С начала года в УЗ уже стартовала программа Железная эффективность, компания должна сократить не менее 25% административно-управленческого персонала или более 500 должностей до конца года.
АО " Укрзализныця" планирует в 2025-м сократить не менее 25% административно-управленческого персонала или более 500 должностей. Об этом 10 июля пишет Forbes Ukraine.
"Укрзализныця" в 2025-м тратит на сотрудников 52% дохода. 2,7 млрд грн чистого ущерба в прошлом году побуждают крупнейшего работодателя страны к оптимизации. Под угрозой увольнения четверть административного штата УЗ", – говорится в публикации.
Как отмечает издание, с начала года в УЗ уже стартовала программа "Железная эффективность". Компания должна сократить по меньшей мере 25% административно-управленческого персонала или более 500 должностей до конца года",-- пишет Forbes Ukraine со ссылкой на СЕО УЗ Александра Перцовского.
По его словам, УЗ предлагает офисным работникам идти "ближе к колесам", где наоборот нехватку кадров покинули свыше 9000 человек – больше всего среди украинских компаний. Дефицит проводников, машинистов, ремонтников – 20%.
"Чтобы обладать моральным правом объяснять людям непопулярные оптимизационные решения, нужно начинать с головы", - объясняет Перцовский. Оптимизация началась с самых неэффективных подразделений, говорит он. Это – административные департаменты, вес которых снизился из-за цифровизации.
Также в УЗе много промежуточных звеньев менеджмента, дублирований управленческих функций, которые будут пересмотрены, говорит Перцовский. Часть обслуживающих департаментов центрального аппарата УЗ сокращают до 50% штата, говорит Forbes Ukraine собеседник по среднему менеджменту компании на правах анонимности из-за сенситивности темы.
Расходы на персонал занимают около 52% от общих расходов УЗ, в прошлом году они выросли почти на 14% – до 51,8 млрд грн, по данным консолидированной отчетности компании. Это превосходит темпы роста доходов. В 2024 году доход УЗ вырос на 11% – до 104,1 млрд грн. В прошлом году УЗ получила 2,75 млрд грн убытка по сравнению с 4,9 млрд грн прибыли в 2023 году. За первый квартал 2025 года выручка УЗ сократилась на 22%, до 20,9 млрд грн по сравнению с результатами прошлогодних января-марта. Чистый убыток вырос до 6,7 млрд грн.
Среди ключевых причин падения доходов – резкое падение грузоперевозок, основного источника финансовой стабильности УЗ. В прошлом году компания перевезла 174,9 млн т грузов, но к концу 2025 г. их объем может упасть до 165 млн т, прогнозируют в УЗ. Это 50% от результата 2021 года.
Кроме оптимизации персонала, УЗ избавляется от непрофильных активов, рассчитывает на поддержку госбюджета для закупки вагонов и подвижного состава и правительства – в повышении грузовых тарифов. В начале декабря УЗ предложила повысить стоимость перевозок для всех классов грузов сразу на 37% с 1 февраля 2025 года. Однозначной поддержки КМУ предложение УЗ пока не получило, бизнес его раскритиковал. Финансовый план УЗ на 2025 год не утвержден, говорится в публикации.
Напомним, что Кабинет министров выделил для АО "Укрзализныця" более 4,3 млрд грн на обеспечение бесперебойных железнодорожных перевозок из зоны боевых действий и других социально значимых перевозок. К тому же совместно с Министерством развития общин и территорий Украины "Укрзализныця" обратилась к премьер-министру Украины относительно согласования возмещения ущерба от пассажирских перевозок, осуществленных в прифронтовых районах.
Ранее сообщалось, что "Укрзализныця" находится в процессе анализа возможных комплексных решений по еврооблигациям и улучшению ликвидности. В июле 2026 года общество должно выплатить значительную часть задолженности по еврооблигациям, что в совокупности с необходимостью дальнейшего обеспечения финансирования капитальных инвестиций и текущих расходов по бесперебойным железнодорожным перевозкам и послевоенному восстановлению.