Если банк ссылается на финмониторинг, клиенту нужно предоставить документы, подтверждающие законное происхождение средств - справку о доходах, договорах, выписках из криптобиржи, письма о переводах от родственников - и передать эти документы по электронной почте или просто отправить копии менеджеру в мессенджер.
Средства на карте есть, но оплата вдруг не проходит. Украинцы все чаще сталкиваются с ситуацией, когда при покупке или переводе денег карточка неожиданно оказывается заблокированной — и люди не понимают, в чем причина. Что действительно стоит за такими блокировками и как действовать в подобных ситуациях, объясняет адвокат Катерина Бескоровайна.
Она объясняет, что чаще всего карты блокируют из-за открытых исполнительных производств. Если есть решение суда и исполнительное письмо, исполнитель вправе наложить арест на счета должника. Это касается долгов, алиментов, штрафов и других финансовых обязательств.
"Банки и исполнители обязаны действовать в соответствии с законом, в частности, статьей 48 Закона «Об исполнительном производстве», и не имеют права его нарушать или обходить. В то же время человек, в отношении которого открыто производство, может выбрать один счет, из которого разрешено тратить средства в пределах двух минимальных зарплат", — говорит правозащитница.
Однако все чаще карты блокируют даже без судебных решений. Когда человек открывает счет, банк получает значимый размер информации: место работы, уровень ожидаемых доходов, источники поступлений. А при пользовании картой фиксируются все платежи, переводы и другие операции.
"Внутренняя система безопасности банков постоянно анализирует данные о клиенте и его финансовой активности. Если реальное финансовое поведение не соответствует заявленным или появляются необычные транзакции, это может привлечь внимание службы безопасности банка и привести к временной блокировке счета", — объясняет Екатерина Безкоровайная.
Она отмечает, что чаще всего система реагирует на подозрительные или слишком частые переводы без понятного назначения, "дробление" крупных сумм, операции, не соответствующие профилю клиента, подозрение на мошенничества, превышение лимитов, неправильные персональные данные или ситуации или когда картой пользуются третьи лица.
Екатерина Бескоровайна советует начать с главного: каждый клиент имеет право узнать, какую информацию банк собрал о нем и что именно стало основанием для блокировки карты. Если после предоставления объяснений и документов финансовое учреждение все равно не разблокирует счет, клиент вправе обжаловать это решение. А когда банк вообще закрывает счет, человек имеет полное право получить свои средства — хоть на карту другого банка, хоть наличными в отделении, правда, иногда с комиссией.
Правозащитница объясняет, что блокировку карт часто связывают с финмониторингом. В таких случаях закон позволяет банку не предупреждать клиента: карту могут «заморозить» максимум до двух рабочих дней. После этого банк должен либо разблокировать счет, либо обратиться в Госфинмониторинг с подозрениями.
"По закону Госфинмониторинг может продлить блокировку еще до семи рабочих дней, но при этом обязательно должен уведомить банк и правоохранительные органы. Если же карточка остается заблокированной без решения суда, такое вмешательство считается незаконным", — отмечает специалист.
В таком случае клиент вправе потребовать восстановления доступа к счету, взыскать 3% годовых от заблокированной суммы и компенсировать инфляционные потери. То есть, если банк медлит без законных оснований, закон на стороне клиента.
"Лучше сделать это в письменном виде: через электронное обращение с КЭП или письмо с подтверждением отправления, — говорит Екатерина Бескоровайна. — Это обязывает банк дать четкий и содержательный ответ, а не ограничиться краткими сообщениями от менеджера в чате. В письме важно потребовать указать причину блокировки и сроки проверки".
Если банк ссылается на финмониторинг, клиенту нужно предоставить документы, подтверждающие законное происхождение средств – справку о доходах, договорах, выписках из криптобиржи, письма о переводах от родственников – и передать эти документы по электронной почте или просто отправить копии менеджеру в мессенджер.
В случае блокировки счета через исполнительное производство, проверьте приложение "Действие", Автоматизированную систему исполнительных производств и сайт Судебной власти - эти ресурсы помогут быстро выяснить, открыты ли вам дела или судебные решения.
"Если после проверки выяснилось, что никаких законных оснований для блокирования карт нет, следующий шаг — подать письменную жалобу в НБУ или обратиться в суд для защиты своих прав как потребителя финансовых услуг. Главное — действовать официально и сохранять все подтверждения. Это помогает быстрее решить проблему и значительно повышает шансы вернуть доступ к собственным средствам", —
Чтобы избежать блокировки карты, стоит немного продумать, как поступают деньги и как вы ими пользуетесь.
"Прежде всего, не принимайте большие суммы от незнакомых людей и не делайте переводы без четкого назначения — это сразу привлекает внимание банка. В назначении платежа всегда указывайте, за что именно деньги, — советует Екатерина Бескоровайная. — Если у вас регулярные поступления, лучше оформить официальный договор или работать через ФЛП".
Также адвокат отмечает избегать переводов между большим количеством различных счетов или пользоваться карточкой для обмена криптовалюты. И главное — всегда предоставлять банку достоверную информацию об ожидаемых доходах и источниках поступлений. Соблюдение этих простых правил помогает банку «не замечать» вашу карту и сохранить доступ к деньгам без лишнего стресса.