Что означает заявление Рината Ахметова для зрителей и сотрудников медиагруппы "Украина", а также для украинского медиарынка

Рассказываем, как это отразится на состоянии медиарынка

Что означает заявление Рината Ахметова для зрителей и сотрудников медиагруппы "Украина", а также для украинского медиарынка

 

Заявление бизнесмена Рината Ахметов об отказе от всех эфирных и спутниковых телевизионных лицензий его телеканалов и печатных медиа стало неожиданностью для многих игроков медиа-бизнеса Украины. 

Информатор спросил у экспертов, как это отразится на состоянии медиарынка, на телезрителях, рекламодателях и провайдерах кабельных сетей.

Что говорят у Ахметова:

Глядя на коммуникационную активность СКМ, кажется, заявление Рината Ахметова было неожиданностью даже для них. 

11 июля директор по коммуникациям в System Capital Management Наталья Емченко написала, что 12 июля будет полный релиз с деталями выхода компании из медиа-рынка и добавила:

  1. "Мы возвращаем государству только государственное - то есть лицензии (которые оно нам выдало) на вещание. Все. Именно это указано в заявлении Рината Ахметова. И именно это будет сделано.
  2. "Ни другие активы медиа-группы (кроме этих лицензий) мы государству не передаем - ни бренды, ни библиотеки. О передаче активов нет ни слова и в заявлении Ахметова, ни одного".
  3. "Как дальше государство будет распоряжаться этими лицензиями – мы не знаем. Возможно, решит выдать их кому-то, возможно – нет".

Утром она сообщила, что в 00:00 12 июля 2022 года Медиа Группа Украина остановила обновление своих онлайн-медиа. На сайтах медиагруппы в 23:59 появилась такая вот новость. Последние видео на YouTube-канале "Украина 24" были выложены 11 июля.

Что означает заявление Рината Ахметова для зрителей и сотрудников медиагруппы "Украина", а также для украинского медиарынка 1

11 июля Медиагруппа "Украина" в Facebook сообщила о начале работы в Польше, а к утру 12 июля удалила это сообщение. Информатор пытался получить комментарии у менеджеров холдинга, но тщетно. Поэтому мы пошли задавать вопросы внешним экспертам.

Что это значит для зрителей и читателей?

Медиаэксперт Орест Белоскурский: Медиагруппа "Украина" состоит из телеканала "Украина", который вещает в режиме марафона, в котором еще около двадцати пяти каналов. Поэтому вещает один из них или нет, несущественно. Прекращение его существования на телевидении никто не заметит. Телеканал "Индиго" во времена, когда измерялись рейтинги, был не очень популярен, его зрители смотрели 1% времени. Его исчезновение не сильно повлияет на аудиторию. После того, как "Мегого" начало конкурировать за контент, для телеканалов "Футбол" наступили трудные времена. Неизвестно, как будет идти трансляция украинского чемпионата по футболу. Для телезрителей почти ничего не меняется.

Сергей Томиленко, глава Союза журналистов Украины: Резкая остановка цифровых платформ усиливает напряжение. Для медийщиков понятно, что связь с аудиторией прервать нельзя, ведь доверие читателей и зрителей – это самая большая ценность медиа. 

Что это значит для кабельных сетей?

Медиаэксперт Александр Глущенко: У провайдеров кабельных сетей станет на 4 общенациональных канала меньше: "Украина", "Украина-24", "НЛО-ТВ" и "Индиго". В условиях войны это ни на что не повлияет. У провайдеров исчезнет необходимость платить роялти медиагруппе "Украина", но и они должны быть заменены в сети вещания эти каналы какими-то другими. Предложений на рынке много и проблем с этим не будет.

Что это значит для медиарынка и рынка рекламы?

Медиаэксперт Сергей Чернявский: Сейчас во время войны украинского медиарынка фактически не существует. Все медиаактивы Ахметова были убыточными, как и другие крупные медиагруппы. Это нельзя назвать бизнесом. Это был элемент статуса и защиты активов из-за влияния на политиков. Станет меньше на одного игрока, влияющего на политику. Но как дальше будет развиваться политика в Украине и что будет происходить, не знает никто. Благодаря децентрализации много денег находится в регионах, так что местные элиты выстраивали свои медиаактивы, чтобы побеждать на местных выборах и получать хорошие потоки за счет городских бюджетов. Итак, произойдет перераспределение аудитории. Эту нишу может занять государственный телеканал "Дом", которые успешно комуницирует с русскоязычной аудиторией, имея лицензию на вещание на русском. Соответственно, они имеют некоммерческое конкурентное преимущество, ведь каналы Ахметова должны были вещать на украинском. Имея государственное финансирование и право говорить по-русски, они на юго-востоке Украины имеют преимущество над всеми коммерческими каналами.

Медиаэксперт Орест Белоскурский: У телевидения основная единица измерения – это рейтинги. Но они с весны не измеряются. Поэтому у телевидения нет основной метрики и непонятно, какой канал насколько смотрят. А это для медиарынка важнее появления или исчезновения определенной медиагруппы. В условиях отсутствия метрики можно экспериментировать сколько угодно. Пока нет измерения, вещание не монетизируется. Пока не вернутся рейтинги, все медиагруппы могут заморозить свои каналы и для медиарынка ничего не изменится. 

Если следить за ФК "Шахтер" и медиагруппой "Украина", можно понять, что происходит в структуре СКМ. В "Шахтере" сейчас происходит распродажа футболистов, отставка тренера. Актив уменьшается. Мы видим параллельные процессы: уменьшение крутизны “Шахтера” и уменьшение крутизны медиагруппы, но ни тот, ни тот актив пока не закрывают. Отказ от лицензий и продажа дорогих футболистов – это минимизация расходов. На рынке, где сильно упали доходы, это выглядит логичным. Возможно, эти активы будут существовать и дальше, но в другом, более оптимальном виде.  

Медиаэксперт Александр Глущенко: В условиях больших потерь от войны это попытка крупного бизнеса провести реструктуризацию и избавиться от активов, генерирующих убытки. И если компания не может продать актив, она может закрыть направление. Это мы видим. Да, Ахметов отказался от медиа, но не отказался от телекома. Он избрал более жизнеспособную нишу.

Что это значит для сотрудников медиагруппы "Украина"?

Глава Союза журналистов Украины Сергей Томиленко: Мы чувствуем большую тревогу на медиарынке, ведь большое количество сотрудников медиагруппы сейчас, во время войны и экономического кризиса, находится во взвешенном состоянии. Это может стать импульсом для богатых людей, как на национальном, так и региональном уровне, понимание бесперспективности владения медиа во время войны. Мы сейчас консультируемся с Европейской организацией журналистов, с Международной федерацией журналистов, относительно обращения внимания международных институтов и Правительства Украины на ситуацию. Мы готовы включаться в ситуацию, если мы получим обращение от работников медиагруппы. Пока они не готовы к публичным коммуникациям, а ждут позиции инвестора. 

Отдельно хочу подчеркнуть, что в структуре СКМ были медиа, связанные с Мариуполем: телекомпания "Сигма", которая сейчас перерегистрирована в Каменец-Подольском, и журналисты печатного и онлайн-медиа "Приазовский рабочий", переведенные в "Сегодня", в структуру "Донбасс 24". Важно, что медиагруппа "Украина" поддерживала оставшихся на пепелище мариупольских журналистов. Мы ждем ответа, будут ли защищены наши коллеги. Исходя из предыдущей практики СКМ, мы надеемся, что команда Рината Ахметова будет ответственна перед многотысячным коллективом медиаактивов.

Медиаэксперт Сергей Чернявский: С людьми в СКМ поступают очень просто. Их сокращают, выплачивают им определенные средства в соответствии с требованиями законодательства. Те, кого сократят, пойдут искать работу дальше.

Что будет с лицензиями, от которых отказывается медиагруппа "Украина"?

Медиаэксперт Александр Глущенко: Когда возвращают лицензию регулятору, ее после принятия заявления по процедуре аннулируют. Решение об этом Нацсовет принимает на своем заседании. Далее через определенный срок ее выставляют на повторный конкурс. Не думаю, что в условиях войны будет стоять очередь из желающих выйти в общенациональный эфир и взять на себя груз оплаты распространения через Т-2 и спутник. 

Медиаэксперт Орест Белоскурский: Кто сможет претендовать на эти лицензии? Есть 4 лицензии у Т-2, это эфирный бесплатный цифровой прием, которым пользуется около 25% населения. Причем существует множество каналов, которые существуют без эфирных лицензий и имеют зрителя. Есть телеканал "Суспільне Культура", который имеет лицензию в Т-2, но не имеет широкой аудитории. Лицензия Т-2 не гарантирует просмотра без разумного контента и программирования. Если заявление о выходе на польский рынок имеет под собой почву, медиагруппа получает европейскую лицензию, позволяющую говорить в кабельных сетях. Это похоже на то, что человек отказывается от украинских водительских прав, но имея машину, умение водить и европейские водительские права, для него ничего не изменится. Потому с точки зрения пиара это звучит круто, но с точки зрения бизнеса почти ни на что не влияет. 

Отказ от лицензии означает, что Нацсовету нужно с этим что-то делать: либо объявить новый конкурс, либо оставить действующую лицензию. Во втором случае вещание может продолжаться, а лицензионный сбор можно не платить. Хороший вариант отказаться от расходов. И хотя лицензионные сборы не огромны, но оплата трансляции в Т-2 - более существенная статья расходов. Если не платить, то либо на твоей частоте будут показывать цветные ленты, либо ты сможешь и дальше вещать, ведь Марафон не отключат. Правда, “Украина” не только вещает в марафоне, но и производит его 6 часов в сутки. Откажутся ли они от этого или нет, пока неясно. 

Что будет с медиарынком после победы Украины

Медиаэксперт Александр Глущенко: Когда война закончится и рынок начнет восстанавливаться, исчезновение крупного игрока будет заметно, ведь увеличится конкурентная борьба за деньги рекламодателей. Но, думаю, украинский медиарынок после того, как россия подпишет капитуляцию, будет совсем другим по сравнению с тем, каким он был 23 февраля 2022 года.

Ольга Палий

 

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube