Взгляд эксперта: как украинский стритфуд выдержал военный удар по экономике, помогал жителям города и волонтерил, не забывая о развитии
Для украинского рынка стритфуда, как и для любых заведений, год с начала агрессии россии был не похож ни на что из предыдущего опыта. Анна Абрамова, управляющая заведениями Manana и Hoppy Pub в Днепре, вспоминает, что не открылись они только раз за всё время военных действий. А работали в первые дни потому, что чувствовали, как нужны людям.
Информатор Украина вместе с pershe agency активно продвигает проекты, связанные с едой в прифронтовом городе Днепр (путем рекламы в гугл и фейсбук), собирает истории из первых уст: реальная картина, прогнозы и тренды 2023.
Анна Абрамова отвечает на интересные вопросы: почему МакДональдс съел весь борщ, а рынок стритфуда вырос до 70 процентов? Но чем консервативные днепряне заедают стресс уже год – в городе шаурмы, пиццы и суши, и ещё салата цезарь? Заедем в феврале 2022 в ламповое заведение на жилом массиве с символическим названием Победа.
Фраза «Як ся маєш» для нас сравнивается с признанием в любви – Анна Абрамова, руководитель заведений Manana и Hoppy Pub в Днепре.
Утром 24-го мы, как и все, проснулись от взрывов и понимания, что россия начала полномасштабное нападение на нашу страну и посоветовавшись с командой решили не открываться в тот день.
Уже вечером 25-го мы поняли, что сидеть без дела никто не может, поэтому 26-го утром мы ехали на работу, чтобы просто готовить еду нуждающимся, не имея понимания кто нуждается и как менеджерить эти процессы. Но тогда все так быстро вращалось, что уже в тот день из продуктов, которые были на наших складах, мы смогли отдать около 150 порций. В тот момент это были посты теробороны, военкомат и военный госпиталь.
Уже к вечеру этого дня к нам присоединилась не только команда заведения, но и просто наши гости, которые помогали готовить/упаковывать/развозить. Это была огромная помощь, в том числе от жителей нашего ЖК, которым мы благодарны и со многими имеем дружеские отношения.
Через месяц-полтора такой работы мы начали сотрудничество с американским фондом WCK, от которого получили большую поддержку. Летом среднее количество выданных порций в день было порядка 600-800.
На этот период времени как заведение мы не работали, а наше винное пространство превратилось в столовую и склад провизии.
В конце лета мы уже понимали, что переселенцев становится меньше, в горячей еде потребности не так много, поэтому мы уже готовились к полному открытию заведения.
С сентября месяца мы переформатировали формат заведения из блюд исключительно подходящих по гастропаре к винчику и добавили больше стритфуда, потому понимали своё преимущество, когда на райончике не работает МакДональдс.
За два месяца (сентябрь-октябрь) мы смогли выйти на продажи довоенного времени, полностью укомплектовали команду, многие из работников переселенцы, кстати, и вся команда довоенная и те, кто присоединился до сих пор с нами и нам удалось сформировать классную синергию.
После полного открытия мы не закончили волонтёрскую деятельность, но немного переформатировали подход.
Мы собирали помощь для деоккупированных городов, и собственно наш соучредитель Роман Хомуха отвозил это в города. Мы даже снимали мини-влог с этих поездок, можете посмотреть в нашем ютуб-канале – «Контрастный душ». О названии говорить не буду, сами увидите в видео, почему такое название…
К зиме мы готовились заранее, потому что понимали, что она будет тяжелой. Мы заранее завезли генератор, и оборудование с которым можем работать во время отключений электроэнергии. Это было тяжело, и морально, в том числе, но в радиусе Победы мы были единственные, которым не пришлось сокращать меню, и готовили мы все как в будние дни.
Что касается глобальной аналитики, могу сказать, что вырос процент заказов на доставку, и доля стритфуда сейчас занимает примерно 70 %. То есть люди предпочитают баргерочку, а не устрицы с игристым.
Но мы ждём сезона летних террас, и не теряем надежды.
Относительно вина, ритейл немного снизился, но у нас всё равно есть дорогие позиции на своей полке и каждая бутылочка находит своего человека.
И да, мы настолько верим в наших котиков из ВСУ, что решились на открытие второго заведения. Мы давно положили глаз на это помещение и решили: когда, если не сейчас? Мы не хотели, чтобы форматы заведений пересекались, поэтому у нас ребята налево (за пивком), а девушки на право (по винчику). Если непонятно, то два наших заведения через стенку друг от друга).
Пока очень рано судить о какой-то статистике в нашем Хоппе, потому что мы открылись в середине марта, но единственное чему мы рады — наша старушка «Маньяна» не подходит задним рядом с новеньким заведением. А мы очень этого боялись.
Если коротко о нашем Hoppy Pub, то мы называем его ребёнком войны, потому что даже решение относительно помещения нам пришлось принимать в день великой трагедии всего Днепра, когда в 500 метрах от нас в жилой дом прилетела пидорская ракета.
Поэтому у нашего Хоппи есть продолжение названия, а именно — Hoppy Pub.
Фраза «Як ся маєш?» для нас сравнивается с признанием в любви, потому что какой вопрос мы задаём самым родным, когда услышим взрывы или прочтем в новостях, что прилетело в район проживания близкого? В начале войны это было «Как ты?», а когда мы искоренили рашские слова из своего лексикона это «Як ти? Як ся маєш?» В этом вопросе кроется философия искренней заботы у близкого человека.
Поэтому наш Хоппи — место встречи с друзьями, где ты можешь спросить «Як ся маєш?» с бокалом пенного в руке).
Кстати, на кранах у нас исключительно украинский крафт, потому что наша миссия – поддержка нашего украинского бизнеса и развитие культуры потребления качественного алкоголя.
И если говорить о глобальных планах на 2023 — откроем заведение в украинской Ялте.