UA

Угроза с неба. Для чего россия накапливает боевую авиацию на границе с Украиной

Читати українською

Кремль готовится отметить годовщину начала войны бомбардировкой Украины, но удастся ли ему это?

Читати українською
Угроза с неба. Для чего россия накапливает боевую авиацию на границе с Украиной
Поскольку российские сухопутные войска истощены, в кремле планируют превратить войну в воздушное сражение.

Кремль готовится отметить годовщину начала войны бомбардировкой Украины, но удастся ли ему это?

По состоянию на 20 февраля россия потеряла в Украине 299 военных самолётов с начала войны. Но у неё осталось, по подсчётам западных разведок, ещё около 1500 машин. Сообщения о сосредоточении военной авиации россии возле украинских границ многие связали с угрозой массированного авианалёта или ракетного удара на годовщину российского вторжения в Украине. Информатор разбирался в том, насколько эта угроза реальна. 

Упущенное преимущество 

С первых дней войны одним из самых слабых звеньев в обороне Украины был воздух. Из-за количественного и качественного авиационного превосходства российской армии западные эксперты предсказывали быстрое поражение Киева в этом компоненте. Но пророчества не сбылись.

В первые дни войны российские ВВС первоначально нанесли удары по радиолокационным системам дальнего обнаружения и зенитно-ракетным комплексам, которые были частью системы ПВО Украины. Но по какой-то причине не довели дело до конца и затем утратили инициативу.

«Был повреждён ряд систем, но россияне не уничтожили всё, что было у украинцев, для достижения преимущества в воздухе. Возможно, потому что не имели такого опыта, а их доктрина не учит этому пилотов. А когда они лишились инициативы, Украина смогла перемещать свои мобильные комплексы, ЗРК, свои ПЗРК по полю боя. Затем Украина получила преимущество, переместив их поближе к линии фронта, и это еще больше ограничило возможности российских самолетов действовать, потому что они попали в зону действия этих переносных систем и мобильных ЗРК», – рассказал изданию Радио Свобода Бен Кейвс, старший научный сотрудник RAND.

В конце концов, несмотря на неутешительные для Украины прогнозы, россиянам не удалось достичь колоссального превосходства в небе. Частые случаи сбития российских боевых машин со временем привели к более взвешенному их использованию и уменьшению активности в украинском небе.

Зліт Су-25

Несмотря на то, что россия не получила полный контроль над небом, по оценкам экспертов у нее осталось 700-800 самолётов, которые она может применить в Украине.

Они возвращаются!

На днях американская Financial Times сообщила о стягивании к границам Украины российской авиации. Авторы сообщения сослались на разведывательную информацию НАТО, свидетельствующую о сосредоточении вблизи украинской территории военных самолётов и вертолётов рф.

По словам собеседника издания, поскольку российские сухопутные войска истощены, накопление авиации является признаком того, что россия хочет превратить войну в воздушное сражение. Для того чтобы защититься, Украине крайне необходимо больше средств противовоздушной обороны и боеприпасов к ним, считает источник.

По данным Financial Times, примерно 80 % авиации рф сохранено и готово к бою. Авторы статьи считают, что москва готовится начать воздушную операцию, выведя перед тем из строя украинскую противовоздушную оборону.

пара літаків Су-25

В боевых действиях в Украине принимает участие Су-24 и Су-25. В бой они идут парами

Второго Перл-Харбора не будет

Информатор обратился за комментарием по этому поводу к военному эксперту, полковнику запаса ВСУ Роману Свитану. По его словам, говорить о сосредоточении самолетов на границе – несколько неграмотно.

«Это не танки, не боеприпасы, не живая сила. Зачем самолеты концентрировать в одном месте? Несколько сотен километров для самолёта – это не расстояние. Средний боевой радиус штурмовика-бомбардировщика Су-24 или Су-25 – 500-600 км. А у новых «сушек» — таких, как Су-30, Су-34 и Су-35 — боевой радиус достигает 1000 км. То есть для того чтобы самолёт мог выполнить боевую задачу, скажем, в районе Бахмута, ему необязательно быть у границы. Он может взлететь с аэродрома в Энгельсе – отработать и возвратиться обратно. Это не проблема. Поэтому никто самолёты у границ Украины не собирал», – объясняет эксперт.

Российские самолёты, говорит Свитан, расположены на 40 аэродромах по периметру Украины – в Беларуси, пяти областях россии (Курской, Белгородской, Ростовской, Брянской и Воронежской) и на оккупированной территории Украины, в основном – в Крыму. И всего их, по подсчетам эксперта, 700–800.

«Но никогда все эти самолёты одновременно не взлетят. Это просто невозможно, поскольку российские пилоты не научены летать ни эскадрильями, ни полками, ни бригадами. Даже в прифронтовой зоне они работают парами. Поэтому массированной атаки, массированного налёта точно не будет. Они просто этого не смогут сделать», – утверждает Свитан.

В свою очередь военный аналитик Андрей Коваленко считает авиационную атаку оккупантов маловероятной, поскольку украинская ПВО способна дать отпор.

«Логика якобы в том, что враг истощает систему нашей противовоздушной обороны и самолётами начнёт лететь аж на Киев, всё уничтожая на своём пути. Этого бояться не следует. Второго «Перл-Харбора» в исполнении россиян не стоит ожидать. Даже после массированных обстрелов и налётов «Шахидов» наша ПВО быстро перезаряжается. С другой стороны – у нас есть мобильные группы ПВО с переносными ПЗРК, также удачно работающие по авиации. Авиация врага уничтожается также из «Иглы» — и самолёты, и вертолёты», – объясняет Информатору Коваленко.

По словам Коваленко, даже если оккупанты осуществят массированный ракетный обстрел, пустят «Шахиды», истощат украинскую систему ПВО и пустят свою авиацию, это будет полёт в один конец:

«Куда-то они смогут долететь, но в большинстве случаев самолёты будут сбиты мобильными группами, противовоздушной обороны в частности. Враг потеряет критическое количество своей авиации. Это будет их последний боевой вылет». 

Збитий Су-25

Полет в один конец – украинские эксперты считают маловероятными массированные авианалеты врага

Наступление и применение авиации – две составляющие одного

«Не стоит разделять угрозу наступления россиян и применения авиации. Это две составляющие одного. Классическая военная наука учит – если планируешь идти в наступление, должен сделать три вещи: заставить своего оппонента остановиться и перейти в оборону; начать властвовать в воздухе, чтобы не дать ему пойти в контрнаступление; должен уничтожать все его резервы, логистические цепочки, запасы – и для этого тоже нужна авиация. Поэтому когда мы говорим, что россияне готовятся к наступлению, то это обязательно и об авиации», – рассказал в интервью Бабелю министр обороны Алексей Резников.

Говоря о шансах россиян на успешную воздушную кампанию, Резников подчеркнул, что это будет зависеть от нескольких факторов. Среди них мастерство пилотов, погода, маневренность и техническое состояние самолётов.

Министр также обратил внимание, что украинским военным удалось уничтожить большинство летной элиты россиян, и сейчас у них летают преимущественно молодые и менее опытные пилоты.

К слову, официальная цифра пораженных российских самолётов, по данным Генштаба ВСУ, составляет 299. Институт изучения войны предоставляет другое количество уничтоженных российских машин — примерно 120. Но, по словам военного эксперта Романа Свитана, в последнее время в районе активных боевых действий украинские военные каждую неделю сбивают по 2-3 вражеских «птички», среди которых штурмовики, бомбардировщики и вертолеты.

В случае, если кремль всё же решится на масштабную авиационную атаку по Украине, многое будет зависеть от массированности налёта, отмечает Алексей Резников. Ведь чем больше в атаке будут задействованы самолеты, тем больше украинскому ПВО нужно будет выпустить противовоздушных ракет.

«Условно говоря, на одну цель – две ракеты. Если 20 самолётов – 40 ракет, 100 самолётов – 200. Риски есть, но не нужно это воспринимать так, что всё пропало. Наши партнёры это осознают, поэтому занимают такую ​​активную позицию», – говорит министр, подразумевая активную помощь западных партнёров в наращивании возможностей украинского ПВО.

Воздушные силы на сегодняшний день уже вооружены современной западной техникой, например IRIS-Т, NASAMS, многочисленными ПЗРК различных видов и ЗРК ПВО Сухопутных войск, такими как французский Crotale или немецкий Gepard.

«Россияне вряд ли отважатся залетать к нам в воздушное пространство», – отмечает Представитель Воздушных Сил ВСУ Юрий Игнат.

NASAMS в Україні

При массированном налете самолеты столкнутся с украинской ПВО, что усилено современными средствами, такими как NASAMS и Iris-T. Для большинства пилотов первый вылет станет последним.

Альтернативный взгляд 

Между тем, министерство обороны Великобритании сообщает, что в настоящее время россия использует на войне в Украине такое же количество самолётов, как и в течение многих месяцев до этого, и вряд ли готовится к резкому расширению воздушной кампании.

И хоть количество боевых полетов российских самолётов, по данным британского военного ведомства, в последние семь дней увеличилось, в настоящее время активность авиации россии примерно соответствует среднесуточной норме, которая наблюдается с лета 2022 года.

«В целом российская авиация по-прежнему значительно отстаёт в войне, сдерживаемой высокой угрозой со стороны украинской ПВО войне и рассредоточенным базированием из-за угрозы ударов по российским аэродромам», – заявила британская разведка в недавней сводке.

По данным минобороны Британии, российские боевые самолёты действуют почти исключительно над территорией, удерживаемой рф, что не позволяет им эффективно выполнять свою ключевую ударную роль.

«Однако маловероятно, что ВКС сейчас готовятся к резко расширенной воздушной кампании, поскольку при нынешних условиях боя они, вероятно, понесли бы неприемлемые потери самолётов», – считают в Лондоне.

Ранее Информатор сообщал о том, что уже в марте в Украине будут западная военная техника и снаряды.

Также мы писали о том, что Главнокомандующий ВСУ Залужный и главнокомандующий вооружёнными силами НАТО Каволи обсудили новую военную помощь Украине.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.       

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.