Роль колдовства в противостоянии с врагом.
Трек «Враже» от ровенской группы Angy Kreyda набрал более 2,5 млн просмотров на YouTube. Вместе с Конотопскими ведьмами и антипутинским шабашем он создаёт новый отдельный кластер в истории этой войны. Почему ведьмачество становится таким популярным?
Информатор не только посмотрел клип, но и копнул глубже и спросил у экспертов о роли колдовства.
Если названные тренды остаются для вас загадкой, то мы напомним об издевательствах жителей в городе Конотоп, что на Сумщине, над оккупантами.
«Ты вообще знаешь, где находишься? Это Конотоп. Здесь каждая вторая женщина — ведьма. У тебя завтра... стоять уже не будет», – обещали горожане врагу проблемы с потенцией на видео.
Интересно, что за неделю до того у оккупантов возле Конотопа появились проблемы с топливом и продуктами. Напомним и об антипутинском ритуале в поддержку Украины, который планировал магазин эзотерических товаров «Ведьмин котёл». Его анонсировали после обращения Арестовича к украинским ведьмам и колдунам — он выразил свою поддержку в их адрес, сообщил о попаданиях ВСУ по вражеским точкам в Чернобаевке и намекнул на дополнительное место для проведения фестивалей магов. А сам ритуал собирались проводить в три этапа, один из которых — на горе, а другой — с привлечением иностранных партнёров. Был это маркетинговый ход или реальные планы — утверждать не берёмся.
Что касается песни «Враже» от Angy Kreyda, то её текст тоже напоминает религиозный ритуал с проклятиями: «Писанку распишу, люльку убаюкаю. Мать твою, враг, без детей оставлю», «Сколько в святую землю упало зёрен ржи — столько раз будешь ты, враг, убит». Кто-то без чувства юмора может подумать, что украинская русофобия достигла максимума или вообще зашла за край. Однако эксперты уверены — такая реакция в обществе является нормальной и последовательной.
Психолог Максим Реуцкий рассматривает такой креативный подход, как оружие против врага. Он считает контингент вражеского войска не очень образованным. По его словам, в разветвленных районах Бурятии, Якутии, Дагестана и так далее есть большое количество людей, которые прибегают к древним верованиям, мистическому мышлению и различным шаманским культам. Поэтому подобная информация для них очень чувствительна, что идёт на пользу нам.
«С научной точки зрения это влияние нельзя серьёзно оценить. Но насколько наш враг низкого культурного и образовательного уровня в большинстве случаев, это будет способствовать самовнушению, самоотречению. Это будет иметь для нас пользу. Мы пугаем. ЭТО по сути наша информационно-психологическая операция, информационно-психологический фронт. Сейчас на войне любые средства полезны. Поэтому лично я поддерживаю — пусть боятся!», – сказал психолог.
На вопрос о последствиях для менталитета украинцев он ответил, что, возможно, придётся пожертвовать кармой или чем-то ещё. Но это война. Люди всегда обращаются к магическому и метафизическому в непростые времена. Это выйдет в минус после завершения. Но когда время будет более мирное, всё стабилизируется естественным путём.
Заместитель директора по научной работе в Днепровском национальном историческом музее Валерия Лавренко рассказала, что украинское общество относилось к ведьмам более позитивно, чем в Западной Европе. Это связано с тем, что на территории Украины проходило много народов, и это делает общество более склонным относиться с уважением к чужим религиозным и культурным взглядам. Исследовательница ссылается на коллегу Наталью Яковенко и рассказала историю о ведьме в Каменце-Подольском, которая перешла дорогу с пустыми ведрами сеймику (представитель самоуправления во времена Речи Посполитой — ред.). Её отвели к магистрату и решили наказать. Но женщина сказала, что живёт в частной собственности, поэтому вопрос с наказанием следует решать с господином. Тот в свою очередь заявил, что ведьма беременна, а загубить детскую душу он не даст. Валерия Лавренко отметила, что в ведьмовских процессах были задействованы мудрые и знающие люди.
«Это неотъемлемая часть нашего фольклора. Конечно, сейчас она актуализируется. Когда есть прямой враг, есть война, то общество мобилизует все свои ресурсы для того, чтобы противостоять врагу. И такой ресурс мобилизует также», – говорит специалист.
Писатель Любко Дереш отметил, что ведьмы являются неким архетипом, в котором украинцы отыскивают себя и чувствуют себя сильнее всего. В этом есть проявления христианской идеологии и древнеукраинских верований. Причину этого он объяснил, глядя на ситуацию с точки зрения устройства человека. По словам писателя, она имеет рациональную и иррациональную составляющую. Первую лелеет образование и современная европейская культура, в которой мы живем. Вторая — более древняя, иная, но назвать её худшей нельзя. Она связана с эмоциями и, по мнению спикера, выходит на поверхность наравне с рациональным, когда человек переживает драматические моменты крайнего напряжения.
«За что мы боремся? Мы боремся за то, чтобы быть собой и иметь право быть собой и вот это «сами собой» — оно многогранно. Здесь есть и рациональные элементы — например, мы выбираем демократию, конституционное гражданство, саму концепцию гражданского патриотизма, что национализм мы воспринимаем или патриотизм сквозь призму Конституции и гражданского сознательного выбора. Есть также другая форма патриотизма или национализма — когда мы любим определённые образы, символы, которые составляют основу нашей идентичности», – сказал писатель.
Образы, которые мы воспеваем и возлагаем в общении, Любко Дереш назвал архетипами, и это иррациональное. По его мнению, мы обращаемся к ним, когда заканчиваются возможности объяснить что-то логически. Образы дают ощущение подоплеки. А то, что делает россия, — абсолютно иррациональное, поэтому сейчас мы актуализируем все эти архетипические вещи.
«Есть время, когда рациональные вещи проясняются в дискуссиях, а есть вещи, которые могут проясняться в ирациональных формах. В борьбе за существование. В ведьмовских отрядах, когда девушки и парни чувствуют близость к их образам. Так или иначе пытаются поддерживать Украину. И сейчас мне кажется, что и то, и то хорошо и важно. Важно объединяться ради совместной борьбы против врага».
София Елагина