ликвидировано. Из-за этих юридических тонкостей в возврате стоимости новых билетов суд отказал.
Поэтому в сентябре 2018 года судья Печерского районного суда Киева решил, что никаких возмещений за испорченный отпуск семья не получит. Это решение не обжаловали.
Информатор рассказывал, что в вагоне «Укрзализныци» летом не работал кондиционер.