UA
Главная
Украина
20:33, 28 Сентября
Информатор UA

Интро

Антиолигархический закон №5599 не нацелен на борьбу с олигархами, скорее, это попытка контролировать все ветви власти законодательную, исполнительную и судебную одним документом. Такое мнение высказал юрист, специалист в области политического и избирательного права Юрий Гойда, который специально для Информатора проанализировал ещё не вступивший в силу так называемый, закон об олигархах. С ним солидарны и другие эксперты, выводы которых приведены в этой статье. Наибольшее количество опасений связано с подачей деклараций публичными служащими, если они контактировали с олигархами, ведь эта норма открывает огромное пространство для манипуляций. Кроме того, отдельные положения закона противоречит ряду статей Конституции Украины. Как закон нарушает Конституцию По закону № 5599 олигархом считается тот человек, который попадает под 3 из 4 признаков: участвует в политической жизни; имеет значительное влияние на средства массовой информации; является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение; стоимость активов лица превышает 1 млн прожиточных минимумов установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (в условиях ныне действующего прожиточного минимума более 2 млрд грн Ред.). Возьмем статью 24 Конституции Украины, которая гласит, что не может быть привилегий или ограничений по признакам социального происхождения, имущественного состояния. Что нарушено. Получается, что много зарабатывать чревато. Если у человека много денег, то он рискует попасть в Реестр олигархов, а это влечет за собой ограничения в политической и экономической деятельности. Мнение юриста Граждане имеют равные конституционные права и обязанности, и являются равными перед законом, вне зависимости от их материального положения. В этом законе мы четко видим, что одним из критериев определения человека олигархом является материальное положение. Хотя конституция устанавливает, что у людей не может быть дополнительных каких-то ограничений, связанных со средствами, которые они зарабатывают, резюмирует юрист. Кроме того, 36 статья Конституции Украины говорит, граждане имеют право свободно объединяться в политические партии и вести политическую деятельность. Что нарушено. Если человек участвует в политической жизни страны, он в зоне риска. По антиолигархическому закону людям запрещено заниматься политикой, если они в Реестре. Соответственно, речь о свободном объединении уже не идёт. Мнение юриста В законе мы чётко видим этот контраст. Если человек финансирует политическую партию или если он является олигархом, то он уже не может финансировать политическую партию, то есть накладываются дополнительные ограничения на человека говорит Юрий Гойда. Интересная ситуация и с 31 статьей Конституции Украины, которая гарантирует каждому тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Все исключения по этому поводу устанавливает только суд. Другие варианты Конституция не рассматривает. Что нарушено. А антиолигархический закон другие варианты рассматривает. ТОП-чиновники должны раскрывать информацию о своих разговорах с другими людьми, пусть даже и влиятельными, но людьми, чтобы не остаться без работы. Мнение юриста. Получается, что внесенные в реестр олигархи просто являются некими субъектами, встречи с которыми обязаны декларировать госчиновники топового уровня. Как поясняет юрист Юрий Гойда, декларирование это самый яркий пример ущемления базовых прав человека, предусмотренных не только украинской Конституцией, но и Международным пактом о гражданских и политических правах, и Декларацией о правах человека. Учитывая все эти противоречия, могут возникнуть вопросы о конституционности антиолигархического закона. Обратиться в Конституционный суд по этому поводу могут только народные депутаты в составе не менее 45 человек. По мнению политолога Романа Кисленко, задача закона №5599 как раз и заключается в том, чтобы показать, кто из людей, влияющих на принятие каких-либо важных решений, контактирует с олигархами. Публично, так или иначе, плюс-минус все украинцы понимают, кто является олигархом. Там другой вопрос ответственность, если чиновник не подаёт декларацию про контакт с олигархом. Эта ответственность прописана в статье 8 закона и сводится к дисциплинарной разъясняет Кисленко. Также декларирование контактов может стать дополнительным рычагов влияния на чиновников. Руководители НАБУ, ГБР, ЦИК, НАЗК под прицелом В целом закон № 5599 разделяет последствия для, так называемых олигархов, и лиц, которые с ними контактируют. Если люди признаны чрезмерно влиятельными, то для них предусмотрены определённые ограничения: они не могут участвовать в приватизации объектов, стоимость которых превышает 250 млн грн, а также не могут финансировать политические партии и отдельных их членов. Если публичные лица, контактирующие с олигархами, не задекларировали встречу, то для них предусмотрено увольнение. закон предполагает внесение изменений в ряд нормативных актов относительно действий ключевых служб государства ГБР, НАБУ, Счётная палата, ЦИК. Очень легко неумышленно не задекларировать такую встречу, ведь нет конкретизации, сколько по времени должна длиться встреча, чтобы считаться встречей. Кроме того, достаточно легко сфальсифицировать эту историю, то есть показать какие-то фото-, видеоматериалы с олигархом. И это уже является основанием для увольнения. Этим создается дополнительный рычаг контроля над действиями ЦИК и силовых ведомств, поясняет юрист Юрий Гойда. В декларацию о контактах, согласно закону, вносятся сведения о самом человеке, который ее подает, об олигархе, с которым состоялась встреча, а также указывается дата и место встречи с коротким содержанием разговора. Что считать коротким содержанием, тоже не до конца понятно. Как неясно и то, каким образом будет проверяться достоверность декларируемой информации. Зато можно эффективно объяснить обществу, почему мы увольняем главу ГБР. Потому что он встречается с олигархами и не задекларировал это. Или задекларировал одно, а у нас есть свидетельства, что разговор был о другом. Это очень широкое поле для манипуляций, так как нет никакой конкретики. Если решение о ведении реестра вот этих деклараций и реестра олигархов останется за СНБО, а СНБО орган фактически подконтрольный президенту, то можно сделать определённые выводы резюмирует юрист. Поле для манипуляций появляется и благодаря таким размытым терминам, как политическая ответственость и политическая акция. Среди ныне существующих видов юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная) политическая не предусмотрена. Что считать политической акцией, тоже большой вопрос, ведь по сути любая акция может попасть под определение мирное собрание граждан Как обжаловать решение СНБО Перед рассмотрением закона в Раде оппозиционные фракции направили его на экспертизу в Венецианскую комиссию, но проголосовали законопроект без рекомендаций, так как к тому моменту комиссия ещё не успела сделать свой вывод. Естественно, резюме Венецианской комиссии, которая, по словам юристов, очень трепетно относится именно к защите прав человека, носит рекомендательный характер. Возможно, прислушиваться и не обязательно, но Украина закрепила в Конституции курс на Евроинтеграцию. Венецианская комиссия это совещательный орган, решение которого в целом имеет достаточно большой вес на пути гармонизации украинского законодательства с европейским и, как следствие, принятие Украины в ЕС, НАТО подчеркивает Юрий Гойда. Вся эта история со списками выглядит довольно странно и в свете того, что в Украине есть судебные органы и правоохранительная система, которые по факту и должны выявлять преступления. В юридическом заключении к закону № 5599 говорится, если в действиях чиновника или бизнесмена есть состав преступления, то привлекать их к ответственности прерогатива суда, а не СНБО. По этому закону схема выглядит следующим образом. Решение о включении в реестр, то есть о признании человека олигархом принимается СНБО на основании представления Кабмина, члена СНБО, Нацбанка, НБУ или Антимонопольного комитета. После того, как СНБО принимает решение о включении человека в этот список, президент вводит его в действие своим указом. Люди могут подать в суд по факту включения их в список. В Украине есть право обжалования абсолютно всех процессов, которые происходят. Каждому гарантируется право обжаловать в суде те или иные решения, которые его касаются. И президент в этом случае не исключение. Решение СНБО, которое было введено в действие указом президента, тоже может быть обжаловано. Юридически корректно, наверное, будет обжаловать в Верховном Суде как в суде первой инстанции не указ президента, а скорее, решение коллегиального органа СНБО говорит юрист. О том, что закон нацелен совсем не на борьбу с олигархами, говорит и политолог Алексей Боровский. По сути, когда несколько лет назад фискальная служба попросила раскрыть СМИ своих бенефициаров, мы имели ситуацию, когда в списках фигурировали те, кто распоряжается имуществом. Те, кто имеет какие-то юридические обязательства перед предприятиями, а не реальных собственников. С этим законом тоже самое. Тут сама идея регулирования, приписывания такому государственному органу как СНБО таких полномочий это популистское решение говорит Боровский. Кроме того, по мнению политолога, принятие закона может усугубить ситуацию с диверсификацией крупного бизнеса так, что найти реальных владельцев будет просто невозможно, по крайней мере, в нашей стране. Также Боровский уверен, что статус олигарха и степень влияния того или иного человека на политические процессы Украины, как и прежде, будет определяться в Лондонском суде, а не у нас. Ранеесообщал, кто в Украине может попасть под закон об олигархах. Также мы писали, чтоРада приняла антиолигархический закон: что изменится. Подписывайтесь на нашTelegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-каналеИнформатор Live. Подписаться на канал в Viber можноздесь.

Закон «об олигархах» позволит Зеленскому контролировать ЦИК, НАБУ и ГБР

Читати українською
Закон «об олигархах» позволит Зеленскому контролировать ЦИК, НАБУ и ГБР

Закон сосредоточит власть в руках Зеленского

Антиолигархический закон № 5599 не нацелен на борьбу с олигархами, скорее, это попытка контролировать все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную — одним документом.

Такое мнение высказал юрист, специалист в области политического и избирательного права Юрий Гойда, который специально для Информатора проанализировал ещё не вступивший в силу так называемый, закон об олигархах. С ним солидарны и другие эксперты, выводы которых приведены в этой статье.

Наибольшее количество опасений связано с подачей деклараций «публичными служащими», если они контактировали с олигархами, ведь эта норма открывает огромное пространство для манипуляций. Кроме того, отдельные положения закона противоречит ряду статей Конституции Украины. 

Как закон нарушает Конституцию

По закону № 5599 олигархом считается тот человек, который попадает под 3 из 4 признаков: 

  • участвует в политической жизни;
  • имеет значительное влияние на средства массовой информации;
  • является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
  • стоимость активов лица превышает 1 млн прожиточных минимумов установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (в условиях ныне действующего прожиточного минимума — более 2 млрд грн — Ред.).

Возьмем статью 24 Конституции Украины, которая гласит, что не может быть привилегий или ограничений по признакам «социального происхождения, имущественного состояния».

Что нарушено. Получается, что много зарабатывать — чревато. Если у человека много денег, то он рискует попасть в Реестр олигархов, а это влечет за собой ограничения в политической и экономической деятельности. 

Мнение юриста

«Граждане имеют равные конституционные права и обязанности, и являются равными перед законом, вне зависимости от их материального положения. В этом законе мы четко видим, что одним из критериев определения человека олигархом является материальное положение. Хотя конституция устанавливает, что у людей не может быть дополнительных каких-то ограничений, связанных со средствами, которые они зарабатывают», — резюмирует юрист. 

Кроме того, 36 статья Конституции Украины говорит, граждане имеют право свободно объединяться в политические партии и вести политическую деятельность. 

Что нарушено. Если человек участвует в политической жизни страны, он — в зоне риска. По антиолигархическому закону людям запрещено заниматься политикой, если они в Реестре. Соответственно, речь о «свободном объединении» уже не идёт. 

Мнение юриста 

«В законе мы чётко видим этот контраст. Если человек финансирует политическую партию или если он является олигархом, то он уже не может финансировать политическую партию, то есть накладываются дополнительные ограничения на человека», — говорит Юрий Гойда. 

Интересная ситуация и с 31 статьей Конституции Украины, которая гарантирует каждому «тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции». Все исключения по этому поводу устанавливает только суд. Другие варианты Конституция не рассматривает.

Что нарушено. А антиолигархический закон другие варианты рассматривает. ТОП-чиновники должны раскрывать информацию о своих разговорах с другими людьми, пусть даже и влиятельными, но людьми, чтобы не остаться без работы. 

Мнение юриста. Получается, что внесенные в реестр олигархи просто являются некими субъектами, встречи с которыми обязаны декларировать госчиновники топового уровня. Как поясняет юрист Юрий Гойда, декларирование — это самый яркий пример ущемления базовых прав человека, предусмотренных не только украинской Конституцией, но и Международным пактом о гражданских и политических правах, и Декларацией о правах человека

Учитывая все эти противоречия, могут возникнуть вопросы о конституционности антиолигархического закона. Обратиться в Конституционный суд по этому поводу могут только народные депутаты в составе не менее 45 человек. 

По мнению политолога Романа Кисленко, задача закона №5599 как раз и заключается в том, чтобы показать, кто из людей, влияющих на принятие каких-либо важных решений, контактирует с олигархами. 

«Публично, так или иначе, плюс-минус все украинцы понимают, кто является олигархом. Там другой вопрос — ответственность, если чиновник не подаёт декларацию про контакт с олигархом. Эта ответственность прописана в статье 8 закона и сводится к дисциплинарной», — разъясняет Кисленко. 

Также декларирование контактов может стать дополнительным рычагов влияния на чиновников. 

Руководители НАБУ, ГБР, ЦИК, НАЗК — под прицелом

В целом закон № 5599 разделяет последствия для, так называемых олигархов, и лиц, которые с ними контактируют. Если люди признаны «чрезмерно влиятельными», то для них предусмотрены определённые ограничения: они не могут участвовать в приватизации объектов, стоимость которых превышает 250 млн грн, а также не могут финансировать политические партии и отдельных их членов. Если публичные лица, контактирующие с олигархами, не задекларировали встречу, то для них предусмотрено увольнение. 

«Этот  закон предполагает внесение изменений в ряд нормативных актов относительно действий ключевых служб государства — ГБР, НАБУ, Счётная палата, ЦИК. Очень легко неумышленно не задекларировать такую встречу, ведь нет конкретизации, сколько по времени должна длиться встреча, чтобы считаться встречей. Кроме того, достаточно легко сфальсифицировать эту историю, то есть показать какие-то фото-, видеоматериалы с олигархом. И это уже является основанием для увольнения. Этим создается дополнительный рычаг контроля над действиями ЦИК и силовых ведомств», — поясняет юрист Юрий Гойда. 

В декларацию о контактах, согласно закону, вносятся сведения о самом человеке, который ее подает, об олигархе, с которым состоялась встреча, а также указывается дата и место встречи с коротким содержанием разговора. Что считать «коротким содержанием», тоже не до конца понятно. Как неясно и то, каким образом будет проверяться достоверность декларируемой информации. 

«Зато можно эффективно объяснить обществу, почему мы увольняем главу ГБР. Потому что он встречается с олигархами и не задекларировал это. Или задекларировал одно, а у нас есть свидетельства, что разговор был о другом. Это очень широкое поле для манипуляций, так как нет никакой конкретики. Если решение о ведении реестра вот этих деклараций и реестра олигархов останется за СНБО, а СНБО — орган фактически подконтрольный президенту, то можно сделать определённые выводы», — резюмирует юрист. 

Поле для манипуляций появляется и благодаря таким размытым терминам, как «политическая ответственость» и «политическая акция». Среди ныне существующих видов юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная) политическая не предусмотрена. Что считать политической акцией, тоже большой вопрос, ведь по сути любая акция может попасть под определение «мирное собрание граждан». 

Как обжаловать решение СНБО

Перед рассмотрением закона в Раде оппозиционные фракции направили его на экспертизу в Венецианскую комиссию, но проголосовали законопроект без рекомендаций, так как к тому моменту комиссия ещё не успела сделать свой вывод. Естественно, резюме Венецианской комиссии, которая, по словам юристов, очень трепетно относится именно к защите прав человека, носит рекомендательный характер. Возможно, прислушиваться и не обязательно, но Украина закрепила в Конституции курс на Евроинтеграцию. 

«Венецианская комиссия — это совещательный орган, решение которого в целом  имеет достаточно большой вес на пути гармонизации украинского законодательства с европейским и, как следствие, принятие Украины в ЕС, НАТО», — подчеркивает Юрий Гойда. 

Вся эта история со списками выглядит довольно странно и в свете того, что в Украине есть судебные органы и правоохранительная система, которые по факту и должны выявлять преступления. В юридическом заключении к закону № 5599 говорится, если в действиях чиновника или бизнесмена есть состав преступления, то привлекать их к ответственности — прерогатива суда, а не СНБО. По этому закону схема выглядит следующим образом. Решение о включении в реестр, то есть о признании человека олигархом принимается СНБО на основании представления Кабмина, члена СНБО, Нацбанка, НБУ или Антимонопольного комитета. После того, как СНБО принимает решение о включении человека в этот список, президент вводит его в действие своим указом.

«Люди могут подать в суд по факту включения их в список. В Украине есть право обжалования абсолютно всех процессов, которые происходят. Каждому гарантируется право обжаловать в суде те или иные решения, которые его касаются. И президент в этом случае не исключение. Решение СНБО, которое было введено в действие указом президента, тоже может быть обжаловано. Юридически корректно, наверное, будет обжаловать в Верховном Суде как в суде первой инстанции не указ президента, а скорее, решение коллегиального органа СНБО», — говорит юрист.  

О том, что закон нацелен совсем не на борьбу с олигархами, говорит и политолог Алексей Боровский. 

«По сути, когда несколько лет назад фискальная служба попросила раскрыть СМИ своих бенефициаров, мы имели ситуацию, когда в списках фигурировали те, кто распоряжается имуществом. Те, кто имеет какие-то юридические обязательства перед предприятиями, а не реальных собственников. С этим законом тоже самое. Тут сама идея регулирования, приписывания такому государственному органу как СНБО таких полномочий — это популистское решение», — говорит Боровский. 

Кроме того, по мнению политолога, принятие закона может усугубить ситуацию с диверсификацией крупного бизнеса так, что найти реальных владельцев будет просто невозможно, по крайней мере, в нашей стране. Также Боровский уверен, что статус олигарха и степень влияния того или иного человека на политические процессы Украины, как и прежде, будет определяться в Лондонском суде, а не у нас. 

Ранее Информатор сообщал, кто в Украине может попасть под «закон об олигархах».

Также мы писали, что  Рада приняла антиолигархический закон: что изменится.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.