Что потерял Казахстан от того, что McDonald's покинул страну — мнения экспертов

Решение McDonald's негативно отразится на инвестиционной привлекательности Казахстана, рынке общественного питания и трудоустройстве молодёжи

Что потерял Казахстан от того, что McDonald's покинул страну — мнения экспертов
McDonald's

6 января стало известно, что в Казахстане рестораны под управлением Food Solutions KZ перестанут работать под брендом Макдоналдс. Казахский портал tengrinews.kz опросил экспертов по поводу того, насколько это решение повлияло на экономику страны. Информатор рассказывает об основных трендах.

Наличие McDonald's в стране – важный сигнал о состоянии экономики

Экономист Андрей Чеботарев отметил, что само наличие на рынке такого бренда, как McDonald's – это определённая «галочка» среди других экономических показателей. Бизнес этой сети создавал около 1000 рабочих мест и только за 2022 год принес в бюджет Казахстана 1,1 млрд тенге (2,4 млн долларов) налогов.

«У нас McDonald's был не так сильно развит, как в других странах постсоветского пространства, где он присутствовал, так что значимого экономического эффекта от ухода самого предприятия не будет. При этом гораздо важнее его значение для международного престижа, это был маркер страны и если этого бренда нет, то это вызывает определенные вопросы у тех же иностранных туристов. Не думаю, что это серьезно скажется на инвестиционной привлекательности страны, но присутствие McDonald's на рынке, безусловно, ей способствовало. У нас есть и другие крупные международные бренды на рынке быстрого питания. Могу также отметить, что в Казахстане, например, никогда официально не считали индекс бигмака, что также показывает, что это не было значительным экономическим показателем», – отметил Чеботарев.

При этом экономист также отметил, что в Казахстане смогли наладить выпуск булочек и нарезку готовых салатов, а также яблок. Вся остальная продукция агропромышленного комплекса страны не отвечала требованиям компании. По мнению экономиста, это свидетельствует о неэффективности многомиллиардных субсидий государства для развития этой сферы.

«Дело не только в самом качестве продукции, но и в возможности бесперебойно и в течение длительного времени поддерживать это качество и обеспечивать постоянные поставки. Это гораздо сложнее, чем единично выпустить какой-нибудь качественный продукт. Для McDonald's была необходима бесперебойная поставка мяса одного и того же качества, и в этом и была его фишка. В любой стране, где есть эта сеть, вы знаете, что есть высокотехнологичное производство, продукцией которого, например, очень мал шанс отравиться. В этом была своеобразная «магия». можно было впервые попробовать гамбургер из McDonald's в другой стране и через годы попробовать его, когда он появился в Казахстане, и вкус был одинаков. Вам он может нравиться или не нравиться, но это показатель качества производства, и очень жаль», – добавил Андрей Чеботарев.

McDonald's задавал высокий стандарт на рынке общественного питания

Эксперт в сфере общепита и ресторатор Юрий Негодюк отметил, что McDonald's не влиял на рынок общественного питания в стране. По его словам, он пришёл на рынок достаточно поздно, когда на рынке уже были крупные международные игроки. На рынке уже существовали международные стандарты. Ресторатор отметил, что внедрение высоких стандартов работы для сотрудников в сети играло положительную роль на рынке. Он добавил, что можно по-разному относиться к продукции McDonald's, но в целом присутствие такого бренда – это определение имиджа и популяризации Казахстана в мире как интегрированной в мировую экономику страны, в которой можно строить свой бизнес.

Выход McDonald's создает проблемы для молодёжи на рынке труда

Директор департамента животноводства «Атамекен Арго» Арсен Исламов отметил, что к рынку Казахстана всегда был невысокий интерес со стороны международных инвесторов, особенно в несырьевой и продовольственной сфере. Связано это, в основном, с небольшим населением страны и невысокой платежеспособностью. Привлечь крупного инвестора на казахстанский рынок по-прежнему было проблематично, но после ухода с рынка одного из немногих транснациональных брендов – McDonald's, возможно, станет ещё сложнее.

«В этом нет нашей вины, мы не виноваты, что в нашей стране маленькое население и нет большого рынка. Казахстан в основном может быть интересен для пищевых компаний только как производственная площадка, для экспорта на более привлекательные рынки соседних стран – россии и Китая. Такие планы действительно были, например, рассматривался вариант запуска производства американской транснациональной пищевой корпорации Tyson Foods. Считаю, потери от того, что это производство у нас так и не появилось, серьёзнее, чем от выхода с рынка McDonald's, однако и это тоже фактор отрицательный», – отметил Арсен Исламов.

По словам спикера, McDonald's в Казахстане влиял не на мясное производство, а скорее на логистический бизнес, поскольку специально для них был построен большой транспортный хаб и отлажены маршруты доставки продуктов. Также франшиза закупала казахстанские овощи, таким образом, влияя на повышение качества производства. В общем, от присутствия международной компании был мультипликативный эффект, хотя они работали у нас по франшизе. Большое влияние компании оказало на стандарты транспорта, логистики и рынка труда.

«Наверное, самые большие потери от ухода McDonald's для рынка труда. Они внедряли мировые принципы и стандарты разделения труда, его оплаты, обучали сотрудников. Что особенно важно – у них работала преимущественно молодежь, часто без опыта работы в других местах. То есть человек получал неплохой опыт и даже если проработал в их ресторане три месяца, о нём можно было сказать, что это стрессоустойчивый сотрудник, хорошо понимающий, как работать на выделенном участке. В Казахстане есть проблема с работой для молодёжи. Выпускаясь из университета или школы, в приличные и хорошие места они не могут устроиться без опыта работы, они вынуждены работать в маргинализированной среде, водителями, курьерами с плохими условиями труда. Вместо того, чтобы работать в прозрачной структуре, получая ценный опыт и проходя обучение», – отметил Исламов.

Специалист считает, что локализовать производство котлет для McDonald's в Казахстане было практически невозможно, поскольку для этого необходимо схождение нескольких факторов. Во-первых, дешёвое мясо, поскольку компания стремится максимально снизить себестоимость продукции. Чаще всего в производстве таких изделий применяется мясо молочных коров, тогда как в Казахстане в основном распространено мясное животноводство и себестоимость килограмма такой говядины гораздо выше. Другой момент – наличие технологий и стандартов, контроля качества и безопасности продукции, ни одно из казахских производств не проходило. Чтобы пройти такую ​​сертификацию, требуются дополнительные затраты на оборудование. Последний и самый важный фактор – большой рынок сбыта. По словам Арсена Исламова, необходимое количество потребителей должно превышать 20 миллионов человек, чтобы окупить наличие такого производства. Такой рынок могли бы обеспечить все страны Средней Азии, но кроме Казахстана в других странах очень низкая платежеспособность и вряд ли в ближайшее время там было бы выгодно открывать филиалы McDonald's.

«Наличие McDonald's, по сути, выделяло нас среди соседних стран. Это своеобразный «значок» о принадлежности к современным, цивилизованным странам», – добавил Арсен Исламов.

Как ранее сообщал Информатор, по официальному сообщению компании McDonald's, решение о прекращении работы в Казахстане было принято из-за ограничений в поставках продуктов в ресторан. В частности, из-за сложностей снабжения говядиной.

«О возобновлении деятельности и сроках открытия новых ресторанов быстрого обслуживания под новым названием будет объявлено в ближайшее время», – говорится в сообщении на официальном сайте McDonald's.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube