UA

Йогурты и вино сделали из обезьян людей: ученые нашли прямую связь

Читати українською

Именно ферментированная пища могла спровоцировать удивительный скачок в скорости роста мозга наших предков

Читати українською
Наука, ученые, исследование, мозг
Неужели брожение пищи могло спровоцировать рост человеческого мозга?

Именно ферментированная пища могла спровоцировать удивительный скачок в скорости роста мозга наших предков

Очевидно, что человеческий род развивался и эволюционировал многие годы. Ученые заподозрили, что увеличение человеческого мозга, которое произошло на одном из этапов, случилось благодаря еде. Именно переход от сырой пищи к включающей уже частично расщепленные продукты, по их мнению, мог стать решающим событием в эволюции нашего мозга. Об этом свидетельствует новое исследование, проведенное французскими и американскими нейробиологами.

Его авторы излагают "гипотезу внешнего брожения", согласно которой на этот процесс в свое время могло повлиять потребление таких известных сегодня еды и напитков, как квашеная капуста и огурцы, вино и йогурт.

Что произошло с мозгом человека

За последние два миллиона лет эволюции человеческий мозг увеличился втрое, в то время как толстая кишка человека уменьшилась примерно на 74%. Это, по мнению ученых, свидетельствует об уменьшении потребности расщеплять растительную пищу. Осталось выяснить механизмы, способствовавшие этим изменениям, пишет Sciencealert.

Микробиом кишечника человека действует как машина для внутреннего брожения, что улучшает усвоение питательных веществ во время пищеварения. Последние являются источником энергии и обеспечивают наш метаболизм. Внешне ферментированные продукты легче усваиваются и содержат больше доступных питательных веществ, чем их сырые эквиваленты. И поскольку толстой кишке остается меньше работы, если пища уже ферментирована, размер органа с течением времени может уменьшиться, но потенциально остается энергия для роста мозга.

Проще говоря, внешнее брожение продуктов освободило человеческий организм от этой нагрузки, и он стал усиленно размышлять. 

Размеры мозга наших далеких предков были подобны размерам мозга шимпанзе. Увеличение человеческого мозга произошло с появлением рода Homo и продолжилось через Homo sapiens и Homo neanderthalensis. Исследователи предполагают, что в исторический момент случилось перенаправление энергии из кишечника в мозг, из-за нужды в охоте и приготовлении пищи на огне.

Как появилась ферментированная пища, ее значение для эволюции

Ферментация имеет множество преимуществ, связанных с приготовленной пищей, например, более мягкие текстуры, повышенная калорийность, улучшенное усвоение питательных веществ и защита от вредных микроорганизмов.

Ей нужны простые места для хранения пищи, такие как дупло, пещера или даже отверстие в земле. Помимо увеличения биодоступности питательных веществ, наружное брожение также может сделать ядовитую пищу съедобной, например путем удаления из пищи цианида.

"Наши ранние предки, возможно, просто несли пищу в обычное место, оставляли ее там, периодически ели и добавляли еще", - пишут исследователи.

При таких условиях микробы с предыдущих пищевых продуктов могли засеивать новые пищевые продукты, что приводило к брождению. Таким образом, оно перешло из кишечника во внешнюю среду, а человек получил энергию для интеллектуального развития.

По мнению ученых, когда мозг древних людей увеличивался, они могли лучше понимать процесс брожения. Перенос кишечного брожения во внешнюю культурную практику, возможно, был важнейшей инновацией древнего человека, подвели итоги ученые.

Команда отмечает необходимость дальнейших исследований для подтверждения или опровержения их гипотезы, таких как микробиологические исследования, сравнительный анализ, а также генетические и геномные исследования.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.