Производители дронов в Украине столкнулись с кадровым голодом – нужны тысячи инженеров: как покрыть дефицит

Производителям FPV-дронов нужны тысячи инженеров, а для разведывательных и ударных БПЛА – сотни высококвалифицированных

Производство БПЛА
Производителям FPV-дронов не хватает 2000 инженеров

Украинские компании производят ежемесячно примерно 50 000 FPV-дронов, россияне – в шесть раз больше. Кадровый голод только усугубляет проблему, украинским производителям не хватает 2000 инженеров. Чтобы хотя бы добраться до уровня россии – отрасли нужно 6000 инженеров. В настоящее время она состоит примерно из 1000 человек. Почему производители дронов столкнулись с кадровым голодом ? Ответ искали в Forbes.

Сколько не хватает специалистов для изготовления дронов?

По словам основателя фонда «Хвиля’91» и владельца логистической компании EnlivUA Group Александра Яковенко, один инженер в месяц собирает около 50 FPV-дронов.

Украинские компании производят ежемесячно примерно 50 000 FPV-дронов. Из расчета, что один инженер собирает около 50 FPV-дронов, отрасль состоит примерно из 1000 человек.

"Производство FPV-дронов относительно просто масштабировать – они собираются из китайских компонентов. Однако нам не хватает людей, умеющих собирать все ручками», – говорит Яковенко, в чьей компании работает около сотни человек.

Производителям FPV-дронов не хватает 2000 инженеров, дает консервативную оценку президент ассоциации производителей дронов «Технологические силы Украины» и глава наблюдательного совета оборонно-технической компании FRDM Вадим Юник.

Производители дронов столкнулись с кадровым голодом – нужно тысячи инженеров: как покрыть дефицит 1

Всего в Украине есть около 200 производителей дронов разного типа. Они обеспечивают только 10–15% от общей потребности армии, говорит основатель фонда Dignitas Любовь Шипович. По ее оценке, только FPV-дронов требуется около 200 000 штук в месяц.

Распространяется ли кадровый голод на производителей крупных разведывательных и ударных дронов?

"Дефицит кадров есть, но мы учим специалистов для себя", - говорит соучредитель компании DeViRo Денис Чередниченко.

В зависимости от типа дронов производители нуждаются в разной квалификации специалистах.

«Десятке крупных производителей дронов не хватает полтысячи высококвалифицированных инженеров разных направлений. Если компания производит беспилотники по готовым схемам, то ей нужны чисто сборщики. Если занимается собственной разработкой, испытывает дефицит более квалифицированных специалистов», – говорит Юник.

Какие зарплаты предлагает украинский рынок?

Узкопрофильных инженеров могут ждать и искать месяцами.
В начале полномасштабного вторжения в Украине было семь образцов дронов, допущенных к эксплуатации в ВСУ. С 24 февраля количество возросло до 62, говорила на конференции Forbes Tech руководительница оборонного кластера Brave1 Наталья Кушнерская.

В то же время за период независимости Украины университеты подготовили недостаточно кадров, которые можно забирать на рынок.

«Откуда у нас возьмется много инженеров? До начала полномасштабной войны на них не было такого спроса», - говорит советник министра цифровой трансформации Георгий Цхакая.

Львиная доля украинских инженеров получили образование еще в СССР и работали на предприятиях типа «Антонов», говорит Яковенко.

«Они умны, квалифицированы, но не динамичны, – добавляет он. – А рынок динамичен, нужно быстро и постоянно делать новые итерации».

К примеру, только через полтора года FPV-дроны эволюционировали из «одноразовых» до дронов с развитой системой сброса, что позволяет использовать дрон множество раз. Свои коррективы в аренду вносит и специфика работы – кандидатов ищут в режиме тишины и проверяют связи с россией.

«Дополнительный отбор уменьшает воронку людей. Платите людям больше – и у вас не будет проблем с кадрами», – считает Яковенко.

Он добавляет, что за квалифицированного специалиста готовы переплатить примерно 20%. Кроме фиксированной зарплаты, его работники получают бонус за количество собранных дронов. Также компания предлагает опционы от продукта.

Инженеры-сборщики компании FRDM Юника получают от 30 000 грн. Средняя по рынку – 50 000 грн. Специалист, который может самостоятельно спроектировать самолет или коптер, зарабатывает от $2000 до $5000 за проект и одновременно может сотрудничать с разными производителями, говорит Яковенко. Зарплаты специалистов по РЭБ он оценивает в $5000–10 000. Впрочем, конкурировать с деньгами могут не все производители дронов.

Как покрыть дефицит кадров

Например, DroneSpace набирает специалистов с базовым знанием электротехники. Новичок начинает со сборки простых FPV-дронов. Далее он переходит на конструирование больших ударных дронов. До уровня джуна могут доучить через два-три месяца, сеньора – за полгода.

«Из моей практики люди, которые никогда не держали паяльник в руках, в течение трех недель уже делают результат на 4+. Но нам все равно нужно строить системную модель обучения», – говорит Яковенко.

8 ноября проект обучения и обеспечения операторов беспилотников Victory Drones и фонд Dignitas запустили бесплатный курс "Инженер БПЛА" на платформе Prometheus. Курс рассчитан на людей без технического бэкграунда, чтобы они смогли получить базовые знания по инженерии БПЛА и подготовиться к сбору и ремонту дронов. На курс записались 8500 человек. На Prometheus еще не было такой цифры для предварительной записи на курс.

В октябре фонд также запустил первый набор более практичного онлайн-курса «Народный FPV», где участники учатся собирать семидюймовые FPV-дроны, которые затем отправляются военным. Перед стартом на этот курс записались 1600 человек.

Victory Drones и Dignitas запустили бесплатный курс "Инженер БПЛА" на платформе Prometheus.

Что происходит с университетским образованием? В 2022 году КПИ им. Сикорского набрал 25 студентов на специальность «Авионика» и 167 на специальность «Телекоммуникации и радиотехника». Однако бакалаврский диплом они получат в 2026 году.

Львовская политехника подписала меморандум о сотрудничестве с компанией Culver Aviation, с 2014 года проектирующей дроны. Производитель будет помогать готовить специалистов новой образовательной программы «Беспилотные летательные аппараты». Студентов будут приглашать стажироваться на производство и проводить специализированные курсы и тренинги.

Путем кооперации с производителями планирует двигаться и Киевский авиационный университет (КАИ), который образовался после раздела НАУ на два учебных заведения – КАИ и Украинскую государственную летную академию в Кропивницком.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно  здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube