Кремль бомбардирует инфраструктурные объекты, связанные с «зерновой инициативой», чтобы подтвердить свой геополитический вес
Бомбардируя инфраструктурные объекты, которые использовались в рамках «зерновой инициативы», кремль пытается доказать, что без его содействия решать вопросы глобального голода и нестабильности невозможно. В то же время, такие действия москвы могут свидетельствовать о том, что вождь россиян владимир путин считает, что вероятность такого развития событий есть. Мир сейчас намного менее уязвим к шантажу кремля, но вопрос дешевой транспортировки украинского зерна все еще остается актуальным. Украина призывает Турцию разрешить транзит украинского зерна, несмотря на угрозы россиян. Теперь все зависит от позиции президента Реджепа Эрдогана, но он вряд ли предпримет какие-то кардинальные действия, пока не использует другие рычаги влияния.
В россии полностью поддерживают решение своего вождя выйти из «зернового соглашения», это даже немного вернуло ему авторитет, пострадавший после «бунта Пригожина». Еще больше его авторитет вырос после бомбардировки украинских зерновых терминалов в порту Одессы. Такие действия россиян на первый взгляд могут свидетельствовать о твердом намерении отказаться от «черноморской инициативы». За «зерновое соглашение» кремль постоянно критиковали, считалось, что Запад решает проблему нестабильности в Африке и Ближнем Востоке и спровоцированную миграцией, зато россия, якобы, из-за санкций «не получала ничего». На самом деле это не так и путин прекрасно знает, что именно получала россия, оставаясь частью «зерновой инициативы».
Благодаря инициативе кремль удерживал расположение стран, зависимых от низких цен на зерно. По некоторым исследованиям, как JCC Payment Systems, 57% зерна из Украины шло в развивающиеся страны, причем в Китай поступала почти четверть нашего экспорта. Путин наладил хорошие отношения с Эрдоганом и смог использовать Турцию для обхода западных санкций.
Не в последнюю очередь благодаря соглашению экспорт зерна из россии за 2022–2023 год вырос. По оценкам Министерства сельского хозяйства США, россия экспортировала рекордные 45,5 миллиона тонн пшеницы. Есть там и зерно с южных оккупированных территорий Украины. Поэтому, пытаясь уничтожить портовую инфраструктуру, путин еще и временно устраняет конкурента, пытается создать дефицит и поднять цены на рынке.
Бомбардировкой Одессы, как это было с бомбардировкой острова Змеиный, путин хочет просигнализировать, что любые договоренности о продлении «зернового коридора» без согласования с москвой невозможны. Для нас же это означает, что в кремле не уверены в том, не решат ли западные страны вместе с Глобальным югом, что зерновое соглашение нужно продолжать, как бы там ни было. В конце концов, при международной поддержке разрушенные зерновые терминалы можно отстроить относительно быстро, а несколько Patriоt, как те, о передаче которых говорила на саммите НАТО Германия, смогут существенно снизить риски российских ракетных и авиационных ударов в небе над Одессой. Вот тогда вместо новых послаблений санкций кремль получит звонкую оплеуху.
Когда стало известно о заключении «Черноморской инициативы» в 2022 году, цены на зерновые упали сразу на 20%. Следовало бы ожидать какого-то панического удорожания, когда кремль заявил о своем решении выйти из сделки, но этого не произошло. Как пишет The Time, мировые рынки отреагировали гораздо спокойнее: цены на пшеницу выросли примерно на 3% до 6,81 доллара за бушель. Позже, в тот же день, они упали. Похоже, что рынок не очень верит, что отказ путина от зерновой сделки существенно влияет на положение дел, или же, что он не будет окончательным. Но почему так?
Аналитики не волнуются, они убеждены, что в на этот раз рынки быстро адаптируются и, как бы это грустно для нас ни звучало, смогут заменить украинские зерновые. Циничный бизнес знает, что санкции в отношении россии исключают ограничения на торговлю сельскохозяйственной продукции, она никуда не исчезнет. Кроме того, российские пропагандисты размышляют о том, что по наихудшему для них варианту развития событий, по аналогии с уже введенными граничными ценами на нефть, могут быть введены подобные меры по зерну. Есть также сведения о том, что Европа и Аргентина в этом году увеличивают поставки пшеницы, а у Бразилии хороший год для урожая кукурузы.
Кроме того, до «зернового соглашения» Украина искала пути в обход черноморских портов и сейчас есть наработка. Можно экспортировать наше зерно через Европу наземным и речным транспортом. Речь идет о движении устьем Дуная в порты Румынии и Болгарии, а оттуда в страны-потребители. До прекращения «зернового соглашения» через эту реку переправляли до 20% зерновых, которые шли на экспорт.
Литва и Хорватия тоже заявили, что готовы помочь Украине с экспортом, предоставляя к услугам собственные порты в Балтийском и Средиземном морях. Исправить ситуацию с пропускной способностью железной дороги могут так называемые «сухопутные порты», строящиеся на границе с Польшей — у Ягодина и Шегини. По данным «Украинской зерновой ассоциации», за все время действия «зернового соглашения» Украина смогла вывезти по железной дороге и автодорогам 15 млн тонн, а по морю, через порты, примерно 50 млн тонн. То есть сухопутные перевозки составляют 30%, это в два раза больше, чем до полномасштабной войны. Железной дорогой и автодорогами перевезли половину того, что шло через «зерновой коридор» (33 миллиона тонн, как заявлял Рнджеп Эрдоган).
В то же время транспортировка через Европу ограничена логистическими возможностями железной дороги, правительства соседних государств находятся под давлением своих аграриев, поскольку украинская продукция вытесняет их на внутренних рынках, но главное — это увеличивает стоимость зерна и его доступность для беднейших стран. Поэтому для сохранения стабильности в мире важно сохранить снабжение Черным морем.
К счастью, мы имеем в этом вопросе союзников, в конце концов, пути расторгли только свой договор. Наше соглашение с ООН и Турцией все еще действует. Президент Владимир Зеленский в своем Telegram-канале заявил, что он договорился с генеральным секретарем ООН Антонио Гутерришем о совместных действиях по возобновлению транспортировки через Черное море.
«И Черноморская зерновая инициатива может и должна работать и дальше — если без россии, то без россии… Украина, ООН и Турция совместно могут обеспечить работу продовольственного коридора и инспектирование судов. Это нужно всем в мире. И каждый поддержащий станет спасителем жизни на огромном пространстве от Марокко до Китая, от Индонезии до Ливана», — говорит Зеленский
Открыт вопрос столь ли безумен российский вождь путин, чтобы уничтожать торговые караваны, но, похоже, есть такие, кто хочет проверить это на себе. Посол Украины в Турции Василий Боднар заявил, что есть возможность транспортировать украинское зерно по альтернативному маршруту.
«У нас также есть возможности привлекать корабли и компании. С нашей точки зрения это можно реализовать даже не используя этот маршрут, который уже был согласован, а через территориальные воды Румынии и Болгарии. Это также возможный вариант, чтобы минимизировать риски, которые создала россия», — сказал Боднар.
Как вариант рассматривают также возможность поставки зерна под конвоем какой-либо из стран НАТО, по всей вероятности, Турции. Однако Bloomberg, со ссылкой на собственные источники, сообщает, что вряд ли Анкара согласится на такое из-за больших рисков. В то же время турецкое правительство сосредоточено на перезапуске соглашения с участием россии.
Для Эрдогана речь идет не только о прибыли от транзита зерна через Боспор, но и о геополитическом влиянии: он стал мощной фигурой на территории Африки и Ближнего востока, контролируя по сути, кто получит хлеб, а кому придется подождать. Задержки с поставками, очевидно, означают огромные трудности для правительств многих государств-потребителей. Хотя сейчас, похоже, он взял паузу, по крайней мере до встречи с путиным, которая запланирована на август, никто не знает, как обернется дело впоследствии.
«Когда мы встретимся с путиным в нашей стране в августе, у нас будет возможность обсудить эти вопросы», — говорит он.
Очевидно, Эрдоган считает, что Запад согласится выполнить часть требований путина, а Китай и другие заинтересованные страны будут оказывать давление со своей стороны. Поэтому соглашение, вероятно, будет достигнуто, наконец кремль сказал, что вернется к его выполнению, как только требования будут выполнены.
Возможность, что путин решил идти ва-банк, «закусить уздечку», не слушать Пекин и Анкару и спровоцировать-таки миграционный кризис в Европе мизерная, но он есть. Как и есть возможность того, что Запад не согласится идти на уступки россии, если они будут слишком наглыми, и захочет посмотреть, как пути будут справляться с давлением Глобального юга.
Министр внешних дел Украины Дмитрий Кулеба на брифинге в ООН заявил, что мир должен прекратить российский шантаж голодом и террор. Он добавил, что переговоры об этом продолжаются, но для окончательного решения необходима политическая воля.
«Мы должны рисковать и мы должны быть в состоянии показать, что мы можем продолжать без россии», — заявил господин министр.
Как дальше будет развиваться эта геополитическая игра неизвестно, но сейчас мяч на поле турецкого президента. Несмотря на заявленный курс на поиск диалога, он не раз доказывал, что умеет ставить путина на место и может принимать решения, которые не решались другие на Западе. Ситуация со сбитым российским самолетом, поддержкой Украины в НАТО и освобождением «азовцев» это ярко иллюстрирует.
Ранее мы писали о том, что Зеленский провел совещание из-за атаки на одесский порт и сделал ряд распоряжений. Мы также говорили о том, приведет ли к прекращению «зернового соглашения» к девальвации гривны.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.