Бензин, и дизель могут увеличить цены до 5 гривен за литр, то есть на заправках, которые позиционируют себя как премиальные, топливо будет стоить дороже психологической отметки в 60 гривен за литр
Противостояние Ирана и Израиля разогнало нефтяные котировки. На фоне новостей о стремлении Ирана положить конец военному противостоянию стоимость черного золота немного снизилась, но ситуация остается нестабильной. Как все это отразится на стеллах АЗС и ценниках в магазинах.
«Нефтяная лихорадка » уже сказалась на ценниках на автомобильном топливе. Бензин, дизель и газ заметно подорожали на опте, начали переписывать ценники и многие АЗС.
Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин прогнозирует, что рост цен на отечественных заправках будет продолжаться: бензин и дизель подорожают на 5 гривен за литр. Это, со своей стороны, может спровоцировать рост тарифов на перевозку и, как следствие, подорожание целого списка продуктов.
На мировом рынке продолжается «нефтяная лихорадка». Напомним: на фоне эскалации ситуации на Ближнем Востоке в пятницу, 13 июня, нефть марки Brent подорожала на 7%. что повышает вероятность перемирия и ослабляет опасения по поводу перебоев с поставками сырой нефти из региона. по маршруту.
Иран является членом ОПЕК, добывает около 3,3 млн баррелей нефти в сутки и отправляет на экспорт более 2 млн баррелей сырой нефти и топлива. Его доля на мировом нефтерынке невелика (около 2%), но, например, через тот же Ормузский пролив проходит около 20% всех нефтяных поставок. Кроме того, главным покупателем иранской нефти являются китайские НПЗ, и, в случае проблем с закупкой сырья, они будут искать альтернативные каналы поставок, которые могут увеличить и наценки на нефть, и ставки фрахта, — прогнозируют эксперты. Хотя, как считает аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, пока котировки на нефть двигают вверх панические настроения и спекуляции продавцов.
«На самом деле мировая экономика сейчас не в том состоянии, чтобы активно потреблять дорогую нефть. По этой причине ранее ОПЕК уже несколько раз ограничивала добычу сырья», – объясняет Корольчук.
Буквально за несколько дней до начала военных действий между Израилем и Ираном Минэнерго США снизило прогнозы спроса на нефть на 2026 год. Согласно обновленной оценке, реальный спрос на нефть и жидкие углероды составит 104,58 млн баррелей в секунду, что на 30 тыс. баррелей ниже, чем ожидалось ранее. По расчетам аналитиков Минэнерго США должны снизиться и цены: нефть марки Brent будет стоить не более $59 за баррель. Соответственно должны упасть и ценники на бензин.
До конца этого года цена на нефть, согласно расчетам Минэнерго США, должна составить $61 за баррель, что ниже среднегодового показателя ($65,85).
По мнению аналитиков, котировки должны упасть под давлением больших мировых запасов нефти на фоне замедления спроса на нее. То есть нынешний скачок котировок сугубо ситуативный. Однако определенный запас в цене на нефть еще есть.
«Котировки могут подскочить еще около $15 за баррель. Не исключено, что мы увидим ценник $90 за баррель нефти марки Brent», — спрогнозировал для Минфина Корольчук.
В Deutsche Bank не исключают: если конфликт на Ближнем Востоке приведет к полному прекращению поставок нефти из Ирана или, скажем, перекрытию Ормузского пролива, то котировки на Brent могут подскочить и до $120 за баррель.
Удорожание нефти уже повлияло на оптовые цены на нефтепродукты – и в Европе, и в Украине. Так, по данным специализированной площадки enkorr, с 9 по 13 июня средние котировки на бензин в Европе выросли на $42 за тонну, а дизельного топлива — на $55. В Украине, по данным консалтингового агентства «А-95», с 9 по 16 июня оптовые цены на бензин выросли на 2,13 гривны за литр — до 49,28 гривен, на дизель — на 4,32 гривны — до 47,18 гривен, на сжиженный газ — на 60 копеек за 2.
Украинские оптовики повышают ценники с запасом. В закупке европейский бензин в пересчете на гривну подорожал на 1,56 гривны за литр, а у нас - на 2,13 гривны, дизель в Европе прибавил в эквиваленте около 2,3 гривны - у нас сразу 4,32 гривны. И это – не единственная «странность». Эксперты обратили внимание, что ценники на горючее очень быстро отреагировали на подорожание нефти, поскольку обычно рост котировок на сырье сказывается на стоимости нефтепродуктов лишь в течение нескольких недель.
«С одной стороны, можно понять наших импортеров, которым нужно больше средств, чтобы закупать новые партии дорожающего топлива. С другой стороны, хотелось бы, чтобы они так же оперативно реагировали не только на повышение котировок, но и на их снижение, а с этим у нас, как показывает практика, есть проблемы. Пока все выглядит так, что продавцы пытаются максимально заработать на летнем повышении спроса на бензин и дизель (он растет из-за начала отпусков, дачных сезонов, полевых работ и т.п.)», — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
В то же время, дорогое топливо уже начало поступать и в розницу. Правда, заправщики пока повышают ценники не так сильно, как оптовики. По данным А-95, стоимость бензина на отечественных АЗС выросла в среднем на 1,69 гривен за литр — до 56,28 гривен, дизельного топлива — всего на 57 копеек — до 53,06 гривен. А сжиженный газ в рознице даже подешевел на 10 копеек – до 34,16 гривен за литр.
На разных АЗС ценники меняются по-разному. Так, по данным А-95, OKKO, WOG и SOCAR повысили цены на бензин на 2 гривны (до 58,66-59,99 гривен за литр), а на дизель - на гривну (до 55,82-56,99 гривен). АЗС "Авантаж", "Фактор" и VostokGaz повысили цены на бензин сразу на 3 гривны, на дизель - на гривну за литр. На заправках "Укрнафты" бензин подорожал на 2,5 гривны за литр, дизель - на 50 копеек. АЗС сети "УкрПетроль" ценники на бензин вообще не повышали, на дизель сбросили на гривну, а газ - на 30 копеек за литр. Заправки «Катрал» и U.Go также снизили стоимость дизеля на гривну за литр. АЗС «Параллель» распродают газ, опустив цены на него сразу на 0,7-1 гривну за литр.
Впрочем, по словам экспертов, пока украинские водители наблюдают только первый этап переписки ценников. По словам основателя группы компаний "Прайм" Дмитрия Леушкина, рост цен на горючее продолжится. В общем, и бензин, и дизель могут увеличить до 5 гривен за литр. То есть на заправках, позиционирующих себя как премиальные, топливо будет стоить дороже «психологической отметки» в 60 гривен за литр. Аналитик Андрей Шевчишин предполагает, что если нефть на мировых биржах будет продолжать расти, то будут переписывать ценники и украинские АЗС.
«Плюс 5 долларов к котировкам на нефть марки Brent – это дополнительная гривна на литре топлива», – говорит он.
Реальный рост цен на заправках зависит еще и от ситуации с курсом, поскольку, по словам Рябцева, рост курса доллара или евро на гривну может спровоцировать подорожание топлива на 50-60 копеек на литр.
Дорогое топливо ударит не только по кошелькам автолюбителей. Ценники на бензин, дизель и газ влияют на стоимость логистики, заложенной в ценах практически на все товары. Доля транспортной составляющей в себестоимости разных товаров может изменяться от 1-3% до 10%. К примеру, в пищевой продукции она составляет до 4-5%, а в габаритных товарах, например, стройматериалах, окнах, мебели может достигать 8-10%. Поэтому если дизельное топливо подорожает на 5 гривен за литр (что составляет около 10%), то логистика дизельными авто может повыситься в цене по меньшей мере на 1-2%. Это относительно небольшой рост, но многие транспортники традиционно переписывают тарифы с запасом, поэтому не исключено, что на практике стоимость доставки подорожает существенно.
«Горючее – это инфраструктурный товар, его стоимость влияет на ценники на многие виды продукции. И часто аргумент, «топливо дорожающий», используют производители товаров, даже если процент реального роста цен, например, на тот же дизель, незначителен. Скажем, чтобы себестоимость товаров объективно повысилась на 3%, топливо должно подорожать на 50%, а до этого, как мы видим, пока очень далеко», — объяснил Геннадий Рябцев.
Ситуацию спасает тот факт, что сжиженный газ (а на нем ездит большая часть грузовых авто) пока дешевеет в рознице. То есть фактически логистика в этом сегменте не должна дорожать. Но на опте ценники на сжиженный газ уже пошли вверх (плюс 60 копеек на литре за неделю), так что вскоре могут начать переписывать цены и заправщики. Глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что самая большая «топливная угроза» — для ценников на новый урожай зерна.
«Продолжаются полевые работы, и там зависимость от цен на дизельное топливо очень высока. Например, на зерновых доля топлива в себестоимости может достигать 15-20%, и она тем выше, чем ниже общий вал, то есть урожайность культур. Поэтому в результате мы можем получить повышенные ценники на зерно», – отметил Пендзин. Если это произойдет, в дальнейшем могут подорожать мука и корма, а значит, получат повод для переписки ценников пекари и производители мяса.
"Дорогая нефть и топливо - это очень сильный толчок для роста потребительских цен, особенно на чувствительные к топливной составляющей продукты питания, а также для аграриев", - отметил Шевчишин.
Как ранее сообщал Информатор, по мнению экспертов, если текущие цены на нефть продержатся еще 10 дней можно ожидать дальнейший рост цен на дизтопливо еще на 3,5 грн/л и бензин на 2,5 грн/л, в то же время большие сети АЗС, имеющие запас маржинальности, могут сдержать цену бензина А-95 ниже психологической отметки. 50-70 коп./л.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.