В Раде зарегистрировано несколько законопроектов о растаможке иномарок «под ноль». Это может еще больше обвалить цены на подержанные машины и спровоцировать настоящий бум на авторынке. Впрочем, пока наиболее востребованные модели, наоборот, дорожают
Украинцы, несмотря на войну, начали активно покупать авто — и новые, и с пробегом. Как свидетельствует статистика Института исследований авторынка, в июне были зафиксированы крупнейшие продажи подержанных машин за последние 11 месяцев – 102,4 тысячи.
По данным консалтинговой компании Autoсonsulting, уже два месяца подряд в стране фиксируются также значительные продажи новых машин.
«Так, в июне дилеры продали 5,8 тысячи новых легковушек, и почти повторили майский рекорд. «Это свидетельствует о том, что авторынок вышел на постоянные показатели в новых реалиях», – говорит руководитель Autoсonsulting Олег Омельницкий.
По его словам, за полгода новый рынок прибавил 57,5 %, а рынок подержанных авто вообще 67 %.
Рынок может получить дополнительный толчок, ведь в парламенте зарегистрировали сразу несколько законопроектов о возврате нулевого растаможивания. Напомним, растаможка «под ноль» уже действовала несколько месяцев в прошлом году. Иномарки можно было завозить в Украину без налогов — НДС и ввозной пошлины. Тогда это спровоцировало грандиозный обвал цен на рынке – автомобили подешевели на 20 % и даже больше. Под эту «акцию» в страну навезли рекордное количество авто – почти 300 тысяч. Но вскоре «налоговый рай» свернули.
Как будет сейчас? Стоит ли ожидать «автомобильной распродажи» и когда она начнется? И что происходит с ценами сейчас? На волне снижения спроса в результате многие автомобили уже и так подешевели. Но популярные модели начали дорожать. Скажем, ещё недавно 2-3-летний Volkswagen Jetta с пробегом до 10 тысяч километров можно было купить за 10 тысяч долларов. Сейчас – плюс 2 тысячи к ценнику, да и особого выбора нет. За те же деньги предлагают автомобили постарше и с большим пробегом.
В Институте исследований авторынка зафиксировали рекорд по продаже подержанных машин — более 100 тысяч в июне. При этом значительную часть автомобилей украинцы приобрели на внутреннем рынке – такие сделки составили 82,3 %. Это свидетельствует об изменении структуры продаж автомобилей с пробегом. До недавнего времени львиную долю составляли авто, пригнанные из США и Европы.
Но авто из США сейчас непопулярны. Раньше их завозили через Одесский порт, что позволяло выйти на привлекательные цены. После блокировки морского маршрута логистика значительно усложнилась — теперь гонят в обход через страны Балтии или Германию, что добавляет несколько тысяч долларов к ценнику и значительно продлевает сроки доставки. Некоторые уже ждут обещанного авто из Америки несколько месяцев, люди тоже жалуются, что длинная дорога не идёт на пользу иномаркам — они приходят с царапинами.
Что касается автомобилей из Европы, то их тоже стали завозить меньше. Во-первых, перегонкой занимались мужчины, а многие из них сейчас невыездные из-за мобилизационных ограничений. Во-вторых, на границах большие очереди из-за смены логистики (автотранспортом завозятся горючее, другие импортные товары, через границу идет поток зернового экспорта). Это усложняет импорт авто и делает его более дорогим,
«Импорт за полгода обвалился с 263 тысяч авто до 88 тысяч. И дешевых авто в самой Европе сейчас немного», – говорит Омельницкий.
На внутреннем рынке цены, напротив, очень привлекательны. В прошлом году на волне нулевого растаможивания в страну ввезли большое количество иномарок, что сбило цены. Кроме того, многие украинцы вынуждены продавать свои автомобили из-за затруднений. А так как до недавнего времени спрос на подержанные автомобили был не слишком высок, продавцы соглашались на торг.
Собственно: в конце концов эта тенденция и перезапустила рынок – цены упали и люди снова начали покупать машины.
По данным Института исследований авторынка, больше всего перерегистраций авто фиксируют в Киеве — 13,3 тысячи в июне. Вместе с областью столичный регион содержит более 20 % национальных объёмов реализации подержанных автомобилей.
Активно покупают машины на авторынках также Днепропетровской области.
А вот жители Львовской области и Винницкой области предпочитают заказывать пригон авто из Европы.
При этом предпочтения автовладельцев практически не меняются. По-прежнему украинские водители любят Volkswagen — авто этого бренда в июне приобрели больше всего. На фоне довольно незначительного импорта, народная любовь к бренду немецкого автопрома уже повлияла на цены.
Ещё недавно 2-3 летний Volkswagen Getta с пробегом до 10 тысяч километров можно было купить за 10 тысяч долларов. Сейчас – плюс 2 тысячи к ценнику, да и особого выбора нет. За те же деньги предлагают старшие автомобили с большим пробегом.
И, если на автомобили сохранится высокий спрос, наиболее востребованные модели и в дальнейшем будут дорожать. Эксперты ожидают плюс 7-10% к ценнику уже в сентябре.
На втором месте — Renault, на третьем неожиданно оказался ВАЗ. Раньше изделия российского автопрома пользовались стабильным спросом в Украине, но после полномасштабного вторжения все изменилось – наши граждане начали массово отказываться от вражеской техники. Но в июне ВАЗы снова вернулись в топ-3. Конечно, не от хорошей жизни — их продает цена, авто можно купить за пару тысяч долларов, а то и дешевле.
Что касается рынка новых авто, то здесь, по словам Омельницкого, лидерство держит Toyota, в топ-3 также Renault и Volkswagen.
Существенно добавила в продажах также Skoda, которая сейчас контролирует 7 % рынка. Значительный рывок продемонстрировали такие дилеры как Mazda. В июне им удалось увеличить продажи на рекордные 39,4 %, объясняется главным образом появлением в салонах новинки — Mazda CX-50. Неплохо «прыгнул» также Lexus – плюс 23 % в июне.
Стоит отметить, что несколько месяцев подряд продажи элитных автомобилей были просто рекордными — премиальные бренды ежемесячно росли на десятки процентов, был даже дефицит авто и «лист ожидания». Эксперты объясняли это тем, что богатым украинцам больше не на что тратить — покупать недвижимость является риском и других возможностей для инвестиций в стране сейчас немного.
Так в июне ажиотаж на рынке элитных авто начал утихать, констатирует Омелинский. Например, продажи BMW упали на 5,9 %, Mercedes просел на 6,5 %, Audi — на 4.6 % и т.д. Интересно, что потеря любопытства к элитным иномаркам идёт параллельно с оживлением продаж на рынке недвижимости и земельных участков. То есть деньги возвращаются в сегмент долговременных инвестиций.
Другим интересным трендом на авторынке стал бум продаж электрокаров — и новых, и б/у.
В июне, по данным Института исследований авторынка, украинцы приобрели 4,6 тысячи «электричек», что почти вдвое больше, чем в мае прошлого года и на 15 % больше, чем в мае этого года.
Самые любимые электрокары украинцев — Nissan Leaf, Tesla Model3, Volkswagen E-Golf.
Главная причина популярности электрокаров – приятная цена. На такие автомобили нет налогов и таможенных платежей. А недавно в Украину начали завозить электрокары из Китая (и не только китайского производства, но, например, те же Nissan Leaf или Tesla Model3). В Поднебесной действовали льготы для изготовителей. Но кроме этого, автоконцерны активно демпинговали в борьбе за большой китайский рынок. Например, в отдельные периоды Tesla могла взять и просто так подешеветь на пять тысяч долларов, - говорит Омельницкий. Но теперь китайская распродажа закончилась — местные власти свернули несколько льготных программ.
«Уже с июня наш рынок начал это чувствовать – авто из Китая подорожали на 2-3 тысячи долларов, – добавил Омельницкий. – И дальше будет больше — местные продавцы договорились положить конец демпингу, поэтому автомобили будут дорожать».
Но, несмотря на это и удорожание электроэнергии для украинских потребителей, заправка электромобилей все еще относительно недорога (тем более, что с 1 июля бензин: дизель и газ на заправках тоже начали дорожать). Так что эксплуатировать их выгодно.
Самая большая интрига авторынка сейчас — будет ли снова растаможка иномарок под ноль. Такая вероятность есть. В Раде зарегистрировано несколько законопроектов о новых льготах на авто.
В частности, проект № 9058 предусматривает нулевое растаможивание для участников боевых действий. Ожидается, что это позволит пользоваться льготными авто и другим украинцам, например, первичной регистрации на документы участников боевых действий.
Ещё один проект — № 9209. Он предусматривает беспошлинный ввоз авто для тех: кто потерял свою машину из-за военных действий.
Самый «широкий» законопроект — о тотальном возвращении «евроблях».
Проект № 9473 зарегистрировал 10 июля нардеп от «Слуги народа» Сергей Гривко. Он предусматривает увеличение сроков временного ввоза автомобилей для граждан-резидентов, состоящих на консульском учете украинских консульских учреждений за рубежом. То есть будет регистрировать автомобиль в Украине и ставить на украинские номера. По схожей схеме, напомним, в свое время можно было ездить на евробляхах.
Ни один из этих проектов пока не принят, хотя автомобильное лобби активно работает над их продвижением в Раде. Примут ли их? С одной стороны, тема льгот для ветеранов и граждан, потерявших имущество из-за войны, является выигрышной для власти. С другой – после отмены льготного растаможивания бюджет отрывал от импорта авто 35 млрд гривен налогов и сборов, а эти деньги для бюджета не лишние.
Если растаможку под ноль всё же примут, цены на авто могут снова пойти вниз – на 10-20 % как минимум. Если же льгот не будет, стоит ожидать небольшого удорожания наиболее популярных моделей, но тотального роста цен не будет, констатируют эксперты.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.