Законопроект направлен на установление новых принципов жилищной политики в Украине, на создание условий, при которых каждый сможет решить жилищный вопрос с приобретением жилья в собственность или аренду
Кабинет министров Украины зарегистрировал законопроект №12377 о доступное жилье в Украине. Документ регулирует вопросы аренды, вводит 10-летний запрет на продажу (определенной категории), а также единую базу доступного жилья. Ниже читайте анализ проекта.
Законопроект направлен на установление новых основ жилищной политики в Украине на создание условий, при которых каждый сможет решить жилищный вопрос с приобретением жилья в собственность или аренду. Документ вступит в силу уже с 2026 г. вместо Жилищного кодекса и других устаревших законов.
"Необходимость принятия проекта акта обусловлена прежде всего тем, что действующая редакция Жилищного кодекса Украины, которая была разработана в 1983 году и введена в действие с начала 1984 года, несмотря на внесенные многочисленные изменения, не соответствует социально-экономическому и политическому устройству государства, включая переход Украины к рыночной экономике. В результате реализации на протяжении нескольких десятилетий Закона Украины «О приватизации государственного». продолжающегося жилого фонда», в Украине отсутствуют свободные квартиры в коммунальных жилищных фондах социального назначения и фондах жилья для временного проживания (98% жилищного фонда - это жилье, которое находится в частной собственности, и только 1,5% это социальное жилье (государственная и коммунальная собственность). В то же время согласно экспертным оценкам 90% жилья частной собственности передается в аренду. и этот рынок в «тени», однако социальной доступной аренды в стране не существует.
Единая информационно-аналитическая жилищная система будет работать как публичный электронный реестр для сбора, учета, обработки и предоставления сведений о жилищном фонде Украины. А также о лицах, которые могут воспользоваться государственной поддержкой. Внесенные в нее сведения будут открытыми и общедоступными. Кроме номеров учетных карт налогоплательщиков и реквизитов документов. Соответственно туда вносятся следующие персональные данные:
Доступ к системе будет осуществляться через электронный пользовательский кабинет. Соответственно, единая база будет собирать информацию о доступном жилье частного, государственного и фонда территориальных общин.
Каждому гражданину гарантируется право на аренду частного жилья. Владельцы жилья могут передавать его в пользование на срок и плату, определенные договором аренды. Такой договор заключается согласно с положениями Гражданского кодекса (глава 59) и является основанием для заселения. При этом право пользования арендным жильем (кроме социального и служебного) подлежит обязательной государственной регистрации. Члены семьи арендатора и другие лица, проживающие с ним с согласия арендодателя, пользуются всеми правами и соблюдают обязательства, прописанные в договоре.
Социальное жилье предоставляется лицам, нуждающимся в социальной защите. Оно должно удовлетворять требованиям потребительского качества, передается в пользование на основе договора аренды по доступной плате с учетом уровня дохода, льгот, гарантий и субсидий. Социальное жилье из государственного фонда или фонда территориальных общин предоставляется из решения органа государственной власти, органа для местного самоуправления или уполномоченных субъектов. Плата за такое жилье включает в себя оплату аренды и жилищно-коммунальных услуг. Социальное жилье может предоставляться из частного фонда. В этом случае оплата производится на основании договора аренды.
Служебное жилье предоставляется лицам, по характеру службы или работы должны проживать рядом. Его можно получить по договору аренды на основании решения органов, в ведении или управлении которых находятся. Арендаторы самостоятельно вносят плату за аренду и жилищно-коммунальные услуги. Основанием для выдворения может стать прекращение службы или трудовых отношений. Это не касается тех, кто получил инвалидность на работе. Список категорий, которым могут предоставить служебное жилье из государственного фонда, определяется Кабинетом министров. Из фонда территориальных общин – органами местного самоуправления. Предприятия и организации частной формы тоже могут снабжать своих работников служебным жильем. Аренда служебного жилья не лишает человека права на участие в реализации других механизмов государственной поддержки на получение собственной квартиры или дома.
Размер государственной поддержки определяется на основе количества членов семьи и других нормативов. Приобретенное с помощью этих механизмов жилье нельзя продать в течение 10 лет с момента обретения права собственности. Но есть исключение – если вернуть полученные средства государственной поддержки. Что касается аренды с правом выкупа, это касается жилья из государственного фонда или фонда территориальных общин. Такой договор смогут заключать проживающие в нем лица не менее 10 лет. При этом не допускается выкуп по сниженным ценам. То есть, выкуп осуществляется по цене, не ниже стоимости социального жилья, построенного на его замену.
На государственную поддержку имеют право несколько категорий лиц. В частности, те, кто:
Лица, нуждающиеся в социальной защите, внутренние переселенцы и другие категории имеют право на безвозмездное жилье, доступную аренду или на приобретение через льготные кредитные механизмы. Временное жилье не лишает права на государственную поддержку. Для проживания семей и одиноких лиц могут создаваться общежития.
Запрещается выселение лиц, получивших социальное или служебное жилье из государственного фонда и фонда территориальных общин на законных основаниях, не потерявших их и предварительно не получивших другое пригодное жилье. Кроме случаев добровольного выселения или в судебном порядке. Личность могут выселить, если:
Если арендатор такого жилья отказывается от переселения в другое, выселение может производиться по решению суда.
Виновны в нарушении жилищного законодательства, несут уголовную, административную и другие виды ответственности. Конкретные наказания не прописаны. Лица, нанесшие ущерб жилью, домовым системам и оборудованию, придомовым территориям, объектам благоустройства и зеленым насаждениям, обязаны его возместить. Споры, связанные с защитой прав на жилье (независимо от формы собственности) рассматриваются в судебном порядке. Но с согласия сторон перед ним может проходить досудебное (договорное) разбирательство.
Законопроект №12377 только прошел регистрацию. Согласно процедуре, он должен пройти первое и второе чтение в Верховной Раде, а также получить подпись президента. Авторы рассчитывают, что закон вступит в силу и начнет применяться с 31 декабря 2025 года. Новые нормы будут касаться всех жилищных отношений, возникающие после этой даты. Действующие в день вступления закона в силу договоры останутся правомерными до истечения срока. В период временной оккупации и активных боевых действий не учитывается жилье на этих территориях при определении лиц, которые могут воспользоваться государственной поддержкой.
Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.