Во время военного положения права мэров сильно расширены: зачем это нужно и какие риски влечёт

Парламент принял соответствующий закон

Во время военного положения права мэров сильно расширены: зачем это нужно и какие риски влечёт

13 мая Верховная Рада приняла Закон «Про внесення змін до Закону України «Про правовий режим воєнного стану», а 18 мая Президент его подписал. Учитывая, что 18 мая на сайте Верховной Рады был зарегистрирован законопроект президента № 7389 о продлении военного положения в Украине до 23 августа, который, скорее всего, одобрит парламент, понять, как изменится жизнь органов местного самоуправления, очень важно.

Информатор попросил рассказать об этих изменениях экспертку по вопросам местного самоуправления Ольгу Корневу. 

Быстрое реагирование

Этот закон регулирует вопросы функционирования военных администраций, разблокирует вопросы государственной службы, упрощает порядок принятия на работу и увольнения работников.

«Этот закон расширяет компетенцию сельских, поселковых, городских голов на время действия военного положения и дает им единоличные полномочия по принятию определенных решений, а также упрощает процедуры принятия актов органов местного самоуправления», – говорит Ольга Корнева.

Закон сильно упрощает принятие решений по следующим вопросам:

  • Передача средств из местного бюджета на нужды ВСУ;
  • Создание учреждений для предоставления безвозмездной первичной правовой помощи;
  • Борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями;
  • Обращение с опасными отходами;
  • Освобождение земельных участков коммунальной собственности от незаконно размещенных временных сооружений;
  • Обследование зданий и сооружений, поврежденных в результате боевых действий;
  • Демонтажа зданий и сооружений, которые по результатам обследования признаны аварийно опасными и представляющими угрозу жизни людей.

«Эти изменения позволяют быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в громадах, особенно тех, где невозможно собрать местный совет и исполнительный комитет. Большое количество женщин-депутаток местных советов выехали за пределы Украины, поэтому существует проблема кворума в советах.

Также они значительно снижают риски негативного влияния на процесс принятия решений депутатами пророссийских политических сил. В небольших громадах это имеет большое значение, ведь из-за небольшого количества депутатов в таких советах даже один голос против может заблокировать принятие необходимых решений

Кроме того, некоторые из этих вопросов, сейчас имеют первостепенное значение, ведь начинаются процессы обследования и оценки поврежденных сооружений, зданий, оборудования. При отсутствии общих методик этих алгоритмов — органы местного самоуправления и мэры сейчас проявляют большую активность в выработке собственных алгоритмов.

Также вопрос принятия на работу в органы местного самоуправления сейчас приобретает особую актуальность и существенное упрощение процедур, перенос конкурсов способствует быстрому возобновлению работы этих органов. Соответствующие процедуры такие лица должны будут пройти после завершения военного положения», – говорит Ольга Корнева.

Повышенные риски

Экспертка отмечает, что вместе с ускорением принятия важных решений, закон открывает возможность злоупотребления широкими полномочиями со стороны глав громад, что может привести к узурпации власти.

Непонятным остается вопрос действия утвержденных по упрощенной процедуре военного положения актов: в Законе предусматривается, что решение о временной структуре исполнительных органов местного совета теряет силу через 30 дней после отмены или прекращения правового режима военного положения. Такая норма была бы уместна и в отношении других полномочий, например, установления правил благоустройства или управления имуществом.

Еще один риск заключается в том, что в период действия военного положения на акты органов местного самоуправления, военно-гражданских администраций и военных администраций, а также их должностных лиц не распространяются требования пункта 3 части первой (в части обнародования проектов актов), части четвертой статьи 15 Закона Украины «О доступе к публичной информации», Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» и Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования». По мнению экспертки, здесь следует ограничить и чётко выписать, какие именно акты могут не обнародоваться, иначе жители громад теряют право влияния на принятие решений и фактически на местное самоуправление.

«Между тем, по моему мнению, несмотря на то, что не все руководители общин добропорядочны, подход к расширению полномочий глав местных громад оправдан в данной ситуации и возможности реагировать быстро и гибко в территориальных громадах значительно превышают потенциальные коррупционные риски», – говорит Ольга Корнева.

Ольга Палий

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube