По словам главы налогового комитета ВР, Минфин уже готовит соответствующий законопроект
Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев заявил, что несмотря на протесты экспертов и отраслевых ассоциаций, НДС на бензин и дизтопливо будет возвращен на довоенный уровень в 20 %, что должно повысить стоимость горючего на заправках на 5-7 грн/л, а не на 7-11, как прогнозируют эксперты. А также проанонсировал повышение акциза на автогаз. По его словам, по просьбе профильных ассоциаций. Правда, в этом Гетманцев несколько манипулирует фактами.
Сообщение о том, что с 1 июля 2023 года в Украине возобновят 20 % НДС на горючее, вызвало критику отраслевых экспертов. Они предсказывали рост цен на АЗС и расцвет схем с налоговыми скрутками.
«8 мая 2023 года Консалтинговая группа А95 выступила с заявлением, в котором в частности писали: «Эксперты Консалтинговой группы «А-95» убеждены, что государство должно оставить ставку налога на добавленную стоимость на уровне 7 %, а необходимый объем бюджетных поступлений – обеспечить за счёт увеличения акцизного сбора. НДС – наиболее криминализированный налог, именно его неуплата всегда приводила к наибольшим потерям казны. Уменьшение НДС на горючее 2022 года привело к исчезновению схем по уклонению от его уплаты на рынке нефтепродуктов, поскольку это потеряло смысл. Этот положительный опыт следует использовать и дальше. Увеличение налога до 20 % приведет к ренессансу масштабных схем с использованием «налоговых» ям, неучтенной наличности на АЗС, фиктивных сделок купли-продажи нефтепродуктов. Соответственно, государство не получит ожидаемого объема налоговых поступлений».
14 мая эту идею поддержала Нефтегазовая Ассоциация Украины.
«Возврат НДС может привести к катастрофическим последствиям и свести на нет все усилия, которые Государство приложило к детенизации топливного рынка. Нефтегазовая Ассоциация Украины предлагает выровнять ставку акциза на уровне 180 евро за 1000 литров для бензинов, дизельного топлива и сжиженного газа, а НДС оставить на уровне 7 %. Таким образом, концепция балансировки акцизной ставки вместо повышения НДС пройдёт почти незаметно для цен на бензин и ДТ, и с незначительным удорожанием сжиженного газа, оставшись вдвое дешевле бензина, сохранит свою экономическую привлекательность для покупателя. Такая модель позволит Государству получить даже более высокий уровень поступлений в бюджет страны, чем оно планирует получить по возвращению к полным ставкам акцизов и НДС», – говорится в заявлении.
То есть эксперты рынка в первую очередь призвали не повышать НДС для уничтожения коррупционных схем. Но этот призыв не услышали.
«В военном 2022 году мы получили по НДС более 40 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом. Если сравнить мирный январь 2022 с январем 2023 года, то в последнем мы получили плюс десять млрд грн за НДС. Но я совершенно не соглашаюсь с выводами, что побороть «схематоз» нам удалось благодаря уменьшению ставок. Из-за этого мы только потеряли. Сегодня по-военному жёстко пресекаются любые попытки уклонения от налогообложения НДС. Более 200 преступных групп, занимавшихся «схематозом», было передано налоговой в Бюро экономической безопасности (БЭБ)», – заявил Даниил Гетманцев.
Глава налогового комитета заявил, что дискуссии о возобновлении НДС на топливо, о чём в первую очередь говорили эксперты, нет. Является принятым Верховной Радой в сентябре прошлого года решением, которое точно вступит в силу с 1 июля.
«О предложения Нефтегазовой ассоциации повысить акцизы, то на самом деле там идет речь об уравнении ставок по бензинам и сжиженному газу за счёт повышения последнего. Это предложение старо как мир: мы дважды пытались провести его через комитет и дважды оно не проходило, потому что сжиженный газ – это всё-таки топливо для более социально незащищенных слоев населения. Были со стороны производителей и сжиженного газа, и бензинов свои лоббисты – и это всегда превращалось в противостояние между ними. Если говорить откровенно, то я считаю, что акцизы на сжиженный газ нужно повысить. Но не потому, что у кого-то лоббист сильнее, а у кого-то – нет. Надо пересчитать ставки в энергоемкость. Сжиженный газ дает на 20 % меньше энергии бензина. Так же должен и акциз отличаться», – сказал Данило Гетманцев.
То есть он извратил предложение повысить акцизы ВМЕСТО повышения НДС и предлагает повышать и одно, и другое.
По словам Даниила Гетманцева, в настоящее время Минфин готовит законопроект по унификации ставок на акцизный налог с европейскими.
«Унификация акцизных ставок с ЕС – одно из наших обязательств. Это точно не будет сделано до конца 2023 года или в самой большой перспективе. Посмотрим какие предложения подготовит Минфин», – сказал Гетманцев.
В Нефтегазовой Ассоциации Украины прогнозируют, что после повышения НДС непременно поднимутся цены и для конечного потребителя. По прогнозам Консалтинговой группы А-95, бензины подорожают на 11 грн/л, дизтопливо – на 7 грн, а пропан-бутан станет дороже на 2,5 грн.
«Мы предполагаем, что для разных видов топлива рост будет составлять от 5 до 7 грн. Но каким оно будет действительно – покажет рынок», – сказал Данило Гетманцев.
Как ранее сообщал Информатор, эксперты считают результатом повышения НДС на топливо не только рост цен, но и распространение некачественного горючего и налоговые скрутки.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.