«С начала большой войны немало граждан в возрасте 60 и старше изъявили желание присоединиться к защите Украины. Но в украинском законодательстве есть ограничения по поводу привлечения к службе такой категории граждан. Наш законопроект снимает эти ограничения»
Когда-то я тоже верила, что роза = любовь. А потом поняла: не каждый букет имеет продолжение. Эта песня родилась из моего личного опыта - времен, когда я еще путала желаемое с реальностью. Думаю здесь почти каждый узнает себя.
Некачественное горючее замечено на небольших АЗС подальше от больших городов
Пока в Украине нет дефицита горючего, более того, цены на него существенно снизились. С начала 2023 г. бензин потерял около 10 % стоимости.
На рынке горючего проявились две важные тенденции – во-первых, из-за доступности ресурса возобновили торговлю одиночные АЗС в небольших городах и поселках, во-вторых – из-за войны в Украине прекратила работу существенная часть так называемых мини-НПЗ. Это полу-, а чаще нелегальные производители с очень низкой глубиной переработки, которые в народе называют «самовары». Именно они до недавнего времени наводняли рынок некачественным горючим. Как эти факторы повлияли на общую картину качества бензина? В этом разбирались эксперты Института потребительских экспертиз.
Итак, исследователи отобрали пробы бензина А-95 в крупнейших всеукраинских сетях (WOG, SOCAR, ОККО, ANP, PRIME, «АВИАС», MARSHALL, AMIC, SHELL), а также у серьёзных региональных игроков (киевские KLO и AVANTAGE 7, запорожский ZOG и PARALL, полтавская BVS, харьковская «ОВИС» и сети CHIPO и U.GO). Эксперты не обошли вниманием и небольшие сети, оперирующие в райцентрах и небольших городах (24\7, KRAFT, LN ENERGY, DNIPRO OIL GROUP). Кроме того, были проверены и «брендовые» сорта бензина А-95 в крупных сетях, а именно SOCAR NANO, WOG MUSTANG, ОККО PULLS, KLO VENTUS, SHELL V-POWER.
Эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зелёную, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствуют нормативам Евро-5, синюю – образцы без нарушений, но «без запаса прочности», то есть на грани разрешённых значений. И, наконец, красная – сети, горючее на которых не соответствовало нормативам профильного ГОСТа. Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола.
В этой группе сюрпризов не оказалось, как и должно быть у премиального горючего. Все образцы получили оценку «отлично». Эксперты отметили отсутствие вредной серы образца SOCAR NANO (всего 3 мг/кг). Наибольший запас по октану у WOG MUSTANG (96,7 ед.), а самый низкий уровень бензола у ОККО PULLS (0,42 %).
В зеленой зоне лидеров оказались целых 9 сетей, это рекорд последних лет исследований. WOG, SOCAR, ОККО, KLO, PRIME, AVANTAGE 7, CHIPO, ZOG и ОВИС. Показатели у бензинов, приобретенных в этих сетях, были значительно лучше требований ДСТУ. Для начала был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Наибольшее значение зафиксировано у WOG (97,6 ед.) и SOCAR (97,5). Отлично – ОККО (96,6) и PRIME (96,5). В «девяносто пятом» KLO, CHIPO, ZOG и ОВІС – тоже выше 96 единиц. При таких показателях октанового числа двигатель работает на полную отдачу, расход топлива более экономичен.
В синюю зону попала большая группа заправок, в основном и называемых лоукостеров. Это сети, в которых цены ниже, чем у лидеров рынка. Бензин А-95 у BVS, MARSHALL, AMIC, SHELL, PARALLEL соответствует стандарту Евро-5, но с показателями более близкими к предельным нормам.
На этот раз здесь в основном АЗС малых региональных сетей и редких заправок, которые в основном торгуют в небольших городах и поселках. Единственное исключение из правил – всеукраинские сети ANP и «АВИАС», но эти компании в последнее время в принципе лихорадит, так что результаты трудно назвать неожиданными. Как ни странно, октановое число было намного ниже необходимого только в одном образце, приобретенном на АЗС 24/7 в Днепропетровской области – 92 единицы. Это чёткий маркер самодельного топлива, производимого в кустарных условиях. Что касается вредной для экологии и воздуха серы – то превышение в тридцать пять (!) раз было обнаружено в образце АЗС KRAFT (352 мг/кг при норме не более 10).
Но и это оказалось лишь жалкой пародией по сравнению с реально «крутыми» ребятами – количество серы в пробе DNIPRO OIL GROUP превышало норму в 70 раз, то есть 706 мг/кг. Это что-то заоблачное. Объемная доля ядовитого бензола в пробах этих сетей не отстала. В бензине с АЗС KRAFT – почти четырёхкратное превышение (3,82 %), а у DNIPRO OIL GROUP вообще более семикратного! Напомним, это опасное соединение, от которого образуется нагар и происходит перегрев двигателя. При таком огромном количестве бензола, проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. По сути, как и практически гарантирована поломка автомобиля.
В целом результаты исследования выявили несколько интересных тенденций. Во-первых, количество фальсифицированного горючего на рынке значительно снизилось. Эксперты однозначно увязывают это с уменьшением количества кустарных производств, так называемых мини-НПЗ. А оставшееся количество кустарного горючего пошло в основном малым региональным сетям, поскольку им не нужны значительные объемы. Поэтому автомобилистам из небольших городов и поселков эксперты рекомендуют проехать в большую заправку, чтобы не попасть впросак.
Раньше мы писали о том, стоит ли накапливать талоны: цены на бензин, дизель и автогаз в Украине.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.