UA
Главная
Бизнес
Экономика
21:52, 10 Мая
Информатор UA

Интро

Уже который день украинцы начинают своё утро в километровых очередях за горючим, ставшим буквально в один миг дефицитным товаром. Бензин продают втридорога, да ещё и в ограниченном количестве, едва ли не по одному литру в руки. Водители по давней привычке стараются запастись, сколько удастся вдруг потом и этого не будет. Кое-где операторы АЗС взяли в торговле тайм-аут, ожидая лучших цен, и вообще отказываются залить хотя бы несколько литров автовладельцам, чтобы они смогли доехать до своего пункта назначения. На днях президент Украины Владимир Зеленский во время очередного совещания с правительством снова поднял топливный вопрос. Получится ли в ближайшее время решить вопрос с топливом на заправках и какова ныне себестоимость горючего, разбирался Информатор. О бензине марки А-92 придётся забыть Сложная ситуация с топливом сложилась по всей территории Украины. Частично дефицит горючего вызван тем, что большие объёмы тратятся на обеспечение военных. Также на возможности обеспечения Украины горючим повлияло разрушение инфраструктуры. Около 30 нефтебаз были уничтожены оккупантами за период войны. После нанесённых авиаударов остановился Кременчугский нефтеперерабатывающий завод крупнейший производитель бензина и дизельного топлива в Украине. Возобновить его работу в условиях войны крайне сложно и небезопасно. Так что о бензине марки А-92 придется забыть, ведь Кременчугский НПЗ был единственным в стране, где его производили. Поэтому, по словам экспертов, закрыть потребности в топливе можно только за счёт наращивания производства на небольших НПЗ и увеличения импорта. А точнее, за счёт налаживания новых связей по импорту, ведь и до полномасштабной войны более половины нефтепродуктов завозилось на украинские АЗС из россии и Беларуси. Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что вполне логично, что с началом войны этот рынок закрылся. Также у Украины была возможность получить танкеры из Азербайджана. В настоящее время этот вариант также заблокирован. После того, как поставка горючего (а это 75 %) прекратилась, возник дефицит поставки. Затем орки мощно ударили по нефтебазам, где выбили остатки резервов. Впоследствии ракета прилетела в Кременчугский НПЗ, дававший 25 % нефтепродуктов украинского рынка. Его дважды бомбили и он остановился, объясняет специалист. В настоящее время весь бензин в Украину доставляют из Европы. Поставка топлива сейчас идет по разным направлениям Польша, Литва, Венгрия, Румыния. Но из-за усложнённой логистики горючее доезжает в Украину чуть ли не золотым, поскольку самая большая проблема его доставка. Пока топливо попадет в Украину, оно проходит семь кругов ада. Помимо этого, из-за того, что наши порты оккупированы и заблокированы россиянами, крупнооптовые поставки становятся невозможными. Западные производители мелкими партиями пытаются переправить нефтепродукты по железной дороге с помощью бензовозов, другой альтернативы нет. Однако здесь есть одно : европейская колея у́же украинской и переставлять вагоны на другие колесные пары на границе это дополнительные расходы. Кроме того, выросли и пути доставки: если раньше бензовоз проезжал от границы до заправок максимум 300 км, то сейчас приходится искать другие, более длинные маршруты, чтобы не попасть под вражеские обстрелы. В итоге километраж увеличился чуть ли не втрое, соответственно, это приводит к удорожанию топлива по меньшей мере на 2 грн/л. К сожалению, рашистская орда не дремлет и систематически наносит ракетные удары по железнодорожным артериям, чтобы вывести их из строя и тем самым сделать невозможным доставку горючего. К проблемам с логистикой добавилась нехватка цистерн и бензовозов, что также отразилось на существенном подорожании бензина. 45-48 гривен за литр Чтобы стоимость на топливо на АЗС не лезла вверх, правительство взяло этот вопрос под контроль, установив на него предельные цены. Однако компании не очень обрадовались этому решению: все чаще они жалуются, что работают в убыток и продают топливо ниже себестоимости, ведь расчет по формуле Минэкономики показывает, что стоимость бензина должна быть не менее 45 грн/л при нынешних 34,10 грн, а за дизтопливо 48 грн/л при 38,7 грн. Перспективы для украинского топливного рынка сейчас далеко не самые лучшие. Однако бензиновую лихорадку, уверяют эксперты, решить вполне реально, отменив государственное регулирование цен. Кстати, некоторые участники рынка сделали вид, что не заметили рекомендации правительства и продают бензин уже по цене 40 грн/л, а дизтопливо 45 грн/л. И это ещё не предел. Во время войны топливный кризис будет сохраняться постоянно, однако его можносмягчить. Сейчас у нас нет возможности получать нефть по морем, также не можем быстро отстроить разрушенные нефтеперерабатывающие заводы или нефтепарки, не удаётся наладить и логистические звенья. Поэтому, чтобы минимизировать негативные последствия нехватки бензина, необходимо улучшить государственное регулирование и отменить введённый потолок тарифов на топливо, отметил энергетический эксперт Владимир Омельченко. Специалист говорит, что цены на рынке нефтепродуктов должны удерживаться за счёт конкуренции. В то же время чтобы стоимость не была заоблачной, необходимо усилить контроль, но не со стороны правительства, установив предельную цену, а стражами порядка, которые должны чётко и профессионально отслеживать, чтобы не было безосновательного подорожания. Кроме этого, Омельченко предлагает ввести уголовную ответственность или большие штрафы для недобросовестных продавцов, которые прибегают к злоупотреблениям. История с государственным регулированием не нова. Неоднократно после подобного цен товары просто исчезают. И это неудивительно, ведь предприниматели не хотят продавать ничего дешевле себестоимости. И если во Львове или Ивано-Франковске стоимость бензина ещё может быть в рамках правительственного лимита, то в Днепре или Одессе уже нет. Должен быть баланс между сложной ситуацией, возникшей с логистикой, и желанием трейдеров зарабатывать. Если цены на топливо полностью отпустить в свободное плавание, это приведет не только к росту стоимости на бензин, но и удорожанию всех товаров, отмечает экономический эксперт Игорь Гарбарук. Специалист добавляет, что цены автоматически взлетят вверх абсолютно на всё. Ив первую очередь мы это увидим на ценниках на продукты питания итоварах первой необходимости. Поэтому и государство, и трейдеры должны работать чётко, чтобы не создавать таких условий. Недавно Кабмин повысил торговую надбавку на бензин и дизтопливо на 40 % и пообещал, что проблемы с топливом будут решены в течение недели. Однако как мы уже видим, это обещание не выполнено. И несмотря на то, что 7 мая президент Зеленский снова потребовал от правительства скорейшего решения вопроса, по словам экспертов, выход из топливного кризиса в условиях войны сложно выполнимая задача. Следует отметить, что госрегулирование цен правительство так и не отменило, а на АЗС говорят, что продавать топливо в таких условиях убыточно. Кроме того, оперативно не удается решить проблему дефицита поставок топлива из Европы, поскольку катастрофически не хватает бензовозов и водителей плюс существует бюрократическая волокита. Также министр экономики Юрия Свириденко сообщила, что правительство обратилось к министру иностранных дел Дмитрию Кулебе, чтобы он в свою очередь попросил международных партнеров предоставить Украине зелёный коридор в портах Восточной Европы. Некоторые сети открыто бойкотируют уровень цен, повышая стоимость топлива до 40 гривен и больше. Сейчас дефицит ресурса только растёт, а вместе с ним продолжают повышаться и цены на топливо. Сегодня во многих западных регионах бензин продается уже по 50 грн. Но даже по такой цене люди закупают его канистрами, поскольку всё чаще стали распространяться слухи, что стоимость еще вырастет и будет достигать едва ли не 100 гривен за литр. Так что автовладельцы теперь не выбирают, каким видом топлива им заправляться, теперь существует одна марка бензин. Ранее Информатор сообщал, Украина ищет новые пути поставок топлива: цены на бензин должны стабилизироваться Подписывайтесь на нашTelegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашемПодписаться на канал в Viber можноздесь.

Свободная цена на бензин и ДТ: как Украине выйти из топливного кризиса

Читати українською
Свободная цена на бензин и ДТ: как Украине выйти из топливного кризиса

Цены на рынке нефтепродуктов должны удерживаться за счёт конкуренции

Уже который день украинцы начинают своё утро в километровых очередях за горючим, ставшим буквально в один миг дефицитным товаром. Бензин продают втридорога, да ещё и в ограниченном количестве, едва ли не по «одному литру в руки». Водители по давней привычке стараются запастись, сколько удастся – вдруг потом и этого не будет. Кое-где операторы АЗС взяли в торговле тайм-аут, ожидая «лучших цен», и вообще отказываются залить хотя бы несколько литров автовладельцам, чтобы они смогли доехать до своего пункта назначения.

На днях президент Украины Владимир Зеленский во время очередного совещания с правительством снова поднял топливный вопрос. Получится ли в ближайшее время решить вопрос с топливом на заправках и какова ныне себестоимость горючего, разбирался Информатор

О бензине марки А-92 придётся забыть

Сложная ситуация с топливом сложилась по всей территории Украины. Частично дефицит горючего вызван тем, что большие объёмы тратятся на обеспечение военных. Также на возможности обеспечения Украины горючим повлияло разрушение инфраструктуры. Около 30 нефтебаз были уничтожены оккупантами за период войны. После нанесённых авиаударов остановился Кременчугский нефтеперерабатывающий завод – крупнейший производитель бензина и дизельного топлива в Украине. Возобновить его работу в условиях войны крайне сложно и небезопасно. Так что о бензине марки А-92 придется забыть, ведь Кременчугский НПЗ был единственным в стране, где его производили.

Поэтому, по словам экспертов, закрыть потребности в топливе можно только за счёт наращивания производства на небольших НПЗ и увеличения импорта. А точнее, за счёт налаживания новых связей по импорту, ведь и до полномасштабной войны более половины нефтепродуктов завозилось на украинские АЗС из россии и Беларуси.

Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что вполне логично, что с началом войны этот рынок закрылся. Также у Украины была возможность получить танкеры из Азербайджана. В настоящее время этот вариант также заблокирован.

«После того, как поставка горючего (а это 75 %) прекратилась, возник дефицит поставки. Затем орки мощно ударили по нефтебазам, где выбили остатки резервов. Впоследствии ракета прилетела в Кременчугский НПЗ, дававший 25 % нефтепродуктов украинского рынка. Его дважды бомбили и он остановился», — объясняет специалист.

В настоящее время весь бензин в Украину доставляют из Европы. Поставка топлива сейчас идет по разным направлениям – Польша, Литва, Венгрия, Румыния. Но из-за усложнённой логистики горючее доезжает в Украину чуть ли не золотым, поскольку самая большая проблема — его доставка. Пока топливо попадет в Украину, оно проходит «семь кругов ада».

Помимо этого, из-за того, что наши порты оккупированы и заблокированы россиянами, крупнооптовые поставки становятся невозможными. Западные производители мелкими партиями пытаются переправить нефтепродукты по железной дороге с помощью бензовозов, другой альтернативы нет.

Однако здесь есть одно «но»: европейская колея у́же украинской и переставлять вагоны на другие колесные пары на границе – это дополнительные расходы. Кроме того, выросли и пути доставки: если раньше бензовоз проезжал от границы до заправок максимум 300 км, то сейчас приходится искать другие, более длинные маршруты, чтобы не попасть под вражеские обстрелы. В итоге километраж увеличился чуть ли не втрое, соответственно, это приводит к удорожанию топлива по меньшей мере на 2 грн/л.

К сожалению, рашистская орда не дремлет и систематически наносит ракетные удары по железнодорожным артериям, чтобы вывести их из строя и тем самым сделать невозможным доставку горючего.

К проблемам с логистикой добавилась нехватка цистерн и бензовозов, что также отразилось на существенном подорожании бензина.

45-48 гривен за литр

Чтобы стоимость на топливо на АЗС не лезла вверх, правительство взяло этот вопрос под контроль, установив на него предельные цены. Однако компании не очень обрадовались этому решению: все чаще они жалуются, что работают в убыток и продают топливо ниже себестоимости, ведь расчет по формуле Минэкономики показывает, что стоимость бензина должна быть не менее 45 грн/л при нынешних 34,10 грн, а за дизтопливо – 48 грн/л при 38,7 грн.

Перспективы для украинского топливного рынка сейчас далеко не самые лучшие.

Однако бензиновую лихорадку, уверяют эксперты, решить вполне реально, отменив государственное регулирование цен.

Кстати, некоторые участники рынка сделали вид, что не заметили рекомендации правительства и продают бензин уже по цене 40 грн/л, а дизтопливо – 45 грн/л. И это ещё не предел.

 

«Во время войны топливный кризис будет сохраняться постоянно, однако его можно смягчить. Сейчас у нас нет возможности получать нефть по морем, также не можем быстро отстроить разрушенные нефтеперерабатывающие заводы или нефтепарки, не удаётся наладить и логистические звенья. Поэтому, чтобы минимизировать негативные последствия нехватки бензина, необходимо улучшить государственное регулирование и отменить введённый потолок тарифов на топливо», – отметил энергетический эксперт Владимир Омельченко.

Специалист говорит, что цены на рынке нефтепродуктов должны удерживаться за счёт конкуренции. В то же время чтобы стоимость не была заоблачной, необходимо усилить контроль, но не со стороны правительства, установив предельную цену, а стражами порядка, которые должны чётко и профессионально отслеживать, чтобы не было безосновательного подорожания. Кроме этого, Омельченко предлагает ввести уголовную ответственность или большие штрафы для недобросовестных продавцов, которые прибегают к злоупотреблениям.

История с государственным регулированием не нова. Неоднократно после подобного «контроля» цен товары просто исчезают. И это неудивительно, ведь предприниматели не хотят продавать ничего дешевле себестоимости. И если во Львове или Ивано-Франковске стоимость бензина ещё может быть в рамках правительственного лимита, то в Днепре или Одессе уже нет.

 

«Должен быть баланс между сложной ситуацией, возникшей с логистикой, и желанием трейдеров зарабатывать. Если цены на топливо полностью отпустить в свободное плавание, это приведет не только к росту стоимости на бензин, но и удорожанию всех товаров», – отмечает экономический эксперт Игорь Гарбарук.

Специалист добавляет, что цены автоматически взлетят вверх абсолютно на всё. И в первую очередь мы это увидим на ценниках на продукты питания и товарах первой необходимости. Поэтому и государство, и трейдеры должны работать чётко, чтобы не создавать таких условий.

Недавно Кабмин повысил торговую надбавку на бензин и дизтопливо на 40 % и пообещал, что проблемы с топливом будут решены в течение недели. Однако как мы уже видим, это обещание не выполнено. И несмотря на то, что 7 мая президент Зеленский снова потребовал от правительства скорейшего решения вопроса, по словам экспертов, выход из топливного кризиса в условиях войны — сложно выполнимая задача. Следует отметить, что госрегулирование цен правительство так и не отменило, а на АЗС говорят, что продавать топливо в таких условиях убыточно. Кроме того, оперативно не удается решить проблему дефицита поставок топлива из Европы, поскольку катастрофически не хватает бензовозов и водителей плюс существует бюрократическая волокита. Также министр экономики Юрия Свириденко сообщила, что правительство обратилось к министру иностранных дел Дмитрию Кулебе, чтобы он в свою очередь попросил международных партнеров предоставить Украине «зелёный коридор» в портах Восточной Европы. 

Некоторые сети открыто бойкотируют уровень цен, повышая стоимость топлива до 40 гривен и больше.

Сейчас дефицит ресурса только растёт, а вместе с ним продолжают повышаться и цены на топливо.

Сегодня во многих западных регионах бензин продается уже по 50 грн. Но даже по такой цене люди закупают его канистрами, поскольку всё чаще стали распространяться слухи, что стоимость еще вырастет и будет достигать едва ли не 100 гривен за литр.

Так что автовладельцы теперь не выбирают, каким видом топлива им заправляться, теперь существует одна марка – бензин.

Ранее Информатор сообщал, Украина ищет новые пути поставок топлива: цены на бензин должны стабилизироваться

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.