Ужесточение роли Генпрокурора, ограничение полномочий САП, изменение правил НАБУ и БЭБ, новые правила обысков - адвокат раскрыл детали скандального закона

Скандальный закон о НАБУ и САП предусматривает, что невыполнение указаний прокурора органом досудебного расследования влечет отстранение следователя или даже изменение подследственности

НАБУ
Адвокат о скандальном законе НАБУ и САП

Скандальный законопроект относительно работы НАБУ и САП, принятый Верховной Радой и подписанный главой государства 22 июля, вносит существенные изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины. В частности, руководитель САП больше не отнесен к перечню руководителей органа прокуратуры, а генеральный прокурор получает право по письменному запросу получать материалы уголовных производств и поручать другому прокурору проверку соблюдения законов во время их расследования. Об этом в своем Telegram-канале рассказал адвокат Денис Терещенко. 

Учитывая большой резонанс, адвокат проанализировал новый Закон, которым вносятся существенные изменения в УПК, и изложил их в кратком формате. Подробнее:

  1. Руководитель САП больше не отнесен к перечню руководителей органа прокуратуры.
  2. Генеральный прокурор получает право по письменному запросу получать материалы уголовных производств и поручать другому прокурору проверку соблюдения законов при их расследовании.
  3. Руководство САП лишается права дополнять, изменять или отказываться от апелляционной или кассационной жалобы, внесенной прокурорами САП.
  4. Генеральный прокурор получает право поручать другому органу расследования дела, подследственные БЭБ или НАБУ, а также передавать в БЭБ или НАБУ дела, подследственные другим органам.
  5. Первый заместитель, заместители Генерального прокурора и руководитель САП могут определяться процессуальными руководителями по уголовным производствам исключительно по решению Генерального прокурора.
  6. Невыполнение указаний прокурора органом досудебного расследования влечет отстранение следователя или даже изменение подследственности.
  7. Прокуроры САП лишаются права определять подследственность по детективам НАБУ в производствах по ст. 369 УК (предоставление неправомерной выгоды) и ст. 369-2 УК (злоупотребление влиянием), если речь идет о неправомерной выгоде топ-чиновникам и дело при этом расследуется другим органом. Это право переходит к Генеральному прокурору.
  8. Прокуроры САП также теряют право согласовывать расследование детективами НАБУ производств, отнесенных к подследственности других органов. Это право переходит к Генеральному прокурору.
  9. Споры о подследственности в производствах, которые могут быть подследственны НАБУ или БЭБ, разрешает Генеральный прокурор. Руководитель САП лишается соответствующего полномочия.
  10. Неотложный обыск теперь исключительно для спасения жизни людей, при угрозе здоровью, половой безопасности и преследовании преступников. Убирается спорный термин «спасение имущества», вместо этого четко – изъятие доказательств, но в производстве преимущественно о насильственных преступлениях. Экономические и служебные преступления в списке отсутствуют.
  11. В случае закрытия прокурором производства относительно подозреваемого чиновника, участники имеют право заявить ходатайство Генеральному прокурору о продолжении досудебного расследования. Тот либо выносит постановление о закрытии в отношении лица, либо отказывает в удовлетворении ходатайства.
  12. Продление сроков досудебного расследования следственным судьей до 12 месяцев возможно только по ходатайству следователя, согласованному с Генеральным прокурором. Руководитель САП теряет соответствующие полномочия.
  13. В производствах, подследственных НАБУ, согласование соглашений о признании виновности между прокурором и подозреваемым/обвиняемым осуществляется не только руководителем САП и его заместителями, а также Генеральным прокурором.
  14. Особый порядок уголовного производства применяется не только к работникам и директору НАБУ, но и к его первому заместителю и заместителям.
  15. Этот же порядок будет распространен на руководителя постоянно действующего вспомогательного органа, созданного Президентом Украины, и его заместителя; Премьер-министра Украины, министров, их первых заместителей и заместителей; государственных служащих категории "А"; директоров ГБР и БЭБ, их первых заместителей и заместителей.
  16. Руководитель САП лишается права осуществлять уведомления о подозрении указанным лицам, а также другим должностным лицам.

Закон о полномочиях ОГП по делам НАБУ и САП вступил в силу

Перед голосованием за законопроект антикоррупционные органы призвали народных депутатов не поддерживать его. На фоне этого в нескольких городах Украины прошли акции протеста. 22 июля 2025 года президент Украины Владимир Зеленский подписал закон №4555-IX, который определяет особенности работы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и предоставляет отдельные полномочия Офису генерального прокурора. Документ, принятый Верховной Радой 22 июля 2025 года, предусматривает внесение изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, в частности по расследованию уголовных правонарушений, связанных с исчезновением лиц без вести при особых обстоятельствах в период военного положения. В этот же день, 22 июля, закон был официально опубликован в газете Верховной Рады Украины "Голос Украины", что означает его вступление в силу 23 июля.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать