Руководители Укрпочты, Укрэнерго и других госпредприятий не представляют декларации: законно ли это

Украинцы не могут узнать о миллионных доходах топ-руководителей государственных предприятий. Специалисты НАПК и адвокаты объяснили, почему так происходит

Игорь Смелянский, доллары
Игорь Смелянский, доллары

Гендиректор Укрпочты Игорь Смелянский не публикует свою декларацию о доходах. Это приводит к спекуляциям в обществе по его зарплате. Информатор направил запрос в НАПК, чтобы узнать, кому из руководителей госкомпаний и на каком основании можно скрывать свои доходы: здесь и Укрэнерго, и Укрзализныци и другие.

Мы обратили внимание, что руководитель Укрпочты подавал публичные декларации, опубликованные в реестрах, за 2016 и 2017 год. Потом почему-то перестал. Поэтому гуляет миф, порожденный депутатами от "Европейской солидарности" Ниной Южаниной, Алексеем Гончаренко, Ириной Геращенко, будто Смелянский зарабатывает по 24 млн грн в год. Сколько на самом деле – читайте здесь.

Чтобы найти ответ, мы обратились в Министерство финансов и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое отвечает за реестр деклараций. Руководитель управления коммуникаций и информполитики НАПК Елена Конопля нам сообщила, что согласно закону "О предотвращении коррупции", к субъектам декларирования относятся должностные лица юридических лиц публичного права. 

Представление деклараций госслужащими и руководителями госпредприятий регламентируется этим законом и Порядком заполнения и представления декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденным приказом НАПК от 08.11.2023 № 252/23 (Порядок 252/23). Также НАПК специально подготовило Разъяснения по финансовой добродетели, которые отправило нас читать в своем ответе.

В разъяснениях указано, что согласно положениям Гражданского кодекса Украины (ч. 2 ст. 167 и ч. 2 ст. 169) государственные и коммунальные предприятия, учебные заведения, совместные коммунальные предприятия относятся именно к юридическим лицам публичного права, безотносительно к цели их деятельности. Однако там же отмечено, что государство может создать как юрлица (компании, заведения) публичного права, так и частного. И это зависит от способа их создания. 

В этих вопросах НАПК ссылается только на трактовку Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который определяет "правительственные" и "неправительственные" организации. По мнению ЕСПЧ, юрлицо является "неправительственной организацией", если оно руководствуется в основном гражданским законодательством ("company law"), не пользуется в своей деятельности полномочиями, выходящими за пределы тех, которые предоставляются общим частным правом ("ordinary law"), и подпадает под юрисдикцию общих, а не административных судов.

И в тех учрежденных государством организациях, которые не считаются субъектами публичного права, должностные лица, по мнению НАПК, не должны подавать общедоступные гражданам декларации о своих доходах. Впрочем, под публичное право должны подпадать те созданные государством организации, которые важны для интересов и потребностей большого количества граждан (энергетика, транспорт, ЖКХ, горнодобывающая отрасль и т.д. + монополии + если государство влияет на финансы организации + государство имеет высокую степень контроля над организацией). Однако не обязательно публичной компании присущи все эти признаки. 

Адвокат Апанас Карлин и юрист Руслан Радченко указывают на то, что сотрудники компаний - субъектов публичного права - должны ежегодно подавать общедоступные декларации, в случае несвоевременного представления без уважительных причин или умышленного непредставления декларации такие лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

То, является ли государственная компания субъектом публичного или частного права, зависит от того, как это прописано в документах этой компании. У субъектов частного права (если они являются акционерными обществами) создается независимый наблюдательный совет, где могут быть иностранные граждане, который управляет компанией и выбирает руководителя и может его увольнять. Наблюдательный совет не подчиняется государству, хотя в нем есть его представители.

Укрпочта стала субъектом частного права после того, как министр инфраструктуры Владимир Омелян во времена президентства Петра Порошенко утвердил своим приказом новый устав Укрпочты. Как раз это произошло в 2018 году, за который Смилянский уже не подавал декларацию. Именно на этот документ ссылаются в Укрпочте, когда отказываются предоставить гражданам информацию о выплатах руководству. Акционерным обществом Укрпочта стала несколько раньше, но тогда действовали еще по публичному праву. 

Созданные государством Ощадбанк и Укрзализныця считают себя субъектами частного права (это написано в их уставах), хотя Укрзализныця - с 2023 года (а с 2015 года к должностным лицам УЗ действовали антикоррупционные оговорки, есть приговоры судов за недостоверное декларирование), но не всех бывших руководителей УЗ декларации есть в реестре. Также не является субъектом публичного права ПриватБанк, ранее не бывший государственным.

Государственный Энергоатом с момента создания до 2023 года (изменения в устав) позиционировал себя как субъект публичного права. А потом перешел на частное право. Впрочем, президент Энергоатома Петр Котин на всякий случай все равно подает декларацию в реестр

Нафтогаз Украины до 2022 года в уставе позиционировал себя как субъект частного права (НАПК с этим соглашалось). Но потом эту норму убрали, соответственно в НАПК заявили о необходимости декларирования и антикоррупционных ограничений и обязательств для сотрудников Нафтогаза.

"НАПК разрабатывает свои собственные (дополнительные) признаки юридических лиц публичного права, основанные на чем-то (по мнению НАПК) гораздо лучшем и более достойном доверии, чем закон — практике ЕСПЧ. В отличие от устаревших норм закона, критерии НАПК достаточно изменчивы. Без каких-либо законодательных изменений критерии НАПК стремительно обновляются. В 2016 году приводились лишь отдельные признаки юридических лиц публичного права, в 2019-м ввели первые критерии (действовали до февраля 2020 года), а с 13 ноября 2023 имеем принципиально другие (современные)", - отмечают юристы и указывают на полное несоответствие нескольких дел ЕСПЧ для определения критериев государственных компаний частного права в НАПК.

В то же время, в НАПК отмечают, что декларации, которые подаются публичными служащими и доступны для пересмотра всеми гражданами, не тождественны налоговым декларациям. То есть и Смелянский и топменеджеры госпредприятий "частного права", возможно (но не точно), подают обычные декларации в ГНС, но за их несоответствие или несвоевременную подачу не предусмотрена строгая ответственность. А обычные налоговые декларации не обнародуются. Интересно, что декларации в ГНС не представляют граждане, доходы которых составляют исключительно выплаты от налоговых агентов, и не имеют других доходов, подлежащих декларированию (это в т.ч. Укрпочта).

Как мы убедились из предыдущих запросов, в Мининфраструктуры не знают, сколько средств выплачивается руководителю учрежденной этим министерством Укрпочты (но это знает наблюдательный совет компании, назначающий зарплату руководителям). А в самих государственных компаниях такую ​​информацию могут скрывать и не отвечать прямо на запросы граждан и депутатов – ссылаться на коммерческую или служебную тайну.

До последних скандалов с зарплатой гендиректора Укрпочты можно вспомнить прошлогодние скандалы с зарплатой и премиями экс-руководителя Укрэнерго Владимира Кудрицкого, точный размер которых тоже никто не узнал, а должностное лицо свои декларации подавало только в налоговую, а не в НАПК. Также в последние дни страна узнала о работе руководителя Киевской школы экономики (KSE) Тимофея Милованова в наблюдательных советах Укроборонпрома и Энергоатома.

Виктор Ожогин с 2014 года защищает Украину

Информатор просит Президента присвоить ему звание Герой Украины
Image

Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб не пропустити важливих новин. Підписатися на канал у Viber можна тут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube