Демократура: гибрид демократии и авторитарного правления — реально ли это в Украине и как можно помешать процессу сворачивания демократии, первые признаки которого уже есть в законопроектах, внесенных на рассмотрение Верховной Рады
На рассмотрение Рады в последнее время вносят нелепые законопроекты. К примеру, сажать в тюрьму за критику власти. Или запретить электронные сигареты. Или обсуждается решение запретить мужчинам призывного возраста поступать в институты. Разумеется, не факт, что они будут приняты и вступят в силу. Но есть другой факт: народных избранников, в том числе из партии большинства «Слуга народа», совсем не смущает несоответствие этих законов базовым принципам демократии. И это плохой знак, потому что он указывает на то, что у Украины есть риск скатиться в диктатуру. Война и военная целесообразность непроизвольно этому способствует.
Определение «бешеный принтер» приклеилось к российскому парламенту в 2011-13 годах. Тогда госдума штамповала один за другим странные, в основном карательные законы. Они отличались беспрецедентным количеством правок, направленных на закручивание гаек. Сегодня мы все наблюдаем «бешеный принтер» в Верховной Раде Украины.
Законопроекты, которые вносились в ВР до февраля 2022 года, не воспринимались так больно обществом, как депутатские инициативы военного времени.
Одним из первых законопроектов, возмутивших украинцев весной прошлого года, был так называемый законопроект о расстреле военнослужащих. Проект № 7351 был внесен в парламент 5 мая "Слугами народа" Марьяной Безуглой, Георгием Мазурашом и Александром Федиенко. Они предложили внести изменения в статью 22-1 Устава внутренней службы ВСУ, которые означали не что иное, как разрешение командирам вести огонь на поражение по своим солдатам. Возмущение в соцсетях и интернет-медиа сумело предотвратить это безумие. 24 мая проект был отозван.
Уже в этом году депутаты предложили запретить военнослужащим комментировать внутреннюю политику и быть депутатами любого уровня. Это прописано в законопроекте № 4210. После первого чтения он находится на проработке в профильном комитете по нацбезопасности.
Кроме того, глава комитета ВР по вопросам соцполитики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова предложила заменить пожизненные льготы для демобилизованных военнослужащих на стипендии, которые они будут получать в течение двух-трёх лет. Что тоже вызвало большой резонанс в обществе.
Что касается «невоенных» законопроектов, то можно выделить законопроект 5050-1, предусматривавший введение наказание за «оскорбление полицейского». Это новый термин для украинского законодательства, который на практике означает, что ответственность может наступить за оценочное суждение.
«Несмотря на то, что проект закона зарегистрирован в Верховной Раде ровно за год до начала масштабной военной агрессии, его авторы продвигают данный законопроект по сокращенной процедуре, прикрываясь именно военным временем, хотя никаких оснований для введения наказания за оскорбление полицейского в военный или любой другое время – нет», – заявляли в мае представители общественных организаций.
Последним законопроектом, возмутившим украинцев, был предложен на днях закон, который усилит ответственность за критику властей в социальных сетях. Инициаторы законопроекта предлагают сажать в тюрьму на 5-7 лет и конфисковывать имущество за «недостоверную информацию», распространяемую из фейковых аккаунтов. То есть такое наказание применимо за острые анонимные посты в Facebook или Twitter, которые касаются руководителей государства или других высоких должностных лиц. Украинцы уже успели раскритиковать проект закона № 9223 и указать на его сходство с российским. Его инициаторы – пятеро депутатов от фракции «Слуга Народа»: Георгий Мазурашу, Сергей Кузьминых, Максим Павлюк, Михаил Лаба, Олег Арсенюк.
«Законопроект, который внес депутат Мазурашу, он не так уж безобиден. Во-первых, Мазурашу отнюдь не фрик, бывший журналист и, скорее всего, он действовал не просто так. Очевидно, что такими законопроектами прощупывают болевой порог общества. Насколько оно готово допустить закручивание политических гаек в стране. А то, что это происходит, по моему мнению, совершенно очевидно. На самом деле в этой массе законодательного спама есть определенная логика. Во-первых, это стремление закапсулировать режим. Многие уже упоминают, что «Слуги народа» заявляли о себе несколько лет назад как о либертарианцах. Но либертарианство в нынешней политике отсутствует от слова совсем. Более того, многое заимствуется, скажем так, у нашего северного соседа. Не понимая того, что превращаясь в уменьшенную копию россии, мы всегда Будем ей проигрывать», – убеждён политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв.
Эксперт считает, что подобные законопроекты направлены на усиление власти.
«На усиление политического режима, который я бы назвал демократурой - гибрид демократии и авторитарного правления», – сказал Золотарёв.
Ещё одна мучительная политическая тема, которая тоже выглядит как признак «демократуры» – это попытка властей противодействовать политическим конкурентам. Как и в другие моменты, связанные с войной, в этой теме нет однозначности. Некоторые политики, позиционировавшие себя в качестве оппозиционных, на самом деле таковыми не были. Они являлись агентами воздействия кремля и работали в его интересах. Как, например, Медведчук и его окружение.
Но признаки политического противостояния есть и по линии власть – командование ВСУ. Летом 2021 года Валерий Залужный стал главкомом Вооружёнными силами Украины. За плечами генерала не одно десятилетие военного опыта. Под его командованием ВСУ не только держали оборону на фронте, но и осуществили серию удачных контрнаступлений.
С началом войны популярность Залужного существенно возросла. По состоянию на сейчас сверхпопулярный главнокомандующий – единственный, кто потенциально может конкурировать со сверхпопулярным президентом. И заинтересованная прослойка общества ищет признаки того, что такая конкуренция действительно есть.
Слухи о конфликте между Зеленским и Залужным циркулируют с весны 2022 года. А затем они получили новый импульс: о разногласиях, которые якобы возникли по поводу обороны Бахмута.
«Попытки ударить по рейтингу и политическим перспективам Залужного самоочевидны. Понятно, что власть болезненно относится к возможности появления политической конкуренции и естественно стремится заморозить нынешнюю ситуацию, когда политическое информационное поле стерилизовано и, по сути, не имеет конкурентов. Отсюда начинаются разговоры о безальтернативности Зеленского и его втором сроке. И надо понимать, что если украинское контрнаступление постигнет неудача – это попытаются списать на Залужного», – считает Золотарёв.
Эксперт обращает внимание, что оппозиция Зеленского из национально-патриотического лагеря заметно начинает группироваться вокруг фигуры Залужного.
«Однако сам Залужный пока не дал никаких поводов и намеков на то, что он готов идти в политику. Впрочем, дальнейшие политические перспективы появления реальных конкурентов Зеленскому — всё это скрыто за туманом войны. Пока идет война, политическая жизнь будет находиться в коматозе. И в этой ситуации единственная таблетка от авторитаризма и тоталитаризма – угроза которого реально существует – это наличие политической конкуренции.И чтобы все-таки не народ для власти, а власть для народа.Только в таких условиях Украина может иметь какие-то перспективы на будущее как по экономической, так и по экономике и с политической точки зрения», – убеждён политолог.
Но самые плохие признаки «демократуры» связаны, пожалуй, с процессом евроинтеграции. Летом прошлого года Еврокомиссия, а впоследствии и Европейский совет принял решение о том, что Украина официально становится кандидатом в члены ЕС. Его сопровождал список из семи условий, которые обязан выполнить Киев. Напомним, что решение ЕС требует от Украины полного воплощения каждой из рекомендаций. Сейчас эта цель не достигнута ни по одному из критериев.
Первый пункт из «кандидатской семёрки» является самым проблемным — введение отбора судей Конституционного суда Украины. И европейцы это тоже понимают. Еврокомиссия не готова закрывать глаза на проблемы с реформой, которая превратилась едва ли не в основную проблему в восприятии действий Киева.
Идея критерия № 1 состоит в том, чтобы наконец-то деполитизировать состав Конституционного суда, введя профессиональный и ценностный отбор кандидатов в него. Но сделать это можно только в том случае, если действующая власть не стремится взять КС под контроль – как это делали или пытались сделать все предшественники Зеленского. Впрочем, в команде президента на ключевых позициях всё ещё есть люди, не знающие иного стиля управления государством, кроме ручного.
Во время войны тенденции к концентрации власти выражены еще более. Поэтому в настоящее время растет роль Конституционного суда, главная задача которого – защищать Конституцию и установленный ею порядок от попыток узурпации, а людей – от произвольных решений государства. Для этого КСУ может признавать неконституционными законы, решения президента и правительства.
Кроме того, Конституционный суд также будет в значительной степени влиять на политический ландшафт Украины после ее победы в войне с россией, потому что именно он будет решать, когда именно должны проходить президентские и парламентские выборы после отмены военного положения. Осознавая силу Конституционного суда, политики и сейчас пытаются его контролировать.
Очевидно, именно поэтому 13 декабря парламент принял законопроект №9225 о реформе КСУ, который оперативно, уже 20 декабря подписал Зеленский. Это убедило ЕС в том, что Киев готовится провести антиреформу, замаскированную под европейские изменения и направленную на обратное движение Украины в сторону демократии.
«Видимость перемен вместо перемен, как таковых. Конечно, это все прекрасно видят европейцы и прекрасно понимают, что в том виде, в каком сегодня существует Украина со всеми социальными, политическими, экономическими реалиями, ни о каком Евросоюзе речи не может быть. Да, обещают перспективу, но без каких-либо конкретных сроков и конкретных шагов, потому что сначала реформы, потом членство в ЕС, то есть, чтобы серьезно говорить о перспективах вступления в Евросоюз, нужно этому хотя бы более или менее отвечать, в том числе и в плане демократических и гражданских. свобод, с которыми у нас ой как не все хорошо. Поскольку соблазн сохранения власти, соблазн сохранения тех возможностей, которые даёт власть, приводит к тому, что вместо того, чтобы покончить с системой, нынешняя политическая верхушка эту систему возглавила», – говорит политолог Андрей Золотарёв
По словам политолога, подобного рода инициативы – карательные законопроекты ВР, создание противостояния между Зеленским и Залужным, торможение вступления в ЕС и другие – направлены на формирование авторитарной системы. И они ничем хорошим не кончатся. Ни для власти, ни для страны.
«Надо помнить одно – весь политический опыт Украины последних 30-ти лет показывает, что бездумное закручивание гаек приводит к срыву резьбы. Доказано януковичем. Вряд ли мы дойдём до тоталитаризма, но тоталитарные тенденции присутствуют, чего греха таить. Очевидно одно — власти проще людям «бросить морковку» в виде декоративных моментов, вместо того, чтобы изменить экономическую и социальную модель страны. К сожалению, такие инструменты, как прямая демократия, петиция, вынесение ситуации в публичное поле в большинстве своем также играют декоративную функцию», – отмечает эксперт.
Также Золотарёв убежден, что третий майдан, как народное волеизъявление, для Украины может оказаться роковым.
«Что может действительно помочь обществу в диалоге с властью – это отнюдь не принудительный диалог власти с народом. Третий Майдан для Украины может оказаться роковым. А вот самоорганизация солидарности – именно об этом сегодня должны думать украинцы», – сказал он.
И привёл пример действий украинцев первых дней полномасштабного вторжения россии в Украину.
«Там, где была сильна самоорганизация, агрессор встретил реальное сопротивление. Как раз низовая организация граждан, проявившихся в виде территориальной самообороны на местах – это то, что мы наблюдали прошлой весной. В Сумской, Харьковской, Черниговской областях. По-моему, это очень хороший, наглядный пример того, что когда мы едины, то мы непобедимы», – подытожил Золотарев.
Ранее мы писали, что в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, которым могут запретить так называемые новейшие табачные изделия. В частности, это касается сигарет с капсулами и электронных. Документом нардепы хотят усилить меры по борьбе с курением в Украине. Впрочем, за этим проектом, вероятно, может стоять крепкое табачное лобби. Для этого несколько причин, считает Информатор.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.