Эксперт советует украинцам, на всякий случай, купить впрок несколько канистр и поставить в гараж, то есть запасаться горючим, особенно учитывая потребности на генераторы, ведь зимой в стране могут быть серьезные перебои с электроэнергией.
Украинцев пугают дефицитом автотоплива. Среди причин эксперты называют санкции в отношении переработчиков российской нефти, сильно сузящих список поставщиков ресурса в Украину. «Минфин» разбирался, действительно ли Украине грозит дефицит топлива и что будет с ценами на АЗС.
Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин оценивает риски топливного кризиса этой зимой в 30-40%. По его мнению, возможны перебои с ресурсом на АЗС, а также "взлетят цены". Леушкин советует украинцам, на всякий случай, «купить впрок несколько канистр и поставить в гараж», то есть запасаться горючим, особенно, учитывая потребности в генераторах, ведь эксперты уже предупредили, что зимой в стране могут быть серьезные перебои с электроэнергией.
А вот руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев уверен, что строить пессимистические прогнозы рано, по крайней мере, пока. Но не исключает, что на создаваемой волне ажиотажа заправщики попытаются повысить цены на бензин и дизель.
В конце октября США ввели санкции против двух крупнейших нефтяных компаний РФ - "Роснефть" и "Лукойл" (последняя имеет в том числе перерабатывающие мощности в Европе), а также их дочерних компаний. Индийские НПЗ уже заявили, что после запуска санкций продолжать поставку ресурса крупным переработчикам практически невозможно. Европа в ускоренном темпе уже запасается индийским топливом. По данным Bloomberg, только с 1 по 20 октября поставки в ЕС составили около 362 баррелей в сутки — 20% от общего импорта дизельного и авиационного горючего.
Украина закупает автомобильное горючее в Европе, в частности, к нам идут немалые объемы индийского ресурса. Поэтому эксперты предполагают, что после того, как индийскому топливу окончательно перекроют кран (полная остановка намечается на начало 2026 года), Украина может столкнуться с дефицитом дизеля. Но обрежут поставки ресурса не только из Индии, но и из других стран, перерабатывающих российскую нефть, в частности, из Турции.
По словам Леушкина, ситуация уже постепенно ухудшается. Украинские импортеры сейчас не могут покупать дизель у румынской Констанцы, а также у Болгарии и Румынии. Этот запрет был отдельно введен украинскими властями.
Остается польский нефтяной концерн Orlen, который, по словам Леушкина, «отказал нам в дополнительном ресурсе», а также незначительные поставки из Греции и других направлений, которых не так много. К тому же зимой есть риски штормов, поэтому могут быть усложнены морские поставки через Измаил.
Проблемы с поставками осложняются другими трудностями, с которыми сталкиваются украинские импортеры, в частности, с логистикой, нехваткой водителей. Поэтому нынешней зимой украинцы могут столкнуться с перебоями горючего на отечественных АЗС, считает Леушкин.
«Так, как сейчас, заехать на любую АЗС и заправиться, вероятнее всего, не получится», — прогнозирует Леушкин, советуя украинцам заранее сделать хотя бы небольшие «стратегические» запасы горючего — поставить несколько канистр в гараже.
Ограниченное предложение бензина и дизеля может совпасть с ростом спроса. На фоне отключений электроэнергии бизнес и рядовые граждане снова начали массово использовать генераторы. Они работают на дизельном топливе или бензине, поэтому, по подсчетам Геннадия Рябцева, возможно увеличение потребления ресурса не менее чем на 5-7%.
Правда, заправщики уже давно жалуются на снижение проливов на АЗС из-за резкого увеличения в структуре автопарка электрокаров. Перекроют ли генераторы эти объемы, и на какой баланс в итоге выйдет рынок, пока неясно. Но речь идет не столько о системном дефиците бензина и дизеля, сколько о перебоях в их поставках. То есть, не исключено, что будут отдельные периоды, когда прежние запасы АЗС уже распродадут, а новые им еще не подвезут.
Может ощущаться и нехватка автогаза. По данным специализированной площадки enkorr, в Европе уже наблюдается дефицит пропана, а также растут цены на фоне запретов на заключение спотовых договоров по импорту российского бутана. Несколько польских компаний сообщили о нехватке пропана, усиливающего сезон сушки зерна. За последнюю неделю октября партии пропан-бутановой смеси подорожали в Европе на $4 за тонну - до $623-648. Это сразу сказалось на стоимости ресурса на украинской границе плюс $4-11 за тонну (до $658-702).
Рябцев отмечает, что говорить о дефиците на рынке горючего пока рано, но по меньшей мере импортерам придется менять каналы поставок.
«Не будет турецкого горючего, придется искать другое, например, саудовское. Особых трудностей с этим не должно быть, поскольку украинский рынок горючего считается премиальным, и многие переработчики хотят поставлять в нашу страну свой ресурс», — объясняет он.
Но, по мнению Рябцева, на волне слухов о возможном дефиците продавцы могут попытаться переписать ценники.
По данным консалтинговой компании А-95, по состоянию на начало ноября средние цены на топливо в Украине практически не выросли, а на отдельные позиции даже просели. К примеру, оптовая стоимость бензина «А-95» упала до 49,65 гривен за литр, а розничная — до 58,66 гривен. Дизель на опте подешевел до 50,32 гривен, а в рознице немного подорожал (до 56,52 гривен за литр). Автомобильный газ на опте подскочил в цене до 29,75 гривны, а в рознице подешевел до 34,46 гривны за литр.
Снижаются также нефтяные котировки (от которых во многом зависят цены на нефтепродукты). Нефть дешевеет уже несколько месяцев на фоне снижения экономической активности в Китае и закупок нефти для пополнения стратегических запасов. При этом ОПЕК заявила о дальнейшем наращивании добычи в декабре — целевые показатели повышены более чем на 2,7 млн баррелей в сутки, а это около 2,5% мировых поставок.
"Ожидается дальнейшее снижение котировок, поскольку уже в первом квартале 2026 года "лишней" нефти будет уже около 4 млн баррелей в сутки, а это 4% от потребления", - говорит Рябцев.
Всемирный банк прогнозирует, что в следующем году цены на нефть могут обвалиться до самого низкого уровня за последние пять лет — со средних 68 долларов за баррель в 2025 году до 60 долларов в 2026 году.
«Выше, чем ожидалось, объем добычи нефти странами ОПЕК+ может увеличить излишки нефти и дальше давить на снижение цен на энергоносители. Продажа электромобилей, как ожидается, вырастет к 2030 году, что может еще больше снизить спрос на нефть», — считают во Всемирном банке.
Но в Украине, несмотря на обвал нефтяных котировок, ценники на АЗС могут вырасти. Как считает Леушкин, «будет взлет цен. Прикрываясь ростом акцизов и сложной логистикой, продавцы повысят цены, поскольку нет государственного регулирования и никто не запрещает «отжать народ».
Напомним: с 1 января 2026 года в Украине стартует очередной этап повышения акцизов на автомобильное горючее (они начали расти с 2024 года после того, как Рада приняла соответствующий закон). Ставка акцизного сбора на бензин увеличится с 271,7 евро до 300,8 евро за тонну, на дизельное топливо – с 215,7 до 253,8 евро, а на сжиженный газ – со 173 до 198 евро за тонну. Эксперты уже предупредили, что за счет акцизной составляющей горючее на отечественных АЗС вырастет в цене на 1,5-2 гривны за литр. Дополнительно может появиться «ажиотажная наценка» в размере до 5% от стоимости топлива, — считает Рябцев. То есть, в общем, топливо может подорожать на 7-10% от нынешних ценовых отметок. При этом, по мнению Рябцева, розничные ценники топлива в Украине уже завышены на 14-16%.
«Государственного регулирования цен на АЗС у нас нет, продавцы могут выставлять буквально любые прайсы, в результате розница зарабатывает на литре топлива уже по 8 гривен. К тому же идет дальнейшая концентрация рынка, небольшие заправки закрываются, что чревато монополизацией и еще большим накручиванием ценников», — считает Рябцев.
Он подсчитал: если до войны на среднюю зарплату в Украине можно было купить 270 литров топлива, то сейчас только 180 литров.
«Понятно, что цены на наших АЗС не будут выше, чем в Европе. Но они растут в гораздо больших объемах, чем в этом требует рыночная ситуация. Поскольку топливо является стратегическим товаром, на платежеспособный спрос продавцы особого внимания не обращают, выставляя ценники, которые позволяют им хорошо зарабатывать», — подытожил эксперт.