Идея на бумаге выглядит привлекательно: даем инвесторам налоговые каникулы на 10 лет, освобождаем от НДС и пошлины на оборудование, компенсируем до 70% вложенных средств
Украинская перерабатывающая промышленность за 15 лет сократилась более чем вдвое - с 18% ВВП (2007 год) до 7,6% (2022 год). Война нанесла еще 13 миллиардов долларов прямого ущерба только промышленным активам. Для сравнения: в Польше этот показатель 17%, в Турции почти 20%. Очевидно, что инвестиции потребовались еще позавчера. И вот сейчас в Верховной раде лежит законопроект №13415, обещающий это исправить. Об этом в своем Telegram-канале написал адвокат Яков Воронин.
Идея на бумаге выглядит привлекательно: даем инвесторам налоговые каникулы на 10 лет, освобождаем от НДС и пошлины на оборудование, компенсируем до 70% вложенных средств. Законопроект предлагает создать Реестр инвесторов в перерабатывающей промышленности. Попасть туда смогут украинские компании, инвестирующие от 100 тысяч евро до 50 миллионов евро – чем меньше инвестиция – тем больше компенсация.
"Для наименьших проектов государство покроет до 70% вложений через налоговые льготы, для наибольших — 30%. Звучит логично: поддерживаем малый и средний бизнес сильнее. Льготы действительно неплохие: нулевой налог на прибыль до 10 лет, освобождение от НДС при импорте оборудования на 3 года, плюс местные власти могут отменить земельный налог. То есть теоретически это действительно может привлечь миллиарды долларов инвестиций и исправить ситуацию с промышленностью", - отметил Воронин.
По словам адвоката, есть несколько нюансов, о которых авторы законопроекта либо не знают, либо решили проигнорировать. Есть такая вещь как Pillar Two – глобальная налоговая реформа. Сейчас для транснациональных корпораций (а именно они часто приносят те же «большие деньги» и технологии) действует правило минимального налога — 15%. Другими словами, если в Украину входит крупный международный игрок, и мы даем ему ставку 0% на 10 лет, он все равно заплатит налоги. Только уже не в наш бюджет, а в бюджет страны своей регистрации, которая как раз и взыщет с него разницу до 15%.
"Общая ситуация выглядит так: Украина добровольно отказывается от налогов, инвестор не получает никакой реальной экономии, а мы фактически субсидируем бюджеты других стран. Абсурд? Абсурд", – считает Воронин.
Законопроект предлагает, чтобы Реестром инвесторов руководило Минэкономики. Оно и будет решать, кому давать льготы.
"Но согласно нашему Соглашению об ассоциации с ЕС государственной помощью бизнеса должен заниматься исключительно Антимонопольный комитет (АМКУ). Создавая параллельную систему под министерством, мы строим прекрасный велосипед, но который поедет прямо вопреки нашей евроинтеграции. Для бизнеса это создает, как минимум, неопределенность. Для бизнеса это создает как минимум неопределенность. В ЕС есть жесткая практика: если помощь предоставлена с нарушением процедуры (мимо уполномоченного органа), она может быть признана незаконной. Следствие – инвестора могут заставить вернуть все полученные льготы обратно в бюджет. Такое уже было раньше — в Румынии в 2007 году из-за схожих проблем просто заморозили инвестиционные программы. Кроме того, запланированные 10 лет льготы могут быстро оборваться, если Еврокомиссия признает такую схему несовместимой с принципами конкуренции, что тоже в плюс не сыграет", - подчеркнул Воронин.
Сопутствующий пакетный законопроект №13414 о таможенных льготах тоже содержит интересную норму — он отменяет сроки давности для доначисления пошлины.
"Фактически это создает режим бессрочной фискальной ответственности. Представьте: вы ввезли станок, честно работаете, а через 10-15 лет к вам приходит таможня и решает что-то вам доначислить. Вряд ли хоть какой-то бизнес-план выдержит риск, который связан с ответственностью «когда-либо в вечности». В итоге Украине действительно нужны инвестиции. И государство действительно должно создавать для них условия. Но делать это нужно так, чтобы через несколько лет не оказалось, что мы героически преодолеваем проблемы, которые сами себе создали", – резюмировал Воронин.
В Раде готовят ко второму чтению законопроекты №13414 и №13415, предусматривающие компенсацию капитальных инвестиций в промышленность через налоги. Инициатива позволит украинским промышленным предприятиям возвращать от 30% до 70% средств, направленных на строительство новых или расширение существующих заводов, и создание промышленной инфраструктуры. Об этом рассказал автор законопроектов, народный депутат, заместитель главы Комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский. Он напомнил, что частично компенсировать капиталовложения можно будет путем налога на прибыль, импортного НДС или пошлины на оборудование, налога на имущество или землю. Налоговые стимулы, предусмотренные законопроектами №13414 и №13415, схожи с теми, которые имеют участники индустриальных парков, но не идентичны.
"Главное отличие в том, что компенсацию инвестиций через налоги смогут получить не только новые предприятия (как в индустриальных парках), но и действующие за свои инвестиции в модернизацию или восстановление. В то же время преимуществом индустриальных парков является поддержка со стороны государства развития их инфраструктуры", - объснил парламентарий.
Он добавил, например, от налогового стимула в виде освобождения от уплаты импортного НДС, прежде всего выиграют строящиеся предприятия «с нуля». Этот стимул позволит избежать определенного кассового разрыва. В любом случае, предприниматель самостоятельно решает, какими именно налогами компенсировать свои инвестиции. По словам нардепа, для проектов, на которые распространяется компенсация инвестиций через налоги, установлен лимит в 50 миллионов евро, который присутствует в директиве Еврокомиссии и который стал базой для соответствующих законопроектов. Впрочем, ко второму чтению эти ограничения планируют снять.
"Очевидно, что для многих отраслей промышленности, металлургии, деревообработки, агропереработки и других, 50 миллионов евро для инвестиционного проекта - мало. И восстановление потребует значительно больших инвестиций", - отметил парламентарий.
Кроме того, законопроекты требуют реализовать инвестиционный проект, который подлежит компенсации через налоги, за 3 года. Практика показывает, что за это время можно воплотить в жизнь довольно масштабный проект. Впрочем, ко второму чтению рассматривается возможность увеличить этот срок до 4-5 лет.
"Компенсации будут осуществляться, когда законы заработают. Пока они одобрены в первом чтении. Окончательное принятие Верховной Радой ожидается в 2026 году. Если произойдет именно так, вступят в силу они, очевидно, с 2027 года", - добавил народный депутат.