Власти планируют сократить срок, на который данные мужчин вносят в систему «Шлях», и усилить контроль за возвращением в Украину
Власти Украины планируют внести некоторые изменения в работе системы «Шлях». Её создали для того, чтобы мужчины-волонтёры могли беспрепятственно выезжать за границу и возвращаться в Украину. Но на деле «Шляхом» часто пользуются те, кто к волонтёрству не имеет никакого отношения, а просто хочет уехать в ЕС. Эту лазейку хотят закрыть. Срок пребывания за границей хотят сократить с шести месяцев до трёх, а возвращение в Украину будут контролировать.
Об этом рассказал Сергей Деркач, заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры в блоге для сайта NV.
Сергей Деркач приводит довольно странную статистику. На начало июля 2023 в систему «Шлях» было внесено более 250 тысяч водителей. Из них волонтеров – 104 тысячи, лицензиатов – почти 150 тысяч. Если говорить о водителях от благотворительных фондов, то только 26 % были внесены Министерством, все остальные – областными военными администрациями.
«В разрезе областей фиксируем очевидную непропорциональность. К примеру, Полтавская область инициировала внесение чуть менее 200 водителей в систему, Львовская — более 21 тысячи, Волынская — более 12,5 тысяч. с одной стороны, действует принцип экстерриториальности, с другой — нужно учитывать наличие ресурса обрабатывать такое количество заявлений, и еще один интересный факт: в системе фиксируется около 10 тысяч водителей-волонтеров с дублем данных, то есть заявители обращаются не в одну область или Министерство, а вносятся несколькими субъектами сразу. Механизма предотвратить дублирование данных на этапе внесения, пока не предусмотрено», – говорит он.
Если подытожить, то сейчас существует несколько главных проблем: отсутствие утвержденной процедуры подачи и рассмотрения заявления для Министерства и ОВА (документов, сроков), неурегулированность оснований для отказа включения водителя в Шлях, а главное — отсутствие системного контроля за соблюдением водителями сроков и цели выезда за границу.
«Наша цель — ограничить возможность использования механизма коррупционным путем и в целом усовершенствовать процедуру. Конечно, важно также не зарегулировать этот механизм, создав препятствия для деятельности волонтёров», – объясняет замминистра.
Нужно разграничение полномочий ОВА и Министерства развития общин в зависимости от категорий грузов, говорит Сергей Деркач. Предлагается закрепить за Министерством только военную гуманитарную помощь. Для областных администраций изменений в этом вопросе не предлагается. К ним подавать заявления по поводу «гуманитарки» для населения, а также военных.
Также предлагают ввести принцип территориальности по подаче заявлений в ОВА. Должна быть четкость сроков её рассмотрения и единая форма заявления в электронном виде вместе с приложениями.
«Сейчас волонтёры могут ждать несколько месяцев рассмотрения заявления. Предложенная нами процедура должна ограничить срок до рассмотрения и внесения водителя в «Шлях» в 14 дней», – пояснил Деркач.
И самое главное – это срок пребывания за границей. Сейчас по системе «Шлях» водитель может находиться за пределами Украины до 6 месяцев. Сроки хотят сократить до 3 месяцев.
«Для такого контроля необходим обмен двумя категориями данных: датами выезда-въезда в Украину — эти данные предлагается получать от Госпогранслужбы, и данными о декларировании водителями гуманитарной помощи — такие сведения есть в наличии в Гостаможслужбе», – сказал замминистра.
Как писал Информатор, пограничники обнаруживают всё больше нарушенией, совершённых через систему «Шлях».
Мы также рассказывали о шести главных проблемах, из-за которых пограничник может не выпустить вас из Украины.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.