Супруги считают, что полученные ими 300 тысяч гривен нельзя рассматривать как компенсацию в соответствии с ч. 10 ст. 86 Кодекса гражданской защиты Украины, поскольку указанная сумма не соответствует расчету общей площади уничтоженного дома
Супруги потеряли во время лесного пожара дом. Им пришлось покинуть свой дом и переехать в другое место жительства. Так что они требуют от Кабмина компенсацию в размере 3553345 гривен. Об этом говорится в решении Новомосковского горрайонного суда Днепропетровской области, опубликованном 6 марта 2024 года.
30 сентября 2020 года произошел лесной пожар, который был классифицирован чрезвычайной ситуацией природного характера, согласно экспертному заключению №8-2020 «Об уровне чрезвычайной ситуации, возникшей в Луганской области в результате крупных лесных пожаров в природных экосистемах». В результате вышеуказанной лесной пожара жилой дом, хозяйственные постройки и находившееся в них имущество были уничтожены. До 30 сентября 2020 года в нем проживали супруги вместе со своими двумя сыновьями, одной семьей, но в связи с уничтожением жилого дома, они покинули свой дом и переместились в другое место жительства.
20 ноября 2020 года супруги обратились в военно-гражданскую администрацию Северодонецка Луганской области с заявлением о согласии передать свое разрушенное жилье для получения компенсации. Письмо от 30 декабря 2020 года №2577/Х2751 военно-гражданская администрация Северодонецка Луганской области сообщила, что для выплат компенсаций за разрушенное жилье, в результате чрезвычайной ситуации, которая произошла 30 сентября 2020 года на территории Сиротинского и Боровского поселковых вопросы выплаты компенсации, им предложили обратиться в Кабинет министров Украины. Относительно расчета материального ущерба, представитель граждан отметил, что согласно приказу Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины от 27 июля 2023 №647 «Об утверждении показателей опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины» утвержден и рекомендовано к применению показателей опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины (рассчитаны по состоянию на 1 июля 2023 года), в частности по Луганской области стоимость 1 кв.м общей площади квартир дома (с учетом НДС), утверждена 21 214 гривен, а зарегистрирована площадь их разрушенного дома 167,5 кв.м, то есть опосредованная стоимость жилого дома равна 3553345 гривен.
По мнению супругов, полученные ими 300 тысяч гривен нельзя рассматривать как компенсацию в соответствии с ч. 10 ст. 86 Кодекса гражданской защиты Украины, поскольку указанная сумма не соответствует расчету общей площади уничтоженного дома, поэтому они через своего представителя обратились в суд с вышеуказанным иском. Согласно протоколу №43 от 05.10.2023 Региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Луганской областной военно-гражданской администрации Луганской ОГА указано, что огнем повреждены 64 дома. Также согласно акту обследования объекта, пострадавшего в результате пожара 30.09.2020 года на территории Сиротинского cельской рады, составленного рабочей группой и утвержденного председателем рабочей группы, ориентированная стоимость ущерба со слов пострадавших составляет в 2 600 000 гривен. По мнению Государственной Казначейской службы Украины, невозможно определить реальный размер причиненного материального ущерба, поскольку актами он определен ориентированным.
Представитель Кабинета министров Украины считает, что акт о пожаре от 1 октября 2020 года и акт обследования объекта, пострадавшего в результате пожара 30.09.2020 года и территории Сиротинского поселкового совета не могут приниматься во внимание судом, поскольку невозможно определить, каким именно органом был составлен акт о пожаре, также в акте о пожаре отсутствует регистрационный номер, печать, вызывающая сомнения в достоверности документа. В отношении материального вреда не предоставлена судебная экспертная оценка об утрате указанного имущества, но в настоящее время невозможно оценить материальный вред указанного поврежденного и уничтоженного имущества, поскольку оно находится на временно оккупированной территории вооруженными силами Российской Федерации. Также пожар, в результате которого уничтожен жилой дом, был вызван обстрелом из оружия большого калибра вооруженными формированиями Российской Федерации на Донбассе в ночь на четверг, 1 октября 2020 года в период проведения АТО, поэтому надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация.
Супругам отказали в удовлетворении иска. Суд лишен возможности установить действительную стоимость уничтоженного имущества. Минэкономики разработало проект Закона Украины «О возмещении материального ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и внесения изменений в некоторые законодательные акты Украины» и письмом от 24.10.2014 № 2723-07/37179-03 направлялось на согласование в заинтересованные центральные органы исполнительной власти, но информация о дальнейшем его согласовании и внесении на рассмотрение в Кабинет министров Украины в ГСЧС отсутствует.
"Предложен истцами алгоритм определения размера денежной компенсации, согласно приказу Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины от 27 июля 2023 года №647 «Об утверждении показателей опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины», которым утверждены и рекомендованы к применению показатели опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины (рассчитаны по состоянию на 1 июля 2023 года), не могут быть применены в спорных правоотношениях, как аналогия права и закона, поскольку этот приказ на время рассмотрения дела утратил силу, а установленные показатели не могут быть применены к территориям, которые есть временно оккупированными", - подчеркнул суд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.