Небольшие магазины, включающие во время перебоев со светом бытовые генераторы, фактически фактически работают на горючее — тратят на него почти весь свой заработок, понятно, что долго работать в минус они не смогут, придется повышать цены.
Этой зимой люди могут сидеть без света по 16-20 часов в сутки. Но электричество отключают не только людям, но и бизнесу, причем на предприятиях перебои со светом даже более значительны, чем в жилых домах. Это снижает деловую активность и, соответственно, тормозит рост ВВП. Но блекауты еще и способствуют росту цен. Как может измениться цена на товары и услуги, и что подорожает больше всего?
Еще на волне прошлых отключений предприниматели позаботились об альтернативных источниках энергопитания. Крупные предприятия установили солнечные панели и газогенераторные установки, средние и мелкие генераторы разной мощности. Но электричество от таких источников дороже сетевого. К примеру, если работать на небольшом генераторе, свет получается просто «золотым».
«Киловатт может быть до пяти раз дороже сетевого», — уточнила совладелица Ведьма-бар «Лысая гора» Олеся Остафиева.
Кроме дороговизны электроэнергии возникли и другие проблемы.
«Например, у нас, если нет электроэнергии, сразу почти вдвое уменьшается меню, потому что генератор не тянет мощную кухонную технику, скажем, фритюрниц. Кроме того, большинство коммерческих помещений отапливаются электроэнергией, и отопление генератор тоже не тянет», — говорит Олеся Остафиева.
По словам руководителя концерна «Ярослав» (трикотажное и пищевое производство) Александра Барсука, отключение электроэнергии плохо влияет на оборудование, в частности, ткацкие станки и покрасочные машины — техника чаще выходит из строя, особенно если электроэнергия исчезает внезапно (отключение вне графика в последнее время — не редкость). То есть затраты бизнеса на работу в «автономном режиме» — это не только расходы на топливо для генераторов. Добавляется амортизация оборудования и снижение общей выручки.
На фоне роста расходов предприниматели начали повышать цены на свои товары и услуги.
«Расходы бизнеса существенно выросли, поэтому их уже начали закладывать в ценники, — говорит глава общественного объединения SAVEФОП Доротич.
"Генераторная" наценка была и во время предыдущих отключений света. Причем интересно, после того, как энергоснабжение стабилизировалось, большинство компаний «забыли» снизить цены, аргументируя это наличием других «повышающих» факторов — роста зарплат, общая инфляция в стране и т.д. И вот теперь, когда отключения электроэнергии возобновились, предприниматели снова заговорили о необходимости повышать цены на все.
Доротич говорит, что, например, в производстве доля электроэнергии в себестоимости продукции сравнительно невысока. Поэтому здесь рост цен будет небольшим – 1-3%. Другое дело – продуктовая розница.
«Пока должны постоянно работать холодильники, что обеспечить на генераторах очень дорого. Поэтому в ритейле появляется наценка в 4-7% в зависимости от категории товара. Скажем, на замороженных продуктах наценка может быть максимальной – 7%, на других – чуть меньше», – отметил Доротич.
Как рассказал владелец сети продуктовых магазинов «Италмаркет» Юнус Зайнитдинов, в каждом магазине разная ситуация. К примеру, торговая точка на одном из киевских рынков при отключениях электричества питается от общего мощного генератора. Эти расходы уже включены в арендную плату, поэтому там дополнительного повышения цен не будет. Другое дело – отдельные маленькие магазинчики, включающие свои генераторы. Скажем, на одной из торговых точек может потребляться до 20 литров топлива в день, что стоит около 1200 гривен. При этом выручка сравнительно небольшая — до 20 тысяч гривен.
"То есть более 5% кассы просто идет на "прокорм" генератора", - говорит предприниматель.
По его словам, небольшие магазины, которые включают во время перебоев со светом бытовые генераторы, фактически фактически работают на горючее — тратят на него почти весь свой заработок. Понятно, что долго работать в минус они не смогут, придется повышать цены.
Олеся Остафиева из Ведьма-бара «Лысая гора» говорит, что ее заведение не планирует повышать ценники именно «под отключение».
Мы периодически их повышаем, чтобы выровнять баланс между поступлениями и расходами, и при этом не потерять клиентов. Люди и так стали меньше ходить по ресторанам, а ходящие пытаются экономить. Например, если раньше за три часа посетитель выпивал три коктейля, то сейчас только один», — говорит она.
"Генераторная наценка" коснется не всех товаров. По словам основателя группы компаний "Прайм" Дмитрия Леушкина, на ценах на горючее дополнительных накруток не будет. Но они и так растут из-за увеличения закупочных цен. Кроме того, по словам руководителя специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, на горючем и так достаточно высокая розничная наценка - до 8 гривен на литре. Она полностью позволит АЗС не закладывать в стоимость бензина и дизеля еще и расходы на генераторы.
Но, как говорит Доротич, может сработать мультипликационный эффект — когда подорожание каждого товара в цепочке выльется в конечном итоге в значительные наценки.
«Скажем, один из членов нашей организации производит металлопрокат, поставляя его другим производителям. У него наценка будет небольшой, но у его бизнес-партнеров также будет своя дополнительная накрутка. В результате, некоторые товары для конечного потребителя могут подорожать существенно — до 20%», — считает Доротич.
Он добавил, что такое большое удорожание угрожает прежде всего товарам массового спроса, в частности, продуктам питания, ценники на которые повышают как поставщики сырья (в стоимость включают расходы на хранение, сушку зерна и т.п.), так и переработчики. В целом, по мнению экономиста Даниила Монина, перебои с энергоснабжением могут ускорить общую инфляцию страны примерно на 1%.
В отчете НБУ за октябрь отмечено, что фундаментальное ценовое давление остается высоким из-за сохранения высоких затрат бизнеса на оплату труда и энергоресурсы. Поэтому темпы роста цен на ряд компонентов базовой инфляции снижались медленно (обработанные продукты питания) или не снижались вообще (услуги).
«Дополнительное инфляционное давление в ближайшие месяцы будет формироваться в том числе и за счет дефицита электроэнергии или потенциальных перебоев с энергоснабжением из-за атак на энергосистему, что может негативно влиять на технологические процессы на предприятиях, спровоцировав снижение производства и повышение себестоимости, что соответственно создаст дополнительную инфляционную нагрузку».
Пока что перебои со светом длятся не так долго. Настоящим испытанием для бизнеса может стать зима, особенно если оправдаются самые плохие прогнозы экспертов о том, что света может не быть по 16-20 часов в сутки.
«Пока даже сложно представить, как можно работать без электричества так долго. Если отключения идут в жестком режиме, то мы 100% уже в убытках. Закрыться на время — тоже не вариант, потому что нужно оплачивать аренду и содержать и так дефицитный персонал. Возможно, рестораны будут сокращать общие часы работы», – говорит Олеся Остафиева.
Юнус Зайнитдинов добавил, что для небольших магазинов, работающих на бытовых генераторах, длительные отключения света – это постоянная работа в лучшем случае в ноль.
«Фактически они все, что заработают, будут отдавать на топливо для генератора и текущие затраты. Сколько мелкий бизнес сможет продержаться в таких условиях, и как в результате решит переписать ценники — вопрос пока открыт», — отметил предприниматель.