Без перевозок морем транспортировать весь объем экспорта украинского зерна врядли возможно по ряду причин
Евросоюз готов поддержать экспорт украинского зерна. Об этом сообщила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в ответ на разрыв «зернового соглашения» с участием россии. В настоящее время Запад рассматривает различные варианты транспортировки украинского зерна, включая идею транспортировать по железной дороге и автогрузовикам. Однако у всех есть свои риски, которые анализирует Информатор в статье «После взрыва на Крымском мосту путин объявил об отмене зернового коридора...»
Прежде всего, опыт показал, что без перевозки по морю транспортировать весь зерновой экспорт Украины практически невозможно.
Кроме того, нарастает внутреннее сопротивление: в ЕС аграриям сложно удержать конкуренцию с украинскими фирмами, поэтому они выступают против экспорта через их страны, поскольку часто оно находит покупателя именно в Европе. Чтобы урегулировать это Европейский Союз, ввел импортные ограничения, согласно которым зерно можно транспортировать через Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию, но нельзя продавать в этих странах.
Как вариант размышляют над возможностью использования военного флота Турции для конвоирования судов с зерном. Однако это вызывает серьёзные опасения, ведь приведёт к росту стоимости страхования судов. Судоходные компании могут не захотеть рисковать, чтобы отправлять свои корабли через зону боевых действий. Как минимум, это неизбежно приведёт к удорожанию пищевых продуктов.
Если НАТО или Турция примет решение конвоировать транспортные караваны в Чёрном море, остаётся открытым вопрос, как отреагирует россия. Кремль может попытаться блокировать суда или даже устраивать им «случайные» инциденты, к примеру, «помешать», бомбя остров Змеиный. Это, однако, очень маловероятно, поскольку означает непредсказуемые последствия для путина вплоть до прямого противостояния с НАТО.
«У нас было два соглашения: Украина, Турция, ООН; другое соглашение – россия, Турция, ООН. Поэтому, когда россия говорит, что она останавливает, – она срывает свои договоренности с Генсеком ООН Гуттеришем и с президентом Эрдоганом. Не с нами. У нас не было никаких с ними договорённостей».
«Даже без рф надо делать все, чтобы мы могли использовать этот черноморский коридор. Мы не боимся. К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что они готовы, если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, — все готовы продолжать поставки зерна», – говорит президент Украины.