Расследование по уничтожению «Мрії» длилось почти год, и за это время всплыли интересные, впрочем, шокирующие факты
9 марта сотрудники СБУ задержали бывшего гендиректора ГП «Антонова» Сергея Бычкова и других лиц этого госпредприятия за препятствование подготовке обороны аэродрома в Гостомеле в 2022 году. Суд арестовал их на два месяца. Расследование длилось почти год. Что стало известно за это время, и какие факты следует знать для полной картины деятельности ДП «Антонов», разбирался Информатор.
Уже в октябре стало известно, что в рамках уголовного производства СБУ начала проверку служащих ГП «Антонов» по поводу вероятного сотрудничества с российскими захватчиками, следствием которого могло быть уничтожение «Мрії». В Офисе генпрокурора сообщили, что работники Главного следственного управления Нацполиции также расследуют дело по факту возможного предоставления должностными лицами ГП «Антонов» помощи иностранному государству.
«Прокуроры Специализированной прокуратуры в военной и оборонной сфере Офиса генерального прокурора осуществляют процессуальное руководство досудебным расследованием в уголовном производстве по факту возможного предоставления должностными лицами ГП «Антонов» помощи иностранному государству – рф – или его представителям в проведении взрывной деятельности против Украины, что привело к уничтожению воздушного судна Ан-225 «Мрія» и других во время военной агрессии вооруженных сил рф», – говорится в информации.
Первым предположение о российском следе по уничтожению самолётов в Гостомеле обнародовал бывший капитан крупнейшего в мире транспортного самолёта «Мрія» Дмитрий Антонов. В своём видеообращении 18 марта он выступил с заявлением о том, что самолёт можно было спасти, но безответственность руководства «Антонова» помешала этому. Также он предположил, что у представителей топ-менеджмента ГП «Антонов» можно найти «связи с российской федерацией».
«Перед войной не было принято решение о перегоне крупнейшего самолёта «Мрія» и наших маленьких самолётов Ан-28, Ан-26, Ан-74. Я считаю, что, например, не было принято решение о перегоне потому, что отсутствовал топ-менеджмент нашей компании, который бодренько, за две недели до войны, весь уехал в Лейпциг и оккупировал, до войны ещё, офис Antonov Logistics Salis. Думайте. Решайте. Здесь есть где найти причины, связи с Российской Федерацией и всё остальное. Я надеюсь, кто ответственен за эти вопросы, примет мои слова во внимание», – отметил Антонов.
Впоследствии он рассказал, как за несколько недель до полномасштабного вторжения руководители госпредприятия скрылись в немецком офисе и не занимались вопросами сохранения парка самолетов, остававшийся в Украине.
«26 января аэропорт в Лейпциге предложил свои стоянки для всего парка наших самолётов. Для их перемещения нужно было принять решение… предложение немцев сразу не было принято украинской стороной, продолжались какие-то переговоры. Наши самолёты могли вылететь из Гостомеля в любой момент, потому что нас были готовы принимать», – рассказал Дмитрий Антонов.
Он сказал, что не знает деталей переговоров о перемещении самолетов между «Укроборонпромом» и ГП «Антонов».
«Могу лишь сказать, что было немало косвенных доказательств того, что переместить наши самолёты из Гостомеля следует как можно быстрее. К примеру, другие авиакомпании начинали вывозить свои самолёты со стоянок в Украину, начиная с 15-17 февраля. Ещё одно доказательство – действия страховых компаний. С начала февраля нас начали страховать всего на два дня, а начиная где-то с 16 февраля страховали всего на один день», – объяснил командир «Мрія».
Также Антонов подчеркнул, что для вылета самолёта требовалась только команда гендиректора предприятия.
В аэропорту Гостомеля базировалось более десятка самолётов, принадлежащих ГП «Антонов» — многие из них не использовались из-за устаревшей или неисправной. Однако, как подметил Дмитрий Антонов, все самолёты, пострадавшие или полностью уничтоженные в аэропорту — это модели, которые использовались в работе предприятия. А самолёты, базировавшиеся на аэродроме, но не использовавшиеся много лет, повреждений не получили. То есть можно заключить, что самолёты пострадали не в результате военных действий, которые происходили на аэродроме: оккупанты целенаправленно уничтожали исправный флот предприятия.
«Это не результат происходивших там боев, это просто банальный расстрел. То есть стояли и поливали из автоматов каждый самолёт в отдельности. Пришедшие на аэродром точно знали, какие из самолётов рабочие и какие необходимо в первую очередь вывести из строя», — говорит Дмитрий Антонов.
Этот тезис подтверждают и снимки со спутника. На них ясно видно, как были размещены самолёты до прихода оккупантов и после. Один из самолётов кто-то из оккупантов специально перевез на другое место, а рядом с местом, где он стоял, стоят уничтоженные АН-28 и АН-26.
Таким образом можно сделать вывод, что у находившихся на аэродроме рашистских военных были чёткие инструкции относительно того, какие самолёты нужно уничтожить.
В октябре прошлого года также стало известно, что при установлении лиц, виновных в подрывной деятельности против Украины, были обнаружены факты других преступлений.
В частности, бывший гендиректор ГП «Антонов» был разоблачён на организации незаконной переправки за границу украинцев призывного возраста.
«Бывший гендиректор ГП разоблачён на организации незаконной переправки за границу украинцев призывного возраста. По данным следствия, в марте этого года чиновник подал в Госпогранслужбу список сотрудников, выезжающих за границу для техобслуживания самолетов. Но в состав командировки он включил посторонних лиц. Среди них – его близкий родственник. Уклонисты смогли пересечь границу под видом специалистов-авиастроителей», – сообщили в СБУ.
По факту преступления экс-директору уже объявлено подозрение по ч. 2 ст. 332 (незаконная переправка лиц через государственную границу Украины) Уголовного кодекса Украины.
Государственные компании не являются властями, поэтому не обязаны раскрывать информацию о реализации соглашений перед общественностью. Кроме того, государственная компания «Антонов» является участником «Укроборонпрома» и исполнителем государственного оборонного заказа, поэтому её деятельность максимально защищена государственной тайной. Впрочем, в апреле 2022 года Государственное предприятие «Антонов» анонсировало проведение государственного аудита деятельности компании.
«Аудит имеет целью установить, эффективно ли использовались средства и имущество, состояние и достоверность бухгалтерского учёта и финансовой отчетности, а также соблюдение законодательства о закупках», – говорилось в сообщении со ссылкой на исполняющего обязанности гендиректора Евгения Гаврилова.
То есть в «Антонове» решили разобраться, куда делись средства предприятия. Да, ещё до войны руководство «Антонова», прежде всего и тогдашний генеральный директор Сергей Бычков, было замешано в ряде махинаций и схематозов.
Например, махинации на наземном обслуживании самолетов, на которых «Антонов» переплачивал миллионы Этот скандал, который в самом «Укроборонпроме» решили просто «замолчать», привел к тому, что «Антонов» провёл собственную пресс-конференцию, на которую обвинил руководство «Укроборонпрома» в связях с российским ФСБ и несанкционированный доступ к документам о сотрудничестве с НАТО.
В госконцерне это опровергли и заявили, что военная прокуратура начала досудебное расследование по статье 191 уголовного кодекса – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением. Результаты этого расследования – неизвестны.
Как неизвестно и чем завершился схематоз из компании Click Aviation Network, также фигурировавшей в списке компаний, которым переплачиваются государственные средства.
Напомним, что с Click Aviation Network Сергей Бычков в 2021 году вошел в столь тесную связь, что допустил её контролировать стратегические перевозки для НАТО – программу SALIS. По решению главы ГП «Антонов» долю Antonov Logistics Salis были проданы компании с регистрацией в жилом доме.
«Укроборонпром» уверял, что не знал о произвольном решении главы «Антонова» и даже сообщил правоохранительным органам и «ждёт от них правовой оценки», но до сих пор об этом ничего не известно.
Как не известно и о судьбе других скандалов, например работающий отель в оккупированном Крыму, принадлежащий руководителю «Авиалиний Антонова», закупку за 6,6 млн евро откровенно ненужного станка или подписание руководством предприятия контрактов на 5,5 млн. грн. сами с собой. И о многом других эпизодов, каждый из которых должен стоить должностей должностными лицами и привести не к «передаче дел», а реальным судам.
В 2015 году в правительстве сообщили, что Украина решила отказаться от участия в совместном предприятии, которое в будущем должно было стать координатором авиастроительных отраслей двух стран.
«Учитывая ситуацию, которая сложилась в отношениях с россией в 2014 году, «ОАК-Антонов» приостановлены работы с программами самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, вынужденно сокращен штат управления от украинской стороны. Вместе с тем финансово-хозяйственное положение «ОАК-Антонов», с учётом обострения политического и военного противостояния между Украиной и россией, ухудшается, уменьшается остаток средств уставного капитала, в том числе вклад концерна, как участника этой компании. В такой ситуации дальнейшее участие концерна в ООО «ОАК-Антонов» представляется нецелесообразным», – отмечено в пояснительной записке Минэкономразвития в правительственное распоряжение.
Впрочем, в 2017 году, несмотря на разрыв экономических связей России и Украины, государственное предприятие «Антонов» сообщило, что продолжает и будет продолжать обслуживать тяжёлые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан», принадлежащие российской авиакомпании «Волга-Днепр». «Антонов» распространил заявление, в котором подчеркнул, что действует в рамках украинского законодательства, поскольку компания «Волга-Днепр» не находится под санкциями.
«ГП «Антонов» обязан выполнять эту работу как разработчик авиационной техники», – заявили в компании.
К чему привело сотрудничество украинских авиапредприятий с россией украинцы сейчас наблюдают на примере «Мотор-Сiчi».
22 октября 2022 года СБУ задержала Вячеслава Богуслаева – президента корпорации «Мотор Сiч», стратегически важного украинского предприятия, специализирующегося на производстве авиационной техники.
Богуслаева подозревают в том, что при его руководстве завод поставлял в россию авиадвигатели и запчасти к ним. Страна-агрессор, в свою очередь, использовала их для производства и ремонта российских ударных вертолетов. Их, по данным официального следствия, оккупанты массово применяли для полномасштабного вторжения в Украину.
На записях телефонных разговоров Богуслаева с представителями российского военно-промышленного комплекса, которые он вёл уже после начала полномасштабного вторжения рф в Украину, он не только согласовывает с представителями российского ВПК дальнейшие поставки двигателей украинского производства для штурмовых вертолётов армии рф, через «креативные схемы», в частности Китай. Да и откровенно выражает своим российским собеседникам пожелание, чтобы путин довёл намерение оккупации Украины до конца.
Ранее мы сообщали, что в Украине собрали основательную доказательную базу бывшего гендиректора ГП «Антонов», его заместителя и начальника подразделения по авиабезопасности.В преддверии полномасштабного русского вторжение чиновники не позволили нацгвардейцам попасть на территорию аэропорта Гостомеля для подготовки к его защите. Такие действия привели к временному захвату стратегически важного аэродрома, окрестных населенных пунктов и уничтожению самолёта АН-225 «Мрія».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.