19-20 октября сеть АЗС ОККО снизила цену на бензин и дизель на 5 грн/л, и на газ на 2,5 грн/л, эта внезапная акция спровоцировала ответные скидки со стороны других крупных сетей АЗС — WOG, "БРСМ-Нефть", Ukrnafta и другие сети также провели аналогичные акции, это свидетельствует о начале маркетинговой борьбы между сетями АЗС.
Снижение цен на нефть после двухнедельного роста сняло все предпосылки для увеличения цен на бензин и дизель. Предпосылок существенного снижения цен на АЗС пока также нет, а автогаз все еще сохраняет потенциал к удорожанию. Однако низкие продажи топлива заставляют игроков топливного ритейла действовать более агрессивно и организовывать скидки на горючее, чтобы привлечь клиентов на свои АЗС. Такое мнение высказали 21 октября опрошенные издания Дело эксперты топливного рынка.
В начале октября цены на эталонные марки нефти упали более чем на 7% из-за неопределенных перспектив конфликта на ближнем востоке и замедления китайской экономики. В третьем квартале 2024 года китайский ВВП продемонстрировал самый слабый рост с 2023 года, что поставило под вопрос спрос на горючее со стороны крупнейшего импортера сырой нефти в мире. Уровень загруженности китайских нефтеперерабатывающих заводов падает уже шесть месяцев подряд, а продажи электромобилей в Китае растут рекордными темпами.
По состоянию на вечер пятницы 18 октября, по сравнению с предыдущим днем декабрьские фьючерсы эталонной марки Brent подешевели на $1,38 за баррель или на 1,81% до $73,06 за баррель, а ноябрьские фьючерсы американской марки нефти West Texas Intermediate подешевели на $1,45 за баррель или на 2,05% до $69,22 доллара за баррель. За неделю нефть марки Brent подешевела на 7%, а WTI — на 8%.
Израильские чиновники заявили США, что не собираются наносить удары по иранской нефтяной промышленности и ограничатся ударами по военным объектам. Это ослабило опасения инвесторов и способствовало снижению цен. На рынок также повлияло заявление президента США Джо Байдена о том, что он видит возможность закончить конфликт Ирана и Израиля "хотя бы на время". прекращение конфликта позволит нивелировать часть геополитических рисков в регионе, являющемся одним из крупнейших поставщиков нефти в мире.
По оценке консалтинговой компании "Нафторинок" по состоянию на 18 октября по сравнению с 11 октября средняя оптовая цена дизельного горючего снизилась на 1,9% или на 82 коп./л до 43,01 грн/л. Цена дизеля в Европе за неделю снизилась на 6,8-7,3% до $662-669/тонна в северо-западных портах и $659-671/тонна в портах Средиземного моря. По оценке аналитика "Нафторинка" Александра Сиренко на этой неделе дизель в группе продолжит дешеветь из-за динамики внешних рынков. В то же время средняя оптовая цена на бензин за неделю наоборот выросла на 0,15% или на 7 коп./л до 46,47 грн/л. 11 октября снизилась на 44 коп./л до 52,07 грн/л. Сети АЗС Amic и Shell снизили цену на дизель в некоторых областях на 40 коп./л. А сеть Chipo снизила цену на дизтопливо на всех своих заправках на 60 коп. л. Средняя розничная цена на бензин за прошлую неделю осталась неизменной – 53,63 грн/л.
В выходные 19-20 октября сеть АЗС ОККО снизила цену на бензин и дизель на 5 грн/л и на газ на 2,5 грн/л. Эта внезапная акция спровоцировала ответные скидки со стороны других крупных сетей АЗС — WOG, "БРСМ-Нефть", Ukrnafta и прочие сети также провели аналогичные акции. Это свидетельствует о начале маркетинговой борьбы между сетями АЗС.
“Внезапное снижение горючего обусловлено тем, что продажа горючего населению сейчас очень плоха. Высокая маржа позволяет большим игрокам делать это хоть каждый день”, - считает аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко.
Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин говорит, что экономических предпосылок для столь резкого снижения цены на стелах нет. А ужесточение маркетингового противостояния обусловлено существенным снижением реализации горючего. Так, в сентябре по сравнению с августом реализация топлива на АЗС снизилась на 10%, а в отдельных регионах падение составило до 20%. Если раньше операторам АЗС мешало проводить такие акции рост цены на нефть, то после удешевления нефти возможность для маркетинговой борьбы снова появилась.
“Я не исключаю, что в следующие выходные борьба за клиента продолжится. Снижение цены на горючее на целых 5 грн/л свидетельствует о том, что борьба будет достаточно жесткой. Сейчас мы ждем шагов со стороны мелких сетей АЗС, которым нужно сохранить свое конкурентное преимущество, чтобы остаться на рынке”, - отметил Дмитрий Леушкин.
В целом, в течение большей части этой недели цены на стелах останутся неизменными, но маркетинговое противостояние между сетями продолжится и водителям, которые будут следить за акционными предложениями сетей, удастся выгодно заправиться.
По оценке "Нефтерынка" импорт LPG в течение 1-16 октября по сравнению с аналогичным периодом сентября вырос на 23% до 2,1 тыс. тонн в сутки. Средняя цена импортного пропан-бутана за этот период выросла до $749/тонна (от 51 900 грн/тонна с налогами) по сравнению с $725/т (от 51 300 грн/т с налогами) в сентябре.
Средняя цена автогаза на АЗС на 18 октября по сравнению с 11 октября выросла на 68 коп./л. С начала октября газ подорожал на 1,64 грн/л. В течение 17-18 октября цена LPG на станциях Shell цена увеличилась в среднем на 1 грн/л – до 34,93 грн/л. В сетях "БРСМ-Нефть", Amic Energy, Motto средний прирост не превысил 0,30 грн/л. Также стелы корректировали в сторону роста две трети других средних и мелких операторов.
По словам основателя системы торговли сжиженным газом Sintonec LPG Михаила Шубана, на этой неделе ожидается, что оптовые цены останутся неизменными после недавнего роста. Цены на стелах будут догонять оптовые и могут вырасти на 30-70 коп./л. В то же время, не исключено, что на АЗС на следующей неделе будут появляться скидки на автогаз.
Шубан отмечает, что в последнее время импортеры пропан-бутана столкнулись с дефицитом оборотных средств из-за поднятия акциза на этот вид горючего. Повышение налогов привело к тому, что стоимость растаможивания партии газа нуждается вдвое больше. В перспективе это может привести к тому, что количество игроков на рынке сократится, а темпы поступления газа в страну замедлятся.
“Раньше, чтобы привезти 20 тонн газа, нужно было вложить около 600 тыс. грн, а сейчас это больше миллиона. И особенно ощутимо это стало в последние 10 дней, когда котировки росли. Хочешь зафиксировать цену подпиской, а средств не хватает, потому что впереди еще растаможка, которая нуждается теперь вдвое больше, чем до поднятых ставок акциза”, - говорит Михаил Шубан.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.