Скниловская трагедия: все, что известно о крупнейшей катастрофе в истории авиашоу

Тысячи зрителей собрались на военном аэродроме, чтобы увидеть чудеса пилотирования

Скниловская трагедия: все, что известно о крупнейшей катастрофе в истории авиашоу

Скниловская трагедия — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года во время авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на зрителей. Погибли 77 человек, из них – 28 детей.

Информатор собрал всё, что известно о катастрофе.

Что произошло

27 июля 2002 года Су-27УБ борт под управлением двух пилотов — 45-летнего командира В. А. Топонаря и 49-летнего второго пилота Ю. М. Егорова — выполнял фигуру высшего пилотажа. Самолёт вошёл в вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из виража вверх истребитель слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через лётное поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоявший на аэродроме Ил-76МД борт UR-76717 пластом рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник пожар.

Скниловская трагедия: все, что известно о крупнейшей катастрофе в истории авиашоу 1

В результате катастрофы погибло 77 человек, включая 28 детей. Несколько сотен человек получило травмы разной степени тяжести. Воспоминания очевидцев трагедии:

  • «Дым был, пожар и неприятный запах. Были тела разбросаны, травмированные люди, крик, писк, визг. Тогда сразу начали эвакуировать всех людей».

  • «Я тоже мог быть жертвой. Когда самолёт начал падать, то стал косить людей своим крылом. Это было кровавое месиво. Повсюду были тела без рук и ног, а кровь лилась рекой».

Скниловская трагедия: все, что известно о крупнейшей катастрофе в истории авиашоу 2

Расследование трагедии

Президент Украины Леонид Кучма всю вину за случившуюся трагедию возложил на военных, освободив от должности главнокомандующего ВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура Украины арестовала Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных. Одновременно с этим министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка не была принята.

«Причинами трагедии стали серьёзные просчёты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове» — пресс-служба Генпрокуратуры Украины, 28 июля 2002 года.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основной причины трагедии было названо «отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь, командир Су-27 — приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 300 000 долларов), затем по решению Верховного суда сумма уменьшена до 150 000 гривен (около 27 000 долларов). Вышел на свободу через 11 лет.
  • Юрий Егоров, второй пилот Су-27 — приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 000 долларов). Вышел на свободу через 2,5 года.
  • Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом — приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).
  • Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами — приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).
  • Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса — приговорён к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 000 гривен (около 35 000 долларов).
  • Олег Дзюбецкий, ответственный за подготовку экипажа — оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал. Уголовные дела в отношении четырёх генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд. 11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые были признаны невиновными.

Ежегодно 27 июля пострадавшие и родственники погибших в той авиакатастрофе проводят мемориальные мероприятия, где установлен памятник «Сегмент памяти». После этой трагедии во многих странах приняли необходимые меры безопасности, и самолеты уже не выполняют головокружительные фигуры высшего пилотажа над головами зрителей.

Скниловская трагедия: все, что известно о крупнейшей катастрофе в истории авиашоу 3

Катастрофа во Львове стала крупнейшей в мировой истории авиашоу по числу погибших и раненых.

Напомним, 25 сентября возле военного аэродрома Чугуева разбился самолёт. На борту было 27 человек, погибли 26 человек.

Кроме того, следствие озвучило возможные причины крушения самолёта АН-26 под Чугуевом. Рассматривают 4 основные версии. В то же время в Минобороны говорят, что скорее всего самолёт зацепился крылом об землю.

Кроме того, Зеленский 26 сентября объявили всеукраинский День траура

Также Информатор писал, что 8 января в Иране разбился самолёт «МАУ» который выполнял рейс по маршруту Тегеран — Киев. Погибли 176 человек. На борту Boeing 737 находились 11 граждан Украины, в том числе 9 членов экипажа, а также граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube