В феврале доля поставок автогаза с признаками российского происхождения превысила 50 % от общих объемов импорта
Увеличение импорта автогаза и дизтоплива сомнительного происхождения чревато уничтожением диверсифицированной системы поставок моторных топлив. Соответственно, это подрывает энергетическую безопасность Украины. К такому выводу пришли эксперты Консалтинговой группы «А-95».
Как пишет Enkorr со ссылкой на заявление группы, ситуация уже критична на рынке сжиженного газа (LPG). По оценкам А-95, доля поставок автогаза, имеющая признаки содержания российского ресурса, активно растёт с июня 2022 года, а в феврале 2023 года превысила 50 % общих объёмов импорта.
«Автогаз производства европейских заводов сейчас стоит на $ 300/т, или на 30 % дороже, чем газовые смеси со всеми признаками российского происхождения. Этот демпинг делает невозможным импорт нероссийского автогаза, что уже привело к критическому сокращению его поставок. В начале марта фактически исчез импорт газа из Румынии, которая в 2022 году была одним из основных источников наполнения рынка Украины», – говорится в сообщении.
Следующим этапом, по словам экспертов, станет отказ от долгосрочных контрактов на поставку газа из Европы и аренды зарубежной логистической инфраструктуры. Аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артём Куюн отметил, что украинские компании потратили многие месяцы на поиск подвижного состава, терминалов, бронирование графиков перевозок в сложной транспортной системе ЕС.
«Эти достижения ради построения новой системы поставок автогаза в Украину могут быть потеряны», – считает Куюн.
Аналогичные процессы происходят и на рынке дизельного горючего. Поток ресурса сомнительного происхождения активизировался после 5 февраля, когда вступило в силу европейское эмбарго на импорт российских нефтепродуктов. Дисконты на российское горючее составляют $ 200/т, или 25 % от альтернативных вариантов, что побуждает множество трейдеров искать пути для его поставки в Украину. Основные источники поставок сомнительного автогаза – Литва, Латвия и Польша, дизтоплива – Турция, Египет.
Эксперты ожидают, что дисконты на российские нефтепродукты будут расти, ведь его избыток в Европе и Чёрном море увеличивается. На цены на ГП также отразится ожидаемое понижение ценового «потолка» в рамках антироссийских санкций ЕС.
«Ситуация требует срочных изменений в законодательство. Речь идёт, в частности, о внесении кодов нефтепродуктов в постановление Кабмина № 1147 от 30 декабря 2015 года, которое вводит запрет на импорт товаров российского происхождения в Украину», — отмечают эксперты.
Следующим шагом, на их взгляд, должно стать внедрение заградительной пошлины на горючее неопределённого происхождения, объём которого ликвидировал бы ценовое преимущество российского ресурса. Также, считают аналитики, в дополнительном контроле требуется сертификация горючего. В частности, необходимо наладить непрерывное сотрудничество с эмитентами сертификатов о происхождении в странах-поставщиках горючего на определение подлинности и количества выданных сертификатов.
«В 2022 году украинцы сделали невозможное – построили новую систему поставок горючего, избавившись от 100% довоенных источников наполнения рынка. Мы стали первой страной Европы, которая отказалась от российского горючего. Но сейчас мы рискуем потерять это достижение, чего никак нельзя допустить», – акцентировал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
На украинском топливном рынке цены на бензин и дизель в марте 2023 года существенно не изменятся. Причинами этого является отсутствие факторов, способных дестабилизировать ситуацию. Такое мнение высказал экономический эксперт Олег Пендзин. Он убеждён, что погодный фактор, который изменится вместе с потеплением весной, не так важен, как уменьшение частоты отключений электроэнергии. Однако стабилизация энергетической системы вряд ли кардинально повлияет на ситуацию на рынке. В то же время эксперт напомнил о возврат акцизов на топливо до уровня, который был до войны, однако и это не способно поколебать ценовую стабильность.
Раньше мы писали, как изменились цены на бензин, дизтопливо и автогаз в течение февраля.
Кроме того, эксперт спрогнозировал цены на бензин и дизель в марте.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.