В октябре уже законтрактовано около 30 танкеров из греческих НПЗ, которые примерно в одинаковых пропорциях распределились между AGTG, Kemexon и D.Trading
Ведущие оптовые операторы планируют поставки на октябрь без учета румынского порта «Констанца», который, очевидно, окажется под украинскими санкциями. Несмотря на вес порта в структуре поставок, трейдеры не ожидают недостатка в продукте и существенного роста цен. Об этом свидетельствует опрос, проведенный enkorr.
По словам одного из собеседников, однозначно подвергнутся усиленному контролю все грузы из Констанцы в первые две недели октября. Речь идет как о морских партиях, так и о железнодорожных поставках. Все из-за больших объемов зашедших в сентябре индийского продукта – около 200 тыс. т.
«Румыны просили не вводить санкции хотя бы в первые две недели октября, чтобы распродать большие остатки индийского горючего. Украинская сторона отказала», – рассказал один из крупных трейдеров на условиях анонимности.
Ожидается, что в дальнейшем соответствующие украинские органы будут мониторить поступление танкеров в Констанцу.
«Пока выглядит так, что в случае поступления новых партий индийского горючего и других подозрительных грузов усиленный режим проверок будет пролонгирован еще на две недели или в месяц», – рассказал трейдер, пожелав не называть своего имени.
Одновременно поступают сообщения о том, что администрация государственного румынского порта ведет переговоры с арендаторами емкостей – Vitol, Oscar, Socar, Euronova – о консолидированной позиции по отказу от токсических направлений импорта для сохранения поставок в Украину, на которую в 2025 году приходилось 47% оборота Констанцы.
В свою очередь, по словам одного из опрошенных трейдеров, в дальнейшем ожидается включить в перечень нежелательных направлений Турцию, занимающую существенную часть оборота Констанцы.
Относительно достаточности импорта дизтоплива в условиях ограничений Констанцы, опрошенные трейдеры не видят особых угроз. По имеющимся данным, на октябрь уже законтрактовано около 30 танкеров из греческих НПЗ, примерно в одинаковых пропорциях распределившихся между AGTG, Kemexon (основной получатель «АО Энерго Трейд») и D.Trading.
«Среди рисков – погода, которая может вызвать задержки танкеров. Но опция ослабить санкции в отношении Констанцы всегда на столе», – считает один из трейдеров.
По ценам трейдеры сообщают о повышении премий греческими производителями в пределах $5/т. Кроме того, на $5-10/т могут вырасти ставки фрахта, ведь спрос на небольшие танкеры ощутим.
«В среднем себестоимость горючего с юга может прибавить до 50 коп./л. Это рабочие колебания для оптового сегмента, а колонки вряд ли будут пересматривать цены из-за столь незначительных изменений», – считает один из опрошенных трейдеров.
Поставки нефтепродуктов из румынского порта Констанца – одного из самых мощных источников украинского рынка – могут попасть под санкции с 1 октября 2025 года. Об этом пишет издание enkorr со ссылкой на источник на рынке. Речь идет о распространении практики лабораторных проверок горючего, которая с 2023 года распространена на горючее из турецких, грузинских и молдавских портов. По данным источников enkorr, поводом для санкций в отношении Констанцы стала работа порта с турецким и индийским горючим.
Впервые попытки санкционировать румынский порт констатировали летом 2024 года, но из-за дипломатического давления Евросоюза и Румынии от этого решения отказались. По мнению экспертов Консалтинговой группы "А-95", усложнение поставок из Румынии создает риски нехватки горючего, особенно после разрушения российской армией Кременчугского НПЗ "Укртатнефть".
Напомним, импорт дизельного горючего из Индии в Украину будет ограничен. Все партии индийского ресурса должны пройти функцию отбора и лабораторного анализа проб. Соответствующее требование СБУ направила в адрес Энергетической таможни 15 сентября. Ограничения вступят в силу с 1 октября.