UA

В «БРСМ-Нафта» рассказали, когда топливо появится в продаже и сколько будет стоить

Читати українською

Сейчас рассматривается вопрос о строительстве новых нефтебаз в Украине

Читати українською
В «БРСМ-Нафта» рассказали, когда топливо появится в продаже и сколько будет стоить

Сейчас рассматривается вопрос о строительстве новых нефтебаз в Украине

Почему возник и когда закончится топливный кризис? Что для этого делают чиновники и трейдеры? Сколько будет стоить бензин после отмены ценового госрегулирования и всем ли его хватит?

Об этом Информатор спрашивал директора по стратегическому маркетингу сети АЗС «БРСМ-Нафта» Александра Мельничука. Далее его прямая речь.

Почему возник топливный кризис?

До 24 февраля 2022 года 73 % топлива, потребляемого в Украине, импортировалось главным образом из россии и Беларуси. Его поставляли железной дорогой на украинские нефтебазы. Остальное топливо производилось в Украине на Кременчугском НПЗ в Полтавской области (сейчас завод разрушен российскими бомбежками) и Шебелинковском НПЗ в Харьковской области (из-за обстрелов был остановлен 26 февраля). Разумеется, после 24 февраля импорт из стран-агрессоров был остановлен. Проблему усугубила невозможность доставлять нефтепродукты по морю и пожары на нефтебазах.

Украина столкнулась с огромным дефицитом топлива, которое сейчас можно завозить только из Европы автотранспортом. Делать это по железной дороге невозможно из-за разной ширины колеи в Украине и Европе. Этот способ доставки физически не может обеспечить столько топлива, сколько Украина получала раньше по железной дороге и с танкеров.

Европейское топливо и неожиданные проблемы

Несмотря на трудности (в Европе не были готовы к такому резкому повышению спроса на топливо), в Болгарии, Румынии, Польше, Венгрии удалось найти и законтрактовать необходимый объем. Возник вопрос, как его доставить в Украину.

До 24 февраля большая часть украинских бензовозов перевозили топливо внутри страны и не имели необходимых для выезда за рубеж документов. Процесс их получения иногда растягивался на несколько недель. 

Кроме того, возник дефицит водителей, многие из которых эвакуировались в безопасные регионы Украины. Для вождения бензовоза нужна специальная подготовка из-за повышенной опасности груза. Мы использовали все возможные варианты поиска. Искали даже среди операторов сотрудников нашей сети водителей, имеющих права категории С и С+, чтобы хотя бы перевезти топливо из нашей нефтебазы на АЗС. Это было возможно только в марте, пока нефтебазы не начали жечь оккупанты. Сейчас на нефтебазах топлива нет. Всё нужно везти из Европы.

Как правительство помогало решить возникшие проблемы

Правительство провело огромную работу по помощи в заключении контрактов и в оформлении необходимых документов. Было сделано много для упрощения взаимодействия с Польшей и Венгрией, из которых идут наибольшие объемы топлива. Для прохождения границы для бензовозов выделили отдельную полосу и максимально сократили таможенные процедуры, чтобы машины не стояли на границе. Чиновники в постоянном контакте с операторами рынка. Они стараются максимально помочь решить топливную проблему. Диалог идет ежедневно. Сейчас даже рассматривается вопрос о строительстве новых нефтебаз в Украине.

Как ценовое регулирование повлияло на ситуацию и сколько будет стоить бензин

17 мая было объявлено о том, что правительство временно приостановит государственное регулирование цен на бензин и дизтопливо. Ожидается, что решение об этом будет принято на этой неделе. Цена на топливо изменится. Потому что установленная государством граничная цена была экономически невыгодна для розничной продажи. Сейчас дизель не может стоить дороже, чем 42,63 грн, а бензин — дороже 37,69 грн за литр. Продавать по таким ценам экономически невыгодно, потому что закупочная цена выше граничной. 

После отмены госрегулирования цена вырастет. Ориентировочно бензин будет стоить 49-50 грн, а дизтопливо — 54-57 грн за литр. 

Некоторые считают, что как только будут сняты ограничения на цены на топливо, оно тут же появится в свободной продаже. На самом деле это не так. Ценовое регулирование никак не влияет на количество топлива внутри Украины.

Когда топливо появится на АЗС центральной и юго-восточной Украины

Сегодня весь наш автопарк состоит из 86 бензовозов, 50 из них уже получили необходимые разрешения для выезда за рубеж. Такая же ситуация и у наших коллег из других сетей. Сейчас мы можем завозить 20 % того объема, который наша сеть продавала раньше.

Движение пошло и топливо начало доезжать и до центральной Украины. Раньше оно доезжало максимум до Ровно. Бензовозы из Польши и Венгрии сливались во Львовской и Закарпатской областях. 

Сейчас, когда логистика более или менее выстроена, мы завозим топливо и в Харьков, и в Чернигов, потому что там оно критично важно для ВСУ. Мы сейчас поставляем в Киев дизельное топливо, надеемся в течение недели наладить поставки 95 и 92 бензина. Стараемся наладить поставки в Николаев. Надеемся через две недели начать поставки Днепр. Это поможет отчасти снять напряжение. Но полностью проблему не снимет. Топлива будет не хватать. Обеспеченность им будет на уровне 40 % от довоенных показателей. Потому что полностью обеспечить Украину необходимыми объемами топлива сейчас физически невозможно. Мне бы очень хотелось, чтобы мой прогноз не сбылся, но дефицит будет продолжаться до конца года.

Справка. «БРСМ-Нафта» — торговая марка одной из первых в постсоветской Украине сетей автозаправочных комплексов, которая была создана в 1991 году. География сети охватила все населенные пункты Украины и большинство междугородных автомобильных трасс. Под торговой маркой «БРСМ-Нафта» работает более 200 АЗК.

С 24 февраля 2022 года для военной техники, машин скорой помощи, полиции и спасателей «БРСМ-Нафта» передала безоплатно 438 тыс. л топлива. Это тот вклад, который делает бизнес, чтобы приблизить день Победы Украины.

Ольга Палий

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.