Официальных данных пока нет, но депутат мог не нарушить ПДД, однако есть нюансы
Смертельное ДТП с участием нардепа от "Батькивщины" Андрея Николаенко обрастает новыми подробностями. Судя по всему, погибшая девушка перебегала дорогу в неположенном месте. Депутат же, в свою очередь, должен был снизить скорость при пересечении населенного пункта - однако дело в том, что пока неизвестно, был ли там соответствующий знак.
"Информатор" решил разобраться в ужасной трагедии, которая произошла утром 3 ноября в поселке Березовка Житомирской области. Мы попробовали о воспроизвести всю картину событий этого страшного ДТП.
Утром в пятницу, 3 ноября, народный депутат от "Батькивщины" Андрей Николаенко ехал по Житомирской трассе по направлению Киев-Чоп. За рулем находился он, в салоне рядом сидела жена нардепа.
Приблизительно в 9:45 произошло смертельное ДТП. Прямо на трассе нардеп на полной скорости сбил бегущую через дорогу девушку. От полученных травм она скончалась на месте. Ей было всего 18 лет. Всё это подтверждает Нацполиция Житомирщины.
После ДТП Николаенко остановил автомобиль, получивший повреждение после аварии, вышел из него и вызвал соответствующие службы. Они прибыли на место происшествия, констатировали смерть девушки и начали проводить стандартные процедуры. Сам же нардеп уже успел подтвердить, что именно он был за рулем.
"К сожалению, это правда. Сегодня со мной произошло самое страшное, что может случиться с водителем - под колесами автомобиля, которым я управлял, погиб человек.... Я был трезвым, я не нарушал правил, но трагедии избежать не удалось. Случилось огромное горе, которое уже нельзя ни отмотать назад, ни отменить... Мои искренние соболезнования родным. Не знаю, что еще сказать…", - говорится в сообщении Николаенко.
Собственно на этом все. Всеобщая история завершается и начинаются детали.
На кадрах, сделанных коллегой Николаенко, народный избранник Александр Федиенко, отчетливо видны следующие вещи. Во-первых, тело девушки лежит прямо на трассе. С обеих сторон трассы мы видим ограждение. То есть, никакого перехода конкретно здесь не было – как бы то ни было, но погибшая прямо нарушила правила движения пешеходов.
Во-вторых, мы отчетливо видим, что буквально в сотне метров от тела девушки есть большой надземный переход, пролегающий над трассой. Подобный об делает гибель на дороге как таковую. К сожалению, умерла, судя по всему, куда-то спешила, а потому не воспользовалась переходом, что в том числе привело к трагедии.
"Огромная трагедия. Очень жаль девушку. Зачем было перебегать здесь дорогу, если мост перехода довольно близко. Огласка... будет, потому что водитель был народный депутат.
Но... неважно кто за рулем, это может быть кто-либо. И на скоростной трассе среагировать на бегущего человека крайне тяжело... Надеюсь, следствие будет объективным", - пишет нардеп Федиенко.
Наконец, третье и самое интересное. Трагедия произошла в поселке Березовка, через территорию которого пролегала скоростная трасса. Поскольку это населенный пункт, то по нему существуют ограничения скорости: 50 километров в час.
Очевидно, что Николаенко ехал гораздо быстрее. Однако на такой трассе вне населенного пункта он имел право разгоняться до 110 км в час (если на дороге есть разделительная полоса). А на автомагистрали вообще можно ехать до 130 км в час.
Что должен был сделать нардеп? Конечно же, сбросить скорость до требуемого минимума. Но дело в том, что еще в феврале-марте 2022, когда началась российская агрессия, по всей стране массово срезали и демонтировали дорожные указатели, чтобы усложнить оккупантам навигацию. Именно эти знаки и регулируют скорость при проезде по трассе через населенный пункт. Пока вообще неизвестно, был ли в Березовке этот самый знак и не был ли поселок вообще "транзитным" - то есть таким, через который можно ехать, вообще не снижая скорость.
Именно из-за этих обстоятельств и произошла трагедия, унесшая жизнь молодой 18-летней девушки.
Решить этот вопрос должен суд – после того, как правоохранители соберут всю информацию о ДТП. К тому же, мы не знаем нескольких важных вещей.
Во-первых, пока неизвестно, с какой скоростью ехал депутат. Если он гнал под 200 километров в час, то он как минимум частично виноват в любом случае – это значительное превышение допустимого лимита по трассе. Журналисты "Радио Свобода" уже раскопали, что буквально за 40 минут до аварии Николаенко получил автоматически сгенерированный штраф за превышение скорости. Мужчина ехал более 160 километров в час, тогда как разрешенный максимум - 110 километров.
Во-вторых, мы не знаем, в каком состоянии нардеп находился за рулем. Он утверждает, что был полностью трезв, но следует дождаться официальных результатов тестов на драгере. Если в крови Николаенко найдут алкоголь или наркотические или какие-то другие вещества – ситуация станет совсем другой.
Однако закон в Украине работает по основополагающему принципу права. В юриспруденции это называется "принцип свободы" : его суть в том, что можно все, что не нельзя. Или "разрешено все, что не запрещено". Переходить дорогу, а тем более скоростную трассу, в неположенном месте, которое к тому же ограждено с обеих сторон – однозначно нельзя. Не снижать скорость в населённом пункте также запрещено. Но если знака нет, то он имеет право двигаться, не сбрасывая скорость, как он двигался к этому.
Следователи в таких случаях обычно не могут установить точную скорость, с которой двигался водитель. Даже если предположить, что он ехал по населенному пункту со значительным превышением скорости, то по действующему законодательству это можно узнать только с помощью TrueCam, который не факт, что вообще был установлен в автомобиле.
"Информатор" обратился за комментарием к Сергею, опытному водителю с 40-летним стажем за рулем. Мужчина считает, что окончательные выводы до завершения полицейских экспертиз делать рано, однако по имеющейся в настоящее время информации - нардеп, судя по всему, сможет избежать наказания. И не потому, что он нардеп, как это постоянно бывает в Украине – а потому что предъявить ему особо и нечего.
"Если вдруг не было знака, то знал, что там нужно снижать скорость? Если кто-то постоянно ездит, тот знает. А если он (нардеп – ред.), например, ехал первый раз, то откуда он это знает? Да, он мог снизить скорость, если бы подумал. И не гнать, если он гнал. Но формально он прав. Там в любом случае все ограждено. Это скоростная трасса. Там не должен никто ходить. Если трасса проходит по поселку, то даже иногда не обязательно Если он не гнал более 110, то он по сути прав. Потому что она (погибшая - ред.) действительно переходила не там, где нужно, к сожалению... Если там нет знака, если есть сверху переход, если огорожена трасса – любой водитель воспримет это так, что можно ехать быстро”, – объясняет Сергей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.