Сервис для людей с инвалидностью и ВИП-автомобили — соучредитель Uklon Виталий Дятленко раскрыл планы компании

Новые проекты компания сначала внедряет в Киеве

Соучредитель и СТО Uklon Виталий Дятленко
Соучредитель и СТО Uklon Виталий Дятленко

Соучредитель и СТО Uklon Виталий Дятленко сейчас активно ищет себе замену. Он готов отойти от оперативного управления, как и другие три соучредителя компании: по его словам, команда справится с ситуацией. Информатор задал Виталию Дятленко несколько вопросов о работе во время войны, восстановлении рынка, конкуренции, планах по выходу на рынок Польши и созданию собственного навигатора. А также о том, почему цены на поездки в приложении могут меняться чуть ли не ежеминутно. Дальше – прямая речь Виталия Дятленко.

Соучредитель и СТО Uklon Виталий Дятленко
Соучредитель и СТО Uklon Виталий Дятленко

Какие новые сервисы готовит Uklon

Мы внутри компании автоматизировали возможность подать идеи, и любой сотрудник уже несколько лет может этим воспользоваться. А во время войны пошли дальше, у нас это называется стартапом – компания поддерживает идеи, инвестируя в них.

Под стартапы у нас есть процесс, как и в крупном бизнесе, когда люди ищут инвестирование: они должны принести презентацию, структурированный питч, с взвешенными, хотя бы минимальными подсчетами. Глядя на масштаб идеи, мы выделяем бюджетирование на эти проекты.

Например, так у нас запустился продукт «Инклюзивный» — сервис перевозки для людей с ограниченными возможностями, которые пользуются инвалидными колясками. Он развивается, имеет отдельный бюджет, партнеров, показатели – люди несут ответственность за него. Конечно, это не о бизнесе, а больше социальном проекте. Пока он действует только в Киеве, но к нам присоединяются другие крупные бизнесы, и мы работаем над масштабированием Инклюзивного на другие города. В ближайшее время, надеюсь, он появится во Львове.

Также работаем над повышением уровня элит-сервиса. Есть команда, которая принесла чёткий план, как вывести этот сервис на новый уровень, в том числе путем партнерств, сотрудничества с внешними инвесторами по улучшению качества автомобилей в этом классе.

Также запустили продукт по доставке грузов – от ключей и тортика до габаритных грузов. Это тоже стартап внутри развивающейся компании.

О междугородных заказах

Мы не афишировали, что и раньше у нас можно было заказать поездки между городами, но это нужно было делать на карте, это было неудобно. Мы решили, что после вторжения имеем и можем немного подработать с нашим продуктом, и предоставить интерфейс, позволяющий заказать междугородние поездки. В то время это назывался продукт «Эвакуация». Люди из «сложных» городов, в затруднении, имели возможность заказать автомобиль и уехать на большие расстояния. Многие прямо на «Уклоне» перемещались из Центральных или Западных областей Украины, ехали к границе.

Появится ли Uklon в Польше

С точки зрения бизнеса и наших амбиций, конечно, выход на рынки Европы – это интересно. Многие из бизнесов (в том числе и мы) консультировались, общались относительно того, делать ли ставку на украинцев за рубежом. Мы достаточно прагматичны в этом плане, потому что знаем украинцев – мы же выбираем часто не по качеству услуги, а по цене.

Наши люди в Польше или Румынии сейчас не в медовых условиях, и делать ставку на то, что там будет сильно преобладать любовь к украинскому бренду над ценой – это заниматься самообманом.

Европейские рынки достаточно заполнены, конкуренция на них очень высока. Чтобы завоевать даже какой-нибудь небольшой город, не обязательно Варшаву, речь должна идти о миллионах долларов инвестиций. Это чтобы завоевать весомую часть рынка в этом городе, и иметь возможность вернуть свои инвестиции спустя много лет.

Поэтому, учитывая достаточно сложные математические модели вычисления с учетом перспектив развития страны, развития инфраструктуры, мобильной связи, ВВП на душу населения, количества населения, пока мы сосредоточены в странах Средней Азии.

Но мы всегда открыты для коллабораций и партнерства – возможно, удастся сделать что-нибудь интересное. Мы не зарекаемся.


Об отличии украинского рынка перевозок от среднеазиатских


Знаете, у нас действительно и в Украине рынок отличается от города к городу. И это факт. Относительно цены, торговли за цену, мы предоставляем промокоды и т.д.

В Азербайджане наш продукт, как для заказчика, так и для драйвера, был принят рынком достаточно хорошо. Плюс мы вышли на рынок с местным партнером, предоставили уникальные «плюшки» в виде кросс – бонусов. Рынок это воспринял хорошо, неплохо там двигаемся.

На рынок Узбекистана мы вышли без партнёрства. В Узбекистане нам несколько труднее, потому что здесь уже непосредственно довольно давно и крепко работает «Яндекс», влезший в повседневную жизнь аудитории со многих сторон. То, что на нашем рынке о Google, там во многих вопросах в поле «Яндекса».

О возможности создания аналога навигатора «Яндекса» для водителей

На самом деле у нас в идеях давно это есть. И есть человек, который хотел этим заниматься. Но это история о стартапах. Имеется достаточно четкий и сухой просчет этой истории. И объективная, реальная конкуренция на этом рынке. С одной стороны, это прикольно иметь свой навигатор. С другой стороны – это довольно дорого.

Навигатор кажется простой штукой только с точки зрения клиента. Мы 13 лет занимаемся картографией, и у нас не просто так нет навигатора. Есть достойные альтернативы, интересные коллаборации, в том числе – у нас с Waze. Это один из гугловых навигаторов.

Поскольку мы работаем на свои средства, мы не можем сделать такую ​​историю, как Uber, купивший в свое время огромную навигационную компанию за 28 млрд долларов. Но они, мне кажется, до сих пор свое приложение не везде адаптировали: одно дело – приложение, другое дело – что в этом приложении, какие там данные будут отображаться. Чтобы сделать карты качественные, а главное, актуальные, ты должен держать штат картографов, геодезистов. Программирование – это только часть системы, но там очень много работы «на земле». И огромная работа – просто содержание в актуальном состоянии того, что есть.

К примеру, Киев, как и другие города, строится. Какая-то большая застройка остановилась, но все равно Киев и восстанавливается, и отстраивается. И даже держать карты в актуальном состоянии для людей, живущих в пригороде Киева, где идет самая активная застройка, это большая работа, с которой у нас работает целый штат картографов на ежедневной основе, обновляя нашу картографию по несколько раз в день.

Но если мы созреем, или когда-нибудь скажем, что у нас настолько классная картография, что теперь можно навигацию запускать, то хорошо.

Я, честно говоря, года три назад достаточно скептически относился к возможности запуска своих данных по пробкам на дорогах. Но за четыре года многое изменилось, у нас появился необходимый объем данных от водителей по маршрутам. И, в принципе, на сегодня в приложениях, во всей маршрутизации для водителей мы используем свои актуальные, родные данные по пробкам, которые местами даже лучше данных «гигантов». Ведь данные по пробкам на дорогах непосредственно от водителей, максимально актуальны .

Теперь мы это показываем клиентам, мы это используем как момент для улучшения нашего продукта, потому что это влияет на распределение погрузки, выбор автомобиля и водителя, который будет ехать. По цене возможной маршрутизации.

О том, почему цена путешествия меняется

У нас есть алгоритм, который учитывает и анализирует ежесекундно много факторов: количество машин в том или ином районе, наличие пробок, класс авто, сколько времени до комендантского часа и так далее. Мы не влияем на этот алгоритм, это живая история, не зависящая от команды Uklon. Это – рынок.

О конкурентах

Структура конкурентов на украинском рынке в основном не изменилась. Некоторые конкуренты не возобновили работу по разным причинам в прифронтовых населенных пунктах.

Но в городах, где все стабильно, структура конкурентов в большинстве своем осталась такая же. Судьбу нашу или других трудно сейчас назвать точно, но, по нашим оценкам, в некоторых городах у нас стало даже лучше.

В результате миграции у нас не только восстановление, но и рост во многих регионах на Западе Украины. Рост – это, как следствие, завоевание доли локального рынка, и изменение между первым, вторым, третьим местом по конкурентам.

О прибылях

В части заказов мы чувствуем даже рост, но Киев, например, еще до довоенных показателей не дорос в части средств.

О средствах мы в целом вышли на довоенные показатели, не в последнюю очередь - из-за роста среднего чека - стоимость горючего, амортизационные расходы и т.д. Если говорить структурно, то пока деньги зарабатывает Украина, другие рынки – это те, в которые мы пока инвестируем. Это инвестиционная история на несколько лет с запланированным бюджетом, показателями, куда мы будем двигаться – нужно ставить амбициозные планы и двигаться к ним, и не только за границей, но и в Украине. Чтобы в Украине иметь возможность и зарабатывать и донатить на нашу Победу.

Один из наших соучредителей отошел от активного занятия операционной деятельностью и стал послом фонда. Мы достаточно активно сотрудничаем как с Притулой, так и участвуем в собрании на дроны «Лютые птички» фонда Dignitas. Собрали 30 миллионов на дроны. Сейчас будем снова запускать сборы на FPV-дроны. Надо работать, потому что нам и нашим детям здесь жить.

О войне

В марте количество заказов в Киеве опустилось до 10-12 % от довоенных показателей.
То есть за этот месяц по столице поездок почти не было. Такая тенденция сохранялась не только в Киеве.

Мы приняли решение, что будем дальше работать, предоставлять свою платформу водителям и пассажирам. Мы отключили списание нашей комиссии за поездки на тот период. Летом 2022 года всё начало восстанавливаться, в первую очередь – в западных областях Украины. Затем ожил Киев и центральные регионы. Но позитивной динамики, которой хотелось, пока ещё нет. Водители жалуются, что того заработка, который был до войны, нет, что доход упал. Но такова ситуация в стране.

О смелых водителях

У нас было очень много историй о водителях, которые под сиренами перевозили людей на вокзал в Киеве, чтобы те успевали на эвакуационные поезда. Помните мост, из-под которого эвакуировали людей? Наши водители ездили туда, подхватывали людей, тоже увозили. Тогда водителей стало меньше, но они пытались подхватывать всё, что могли.

Количество водителей в Uklon возобновилось, несмотря на мобилизацию, миграцию людей и т.д. Как мы все понимаем, экономическая ситуация действительно не очень благоприятная.
В стране достаточно много бизнесов закрылись. Люди ищут, кроме стабильного заработка, возможность где-нибудь подработать. Для кого-то такси – это шанс получить работу и закрепиться в новом городе.

О курсах ІТ

Почему-то такое мнение, что ІТ-шники пьют смузи, латешечку, ничего не делают и зарабатывают много средств. Но здесь требуются hard skills. В основном работодатели, даже если у тебя минимальный опыт, хотят от тебя достаточно много. И просто курсы, как правило, этого не дают.

Курсы – это хорошо, но конкуренция достаточно высока. И нужно в себя дополнительно инвестировать. Что для этого делать? Если вы сосредоточились на каком-то конкретном векторе, чем вы хотели бы заниматься, то нужно как минимум начать с анализа требований – чего работодатели хотят от таких позиций. И там уже по ключевым словам по описанию вакансий достаточно легко можно идентифицировать, какие дальнейшие материалы еще нужно рассматривать и за что браться. Не хочется никого обманывать. Мы в принципе берем джунов на определенные позиции, и они растут внутри компании. Но следует понимать: сегодня после месячного курса и потраченных десяти часов на работу вряд ли возьмут.

Uklon – украинский сервис такси. Uklon предлагает услуги такси, службы доставки, совместного использования автомобилей и других транспортных услуг. Компания была основана как стартап в 2009 году и в настоящее время насчитывает более 500 сотрудников.

Наталья Тютюненко

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важных новостей. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube