«Мадонна-делла-Роза» или «Мадонна с розой» веками интриговала знатоков и экспертов искусства.
Искусственный интеллект пришел к выводу, что темное изображение Иосифа в картине «Мадонна-делла-Роза», вероятно, принадлежит другому автору. И, соответственно, не принадлежит мастеру эпохи Возрождения Рафаэлю, которого считают творцом этого полотна. Тайну вокруг давно обсуждаемого шедевра Рафаэля, висящего в Национальном музее Прадо в Мадриде, возможно, удалось разгадать с помощью алгоритма искусственного интеллекта. Последний был разработан в Брэдфорде.
«Мадонна-делла-Роза» или «Мадонна с розой» веками интриговала знатоков и экспертов искусства. На картине изображены Мария, Иосиф и младенец Иисус с младенцем Иоанном Крестителем. Считалось, что это работа Рафаэля, пока в XIX веке не возникли сомнения. Некоторые считали, что фигура Иосифа не могла быть создана рукой Рафаэля, в то время как другие думали, что другой автор написал как раз нижнюю часть с розой. В Испании же картину всегда приписывали именно Рафаэлю, пишет The Guardian со ссылкой на Heritage Science.
В настоящее время полотно протестировал искусственный интеллект, разработанный профессором визуальных вычислений в Брэдфордском университете Хасаном Угайлом. Его вывод состоит в том, что большую часть картины написал Рафаэль, но лицо Иосифа написано другой рукой. Нижняя часть, «скорее всего», также написана самим Рафаэлем.
Алгоритм ИИ разработали после того, как он чрезвычайно подробно рассмотрел 49 работ Рафаэля, в авторстве которых нет никаких сомнений. А значит, ИИ получил возможность распознавать аутентичные работы художника с точностью в 98 %.
«Компьютер очень подробно рассматривает картину. То есть, не только лицо, но и все его части и изучает цветовую палитру, оттенки, тональные значения и мазки. Он «понимает» картину фактически на микроскопическом уровне, изучает все ключевые характеристики руки Рафаэля», – объяснил ученый.
В случае с Мадонной первоначальное тестирование показало, что это на 60 % Рафаэль. Затем компьютер просмотрел картину по частям и пришел к выводу, что лицо Иосифа не является работой Рафаэля.
«Программный анализ убедительно продемонстрировал, что тогда как три фигуры — Мадонны, Иисуса и Иоанна Крестителя — это однозначно Рафаэль, то святого Иосифа – нет, его нарисовал кто-то другой», – говорится в резюме исследования.
Исследователи также протестовали другую обсуждаемую картину, известную как «Мадонна Хаддо», которая висит в Хаддо Хаус в Шотландии. Его как настоящее полотно Рафаэля приобрел в XIX веке Джордж Гордон, 4-й граф Абердин, бывший премьер-министр в 1852–1855 годах. Позже его приписали второстепенному художнику Инноченце да Имола.
В 2016 году историк искусства Бендор Гросвенор заявил, что холст полностью написан Рафаэлем. Эксперты Национальной галереи позже сказали, что это маловероятно. В настоящее время ИИ признал, что эта работа, скорей всего, таки принадлежит Рафаэлю.
Ранее автор этого исследования уже использовал компьютерное распознавание лица с помощью искусственного интеллекта. Именно таким образом определили, что полотно «Тондо де Бреси» также принадлежит авторству Рафаэля. Автор исследования весело признается, что «ничего не знает об искусстве», и что историки искусства воспринимают его «творчество» несколько прохладно.
«Я думаю, есть страх. Они считают, что мы наивны, что мы не знаем, что делаем», – сказал он.
Впрочем, сам автор исследования считает, что историки искусства в конце концов увидят в ИИ дополнительный способ подтверждения подлинности великих работ. При этом он подчеркнул, что не верит, что ИИ заменит человека.
«Процесс аутентификации произведения предполагает рассмотрение многих аспектов его происхождения, пигментов, состояния произведения прочее. Такое программное обеспечение можно использовать как один из инструментов для помощи в этом процессе», – пояснил профессор.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.