По мнению адвоката, игровая индустрия Украины превратилась в динамичную экосистему разработчиков, предпринимателей и энтузиастов
В Украине игровая отрасль имеет значительный потенциал и добилась значительных успехов на международной арене. Украинские разработчики создают популярные проекты, получившие признание в мире. Недавно официально представили игру S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl, которая в день релиза стала абсолютным лидером продаж в Steam. Однако эта отрасль сталкивается с многочисленными проблемами, тормозящими ее развитие. Об этом Информатору рассказал адвокат, глава комитета Национальной ассоциации адвокатов по вопросам инвестиционной деятельности и приватизации Андрей Шабельников.
По словам адвоката, рост игрового бизнеса по всему миру привел к значительным успехам на отдельных рынках, в частности в Украине. Игровая индустрия Украины превратилась в динамичную экосистему разработчиков, предпринимателей и энтузиастов. Вопреки таким вызовам, как ограниченные ресурсы и требования рынка, украинские создатели игр продемонстрировали недюжинную устойчивость и креативность, внеся свой вклад в мировой игровой ландшафт известными играми. В 2013 году украинский рынок видеоигр достиг знакового показателя – 300 миллионов долларов, а некоторые издания называют видеоигры основным культурным экспортом Украины на Запад. 7 сентября 2020 года – киберспорт был признан официальным видом спорта в Украине.
"Для нашей страны это исторический момент, ведь киберспорт – это уже давно не просто стрелялки, а фундаментальный элемент современной цифровой культуры", - подчеркнул адвокат.
Украина входит в топ-10 киберспортивных мировых держав. Наши команды ассоциируются с успехом и победами, их знает весь мир. Эта сфера превратилась в настоящий бизнес, позволяющий привлекать инвестиции и дополнительный капитал в экономику страны. Призовые фонды крупных киберспортивных турниров уже давно преодолели отметку в 1 миллион долларов, которая еще 20 лет назад казалась фантастической. Но эта цифра тускнеет по сравнению с общим объемом индустрии, достигающей почти 2 миллиардов долларов. По данным Statista, в 2024 году глобальный объем киберспортивного рынка составил 1,84 миллиарда долларов. Львиная доля этого объема – примерно 75% по состоянию на 2022 год – поступает от спонсоров.
История «геймдева» в независимой Украине официально началась 30 сентября 1996 года с выпуском первой коммерческой игры, которая называлась «Admiral: Sea Battles» и была посвящена морским боям эпохи парусных флотов. Кроме того, не менее знаковым событием для украинского «геймдева» стал выпуск в марте 2001 года первой коммерчески успешной игры под названием «Казаки: Европейские войны». Разработкой исторической стратегии в реальном времени занималась киевская студия GSC Game World (основана в 1995 Сергеем Григорьевичем). Позже, студия «GSC Game World» закрепила успех на территории украинского «геймдева» выпуском следующего амбициозного проекта мирового уровня, который впоследствии приобрел культовый статус.
В марте 2007 года мир увидел постапокалиптический «шутер» от первого лица под названием «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl». Игра настолько понравилась публике, что на постсоветской территории было продано более полумиллиона экземпляров уже в течение первых двух недель, а к концу 2008 года – более 2 миллионов копий по всему миру. По рейтингу британской организации ELSPA "S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl" вошел в десятку самых популярных игр 2007. STALKER не только вдохновил новое поколение геймеров, но и стимулировал развитие игровой индустрии в Украине. STALKER 2: Сердце Чернобыля стала одним из самых ожидаемых продолжений в истории видеоигр. Анонсированный в 2010 году проект столкнулся с многочисленными задержками и вызовами, включая влияние российского вторжения в Украину в 2022 году. Несмотря на эти препятствия, GSC Game World продолжила разработку, выпуская тизеры и геймплейные трейлеры, вызвавшие значительный восторг среди фанатов.
После 15 лет разработки 20 ноября 2024 создатели официально презентовали украинскую игру S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. В день релиза S.T.A.L.K.E.R. 2 стал абсолютным лидером продаж в Steam, обойдя все платные и F2P проекты, а также Steam Deck, который был на первом месте в последние дни, а уже вечером игра отметилась пиковым онлайном в 113 тысяч игроков (причем первой сотни тысяч удалось достичь всего за 2 часа)., а загрузка игры повлекла за собой перебои с интернетом у некоторых украинских провайдеров). Первая игра обошлась GSC Game World в 5 миллионов долларов, тогда как новая часть могла стоить минимум в шесть раз дороже – 30–60 миллионов долларов. По данным SteamBD, сейчас в игре около 1,5 миллиона игроков в письме ожидания, что может трансформироваться в «около 500 тысяч проданных копий в течение первых двух недель».
В начале полномасштабной войны 200 сотрудников киевской студии GSC Game World переехали в Прагу (Чехию), которая сейчас является главным штабом GSC. Прагу избрали благодаря доброжелательной атмосфере местной игровой индустрии города и его арендаторов.
"В Украине с доброжелательной атмосферой есть проблемы. Перспективы, которые наше государство может предложить бизнесу, — бешеные налоги и маски-шоу". Звучит смешно, но часто случается так, что в нашей стране бизнесу приходится защищаться не сколько от конкурентов или организованной преступности, а от самого государства, которое по своей задаче и возможностям прежде всего бизнес защищать. 21/2024 от 23 января 2024 ввел в действие решение СНБО «О неотложных мерах по обеспечению экономической безопасности на период действия правового режима военного положения». В нем — мораторий на «маски-шоу», создание Совета по поддержке предпринимательства и изменения в закон о БЭБ для «ограничения давления на легальный бизнес». Казалось, это должно заработать, но статистика указывает на другое — в I квартале 2024 года действия правоохранительных органов попали в список главных жалоб бизнеса", - акцентировал Шабельников.
Кроме того, 27 декабря 2023 правительство согласовало "Национальную стратегию доходов" до 2030 года, которая предусматривает: объединить вторую и третью группы ФЛП; размер налога будет зависеть от размера полученного дохода; ставки налога будут дифференцированы – от 3% до 17%; ставка налога будет зависеть от вида деятельности ФЛП; после достижения предельного размера оборота ФЛП, находящихся на упрощенной системе налогообложения, будут подлежать обязательной регистрации плательщиками НДС; каждый ФЛП, находящийся на второй объединенной группе упрощенной системы, должен использовать средства электронной фиксации расчетных операций; реформа упрощенной системы налогообложения будет длиться не менее трех лет.
В настоящее время значительное количество компаний сотрудничают со специалистами по ФЛП-модели. Это может быть признано трудовыми отношениями. Такой риск существовал и в Нацстратегии доходов, но усиливается с ее принятием.
"Если же сотрудничество работодателя и ФЛП будет признано трудовыми отношениями, компания должна будет платить НДФЛ, военный сбор и ЕСВ. Еще придется уплатить штраф в размере 10 минимальных зарплат. При повторном выявлении — 30 минимальных заработных плат (статья 265 Кодекса законов о труде). - не радуют", - говорит адвокат.
Игровая индустрия в Украине имеет значительный потенциал и добилась значительных успехов на международной арене. Украинские разработчики создают популярные проекты, получившие признание в мире. Однако эта отрасль сталкивается с многочисленными проблемами, тормозящими ее развитие. Адвокат предлагает рассмотреть ключевые из них.
Начало пандемии COVID-19 дало толчок росту инвестиций в «геймдев». Однако после достижения пика 2022 года финансовый поток стремительно уменьшался. И теперь уровень вложений достиг низших отметок, чем в 2019 году.
"В 2019 году, то есть до распространения COVID-19, инвестиции в годовом исчислении составили 4,111 миллиарда долларов. После введения карантинных мероприятий и перевода людей на работу из дома заинтересованность в играх возросла. Люди стали чаще покупать разнообразные проекты и проводить у них больше времени". Инвесторы увидели повышенный спрос, поэтому активнее вкладывали деньги в «геймдев». В 2020 году приток финансов составил уже 6,735 млрд долларов. А в 2021 и 2022 году показатели достигли рекордных 14,789 долларов и 14,492 миллиарда долларов соответственно. Самым успешным был второй квартал 2022 года, когда удалось привлечь 7,108 миллиарда долларов инвестиций. Однако этот показатель оказался пиковым, а после него начался стремительный спад", – указывает адвокат.
По итогам трех кварталов 2023 года в игровую индустрию вложили всего 2,093 миллиарда долларов. Самый благоприятный рынок для заработка на видеоиграх – Китай, США и Япония, где доход составляет от 20 миллиардов долларов и составляет почти 50 миллиардов долларов. В Бразилии игроков в игровой сфере почти 103 миллиона, однако доход составляет лишь 2,6 миллиарда долларов тогда как в Японии привлеченных в видео игры на 30 тысяч меньше, однако доход едва ли не в десять раз больше. Аналитики считают, что к 2026 году активнее всего этот рынок будет расти в Турции со среднегодовым показателем 24,1%, а Пакистан и Индия ежегодно будут расти на 21,9% и 18,3% соответственно. Чехию называют географическим центром Европы. Стратегическое положение Чехии первое, что привлекает инвесторов со всего мира. Вторым важным фактором является развитая банковская система, предоставляющая доступ к финансовым ресурсам по довольно низким ставкам кредитования. Для иностранного инвестора существует ряд финансовых льгот и преимуществ, которые предоставляются в соответствии с прозрачными правилами и регулируются законодательством ЕС:
Если говорить о льготах более подробно, речь идет о следующих формах поддержки:
Мировым эталоном развития креативной экономики является Великобритания, где законодательством предусмотрено возмещение расходов и уменьшение налоговой нагрузки. Так, для разработчиков компьютерных/мобильных игр предусматривается 20% возмещения производственных затрат.
Несмотря на жесткую систему налогообложения в США отдельные штаты предлагают долгосрочные налоговые кредиты для компаний или стартапов креативных индустрий. К примеру, в Луизиане предусмотрены налоговые кредиты в размере 25% на расходы компаний и 35% на рабочую силу для программных разработчиков. Для игровой промышленности подобные преференции существуют в штатах Мэн и Нью-Мексико.
Подобно США, Япония также предлагает компаниям беспроцентный налоговый кредит. Его размеры зависят от многих критериев (размер компании, сроки) и могут составлять от 6 до 30% для компаний, занимающихся R&D.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.