По оценкам профильных ассоциаций, к концу года удешевление сливочного масла на полках магазинов может достичь 30-35%.
Осенью 2025 года некоторые молокопереработчики Украины остановили производство масла и все чаще работают на склад вместо живых продаж. Что происходит?
В начале ноября украинские производители остановили выпуск сливочного масла. Впервые за последние годы производство оказалось ниже, чем в предыдущие годы. К середине ноября было накоплено уже несколько тысяч тонн масла, которое некуда девать. И хотя этот объем равен несколькомесячному потреблению, реализация продукции внутри Украины усложнилась, а экспорт ударился о ценовой потолок на внешних рынках. Продавать масло внутри или снаружи стало убыточно – такового не было много лет.
На аукционах Global Diary Trade (биржа, где торгую молочными ингредиентами) с августа тянется серия понижений, а недельные торги в декабре зафиксировали очередное падение индекса молочных продуктов – восьмое подряд. Больше всего досталось молочным жирам: сливочное масло за 2 декабря потеряло около 12,4% стоимости.
Европейский рынок подтверждает эту тенденцию: котировки масла за несколько месяцев буквально "сдулись". Если в июне тонна масла стоила около 8,5 тысяч евро, то уже в октябре цена опустилась до 5,5 тысяч евро. По подсчетам украинских молочных ассоциаций, с конца лета мировая цена на сливочное масло рухнула более чем на треть. Причина – глобальное перепроизводство. США, Новая Зеландия и другие крупные игроки нарастили надои, рынок заполнили излишки молочных жиров, а когда товара слишком много, цена падает.
Не помогает Украине с продажей даже увеличение квот на экспорт в ЕС, которое было введено в октябре. Но цены в ЕС слишком низки, чтобы украинским переработчикам было выгодно отгружать продукцию. Сейчас тонна масла в Евросоюзе стоит 5,7 тыс. евро, в то время как только себестоимость производства отечественного составляет 6,5 тыс. евро.
"В прошлом году украинские экспортеры продавали этот продукт в ЕС по семь евро за килограмм, сейчас эта стоимость не превышает 4,5 евро", – объясняет генеральный директор Ассоциации производителей молока (АВМ) Елена Жупинас.
Продавать "в минус" – роскошь, которую не может себе позволить ни одно предприятие. Украинские компании вынуждены или искать другие рынки сбыта или держать излишки продукции на складах. Так, в октябре против сентября экспорт масла упал на 22%.
На внутреннем рынке тоже не сезон: традиционно в сентябре и октябре спрос слабее, чем в зимние месяцы, когда он "подтягивается" на праздники. То, что не успели продать, просто "легло на склад".
"Средний запас масла на складах молочных предприятий составляет около двух месяцев от объемов производства", – подтверждает глава Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский. Он отметил, что это примерно 10 тыс. тонн масла и такой уровень – стандартный для сезона и пока не несет критической угрозы для отрасли.
Однако заявление об отсутствии "критической угрозы" звучит несколько двусмысленно. Формально для молочной отрасли такой запас действительно считается рабочей нормой – предприятия всегда входят в зиму с определенным "жировым" чердаком, чтобы без сбоев закрывать пиковый спрос. Но проблема в том, что нынешние "два месяца" сформировались в совершенно нетипичных условиях.
Эти запасы не стратегический резерв под рост цен, а результат того, что с середины августа переработка фактически работала "на склад" после исчерпания квот ЕС (до их увеличения в октябре), тогда как внутренний спрос оставался безжизненным из-за снижения покупательной способности населения.
Ситуацию усложняет и то, что масло на складах – это буквально "замороженные" оборотные средства предприятий. Эта продукция превращает финансовый баланс в минное поле: не хватает денег, возникают кассовые разрывы, и часть компаний вынуждена реализовывать товар с убытком только для того, чтобы получить хоть что-то.
Это уже заставило часть заводов пойти на сокращение производств и остановку выпуска сливочного масла. По данным профильного ресурса "Инфагро", в октябре 2025 года выпуск масла оказался ниже, чем за аналогичный месяц в прошлом году. Такое сокращение не наблюдалось в течение многих лет.
Сегодня же стабильно сбывать продукцию могут преимущественно те, кто готов существенно снижать отпускные цены. Но для большинства заводов нынешние цены уже убыточны, особенно для тех, кто кроме масла производит еще и сухое обезжиренное молоко (СЗМ) или казеин. СЗМ, как и сливочное масло, параллельно скапливается на складах.
Себестоимость производства масла держится на высоком уровне даже несмотря на то, что осенью сырье немного подешевело. Закупочные цены на молоко все равно не упали до уровня, который позволил бы всем игрокам хотя бы выйти "в ноль". Если зимой внутренний спрос не подхватит эти объемы, а мировые котировки продолжат ползти вниз, отрасли придется агрессивно сбрасывать цену. Часто ниже уровня, по которому это масло производили.
На фоне этих факторов вместо привычного подорожания "до зимы" украинцы увидели другое: статистически цены на масло вышли на "плато" - 102 грн. за 200 граммов в декабре 2024 года против 107 грн. в ноябре 2025 года. А с учетом акций уже дешевле, чем в конце прошлого года. Для рынка, который годами привык к осенне-зимним наценкам, это выглядит почти как аномалия.
Начиная с сентября крупные сети супермаркетов буквально засыпали покупателей акционными ценниками на сливочное масло. Например, за 180 г масла жирностью 82,5% уже в конце ноября предлагали 99,9 грн. Это на 35% меньше полной цены в 154 грн. Кроме того, по оценкам профильных ассоциаций, к концу года удешевление на полках может достигнуть 30-35%.
"Цены на масло уже снизились на 25-30% от обычной стоимости, что является хорошей новостью для конечного потребителя. Это снижение цен – первое в Украине за многие годы, поскольку традиционно осенью и зимой цены на молочные продукты обычно росли", – говорит Чагаровский.
Для рядовых граждан это без преувеличения хорошая новость. Зимой масло должно стать доступнее, чем в прошлом. И по всей вероятности, что с постепенной продажей запасов, цены могут уменьшиться еще больше. Конечно, если ситуация на мировом рынке молочных жиров внезапно не изменится в сторону удорожания. Однако последнее – маловероятно, особенно на фоне того, что в 2026 году на рынок ЕС планирует зайти новый игрок со своим более низким набилом – США.
Как сообщал Информатор, жирные молочные продукты продолжат дешеветь в Украине. Тренд сохранится до первой половины 2026 года, а уже к Новому году падение цен может составить 30-35%. Об этом в эфире Украинской Службы Информации заявила заместитель генерального директора Ассоциации производителей молока Елена Жупинас. Цены на творог, сметану, сливки и масло снизятся в Украине на 30-35% – прогнозирует Ассоциация производителей молока.