В Украине резко подорожало горючее: в чем причина и чего ждать дальше цен на АЗС и в магазинах

Бензин, и дизель могут увеличить цены до 5 гривен за литр, то есть на заправках, которые позиционируют себя как премиальные, топливо будет стоить дороже психологической отметки в 60 гривен за литр

АЗС Фото: Информатор
АЗС Фото: Информатор

Противостояние Ирана и Израиля разогнало нефтяные котировки. На фоне новостей о стремлении Ирана положить конец военному противостоянию стоимость черного золота немного снизилась, но ситуация остается нестабильной. Как все это отразится на стеллах АЗС и ценниках в магазинах.

«Нефтяная лихорадка » уже сказалась на ценниках на автомобильном топливе. Бензин, дизель и газ заметно подорожали на опте, начали переписывать ценники и многие АЗС. 

Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин прогнозирует, что рост цен на отечественных заправках будет продолжаться: бензин и дизель подорожают на 5 гривен за литр. Это, со своей стороны, может спровоцировать рост тарифов на перевозку и, как следствие, подорожание целого списка продуктов.

Почему пошли вверх котировки на нефть

На мировом рынке продолжается «нефтяная лихорадка». Напомним: на фоне эскалации ситуации на Ближнем Востоке в пятницу, 13 июня, нефть марки Brent подорожала на 7%. что повышает вероятность перемирия и ослабляет опасения по поводу перебоев с поставками сырой нефти из региона. по маршруту.

Иран является членом ОПЕК, добывает около 3,3 млн баррелей нефти в сутки и отправляет на экспорт более 2 млн баррелей сырой нефти и топлива. Его доля на мировом нефтерынке невелика (около 2%), но, например, через тот же Ормузский пролив проходит около 20% всех нефтяных поставок. Кроме того, главным покупателем иранской нефти являются китайские НПЗ, и, в случае проблем с закупкой сырья, они будут искать альтернативные каналы поставок, которые могут увеличить и наценки на нефть, и ставки фрахта, — прогнозируют эксперты. Хотя, как считает аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, пока котировки на нефть двигают вверх панические настроения и спекуляции продавцов.

«На самом деле мировая экономика сейчас не в том состоянии, чтобы активно потреблять дорогую нефть. По этой причине ранее ОПЕК уже несколько раз ограничивала добычу сырья», – объясняет Корольчук.

Буквально за несколько дней до начала военных действий между Израилем и Ираном Минэнерго США снизило прогнозы спроса на нефть на 2026 год. Согласно обновленной оценке, реальный спрос на нефть и жидкие углероды составит 104,58 млн баррелей в секунду, что на 30 тыс. баррелей ниже, чем ожидалось ранее. По расчетам аналитиков Минэнерго США должны снизиться и цены: нефть марки Brent будет стоить не более $59 за баррель. Соответственно должны упасть и ценники на бензин.
До конца этого года цена на нефть, согласно расчетам Минэнерго США, должна составить $61 за баррель, что ниже среднегодового показателя ($65,85).

По мнению аналитиков, котировки должны упасть под давлением больших мировых запасов нефти на фоне замедления спроса на нее. То есть нынешний скачок котировок сугубо ситуативный. Однако определенный запас в цене на нефть еще есть.

«Котировки могут подскочить еще около $15 за баррель. Не исключено, что мы увидим ценник $90 за баррель нефти марки Brent», — спрогнозировал для Минфина Корольчук.

В Deutsche Bank не исключают: если конфликт на Ближнем Востоке приведет к полному прекращению поставок нефти из Ирана или, скажем, перекрытию Ормузского пролива, то котировки на Brent могут подскочить и до $120 за баррель.

Как изменяются цены на топливо на украинских АЗС

Удорожание нефти уже повлияло на оптовые цены на нефтепродукты – и в Европе, и в Украине. Так, по данным специализированной площадки enkorr, с 9 по 13 июня средние котировки на бензин в Европе выросли на $42 за тонну, а дизельного топлива — на $55. В Украине, по данным консалтингового агентства «А-95», с 9 по 16 июня оптовые цены на бензин выросли на 2,13 гривны за литр — до 49,28 гривен, на дизель — на 4,32 гривны — до 47,18 гривен, на сжиженный газ — на 60 копеек за 2.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 16.06.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
57.59
56.19
54.09
34.2
SOCAR
61.82
58.66
55.82
34.65
WOG
62.99
59.99
56.99
35.98
БРСМ-Нафта
-
52.42
49.19
32.56
ОККО
62.99
59.99
56.99
35.99
Укрнафта
59.49
56.49
51.49
32.99

Украинские оптовики повышают ценники с запасом. В закупке европейский бензин в пересчете на гривну подорожал на 1,56 гривны за литр, а у нас - на 2,13 гривны, дизель в Европе прибавил в эквиваленте около 2,3 гривны - у нас сразу 4,32 гривны. И это – не единственная «странность». Эксперты обратили внимание, что ценники на горючее очень быстро отреагировали на подорожание нефти, поскольку обычно рост котировок на сырье сказывается на стоимости нефтепродуктов лишь в течение нескольких недель.

«С одной стороны, можно понять наших импортеров, которым нужно больше средств, чтобы закупать новые партии дорожающего топлива. С другой стороны, хотелось бы, чтобы они так же оперативно реагировали не только на повышение котировок, но и на их снижение, а с этим у нас, как показывает практика, есть проблемы. Пока все выглядит так, что продавцы пытаются максимально заработать на летнем повышении спроса на бензин и дизель (он растет из-за начала отпусков, дачных сезонов, полевых работ и т.п.)», — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

В то же время, дорогое топливо уже начало поступать и в розницу. Правда, заправщики пока повышают ценники не так сильно, как оптовики. По данным А-95, стоимость бензина на отечественных АЗС выросла в среднем на 1,69 гривен за литр — до 56,28 гривен, дизельного топлива — всего на 57 копеек — до 53,06 гривен. А сжиженный газ в рознице даже подешевел на 10 копеек – до 34,16 гривен за литр.

На разных АЗС ценники меняются по-разному. Так, по данным А-95, OKKO, WOG и SOCAR повысили цены на бензин на 2 гривны (до 58,66-59,99 гривен за литр), а на дизель - на гривну (до 55,82-56,99 гривен). АЗС "Авантаж", "Фактор" и VostokGaz повысили цены на бензин сразу на 3 гривны, на дизель - на гривну за литр. На заправках "Укрнафты" бензин подорожал на 2,5 гривны за литр, дизель - на 50 копеек. АЗС сети "УкрПетроль" ценники на бензин вообще не повышали, на дизель сбросили на гривну, а газ - на 30 копеек за литр. Заправки «Катрал» и U.Go также снизили стоимость дизеля на гривну за литр. АЗС «Параллель» распродают газ, опустив цены на него сразу на 0,7-1 гривну за литр.

Впрочем, по словам экспертов, пока украинские водители наблюдают только первый этап переписки ценников. По словам основателя группы компаний "Прайм" Дмитрия Леушкина, рост цен на горючее продолжится. В общем, и бензин, и дизель могут увеличить до 5 гривен за литр. То есть на заправках, позиционирующих себя как премиальные, топливо будет стоить дороже «психологической отметки» в 60 гривен за литр. Аналитик Андрей Шевчишин предполагает, что если нефть на мировых биржах будет продолжать расти, то будут переписывать ценники и украинские АЗС.

«Плюс 5 долларов к котировкам на нефть марки Brent – ​​это дополнительная гривна на литре топлива», – говорит он.

Реальный рост цен на заправках зависит еще и от ситуации с курсом, поскольку, по словам Рябцева, рост курса доллара или евро на гривну может спровоцировать подорожание топлива на 50-60 копеек на литр.

Увеличатся цены на товары

Дорогое топливо ударит не только по кошелькам автолюбителей. Ценники на бензин, дизель и газ влияют на стоимость логистики, заложенной в ценах практически на все товары. Доля транспортной составляющей в себестоимости разных товаров может изменяться от 1-3% до 10%. К примеру, в пищевой продукции она составляет до 4-5%, а в габаритных товарах, например, стройматериалах, окнах, мебели может достигать 8-10%. Поэтому если дизельное топливо подорожает на 5 гривен за литр (что составляет около 10%), то логистика дизельными авто может повыситься в цене по меньшей мере на 1-2%. Это относительно небольшой рост, но многие транспортники традиционно переписывают тарифы с запасом, поэтому не исключено, что на практике стоимость доставки подорожает существенно.

«Горючее – это инфраструктурный товар, его стоимость влияет на ценники на многие виды продукции. И часто аргумент, «топливо дорожающий», используют производители товаров, даже если процент реального роста цен, например, на тот же дизель, незначителен. Скажем, чтобы себестоимость товаров объективно повысилась на 3%, топливо должно подорожать на 50%, а до этого, как мы видим, пока очень далеко», — объяснил Геннадий Рябцев.

Ситуацию спасает тот факт, что сжиженный газ (а на нем ездит большая часть грузовых авто) пока дешевеет в рознице. То есть фактически логистика в этом сегменте не должна дорожать. Но на опте ценники на сжиженный газ уже пошли вверх (плюс 60 копеек на литре за неделю), так что вскоре могут начать переписывать цены и заправщики. Глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что самая большая «топливная угроза» — для ценников на новый урожай зерна.

«Продолжаются полевые работы, и там зависимость от цен на дизельное топливо очень высока. Например, на зерновых доля топлива в себестоимости может достигать 15-20%, и она тем выше, чем ниже общий вал, то есть урожайность культур. Поэтому в результате мы можем получить повышенные ценники на зерно», – отметил Пендзин. Если это произойдет, в дальнейшем могут подорожать мука и корма, а значит, получат повод для переписки ценников пекари и производители мяса.

"Дорогая нефть и топливо - это очень сильный толчок для роста потребительских цен, особенно на чувствительные к топливной составляющей продукты питания, а также для аграриев", - отметил Шевчишин.

Как ранее сообщал Информатор, по мнению экспертов, если текущие цены на нефть продержатся еще 10 дней можно ожидать дальнейший рост цен на дизтопливо еще на 3,5 грн/л и бензин на 2,5 грн/л, в то же время большие сети АЗС, имеющие запас маржинальности, могут сдержать цену бензина А-95 ниже психологической отметки. 50-70 коп./л.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube