Проект Бюджета-2023: доллар по 50 гривен, инфляция 30 % и другие сложности экономики во время войны

Война не помешала Кабинету министров своевременно утвердить и передать в парламент проект бюджета-2023.

Проект Бюджета-2023: доллар по 50 гривен, инфляция 30 % и другие сложности экономики во время войны

В понедельник, 19 сентября, на сайте Верховной Рады появился проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2023 год». Информатор проанализировал вместе с экспертами главный финансовый документ страны на следующий год. Судя по тому, что его крупнейшие статьи расходов – оборона, социальная защита и обслуживание внешнего долга, экономическое развитие страны откладывается на «после победы».  

Из чего исходили?

Война не помешала Кабинету министров вовремя утвердить и передать в парламент проект бюджета-2023. Премьер-министр Денис Шмыгаль назвал его «бюджетом для победы», компенсировав пафосность предупреждением: «Уже сейчас мы честно говорим обществу, что год будет непростым. Война – это дорого. Очень дорого».

Стоит добавить, что война – это ещё непредсказуемость и непрогнозируемость. А любая государственная смета разрабатывается на основе макропрогноза: в её основу закладываются ключевые экономические показатели – размеры ВВП, инфляции, курса доллара и средней заработной платы. Чтобы предусмотреть в конце августа 2022 года курс национальной валюты на конец декабря 2023 года в воюющей стране, необходимо обладать способностями ясновидящего, считают экономисты. Но украинское правительство на это решилось.

Итак, в проект бюджета 2023 года заложен, как сообщил руководитель Кабмина, «консервативный средне пессимистический расчёт», который выглядит так:

  • Номинальный ВВП – 6 399 млрд грн, то есть реальный рост – 4,6 % (номинальный ВВП в 2022 году прогнозируют 4 680 млрд грн с реальным падением – 33,2 %); 
  • Инфляция (декабрь к декабрю 2023 г.) – 30 % (в 2022-м – 30,1 %); 
  • Средняя заработная плата – 18 508 грн (в 2022 – 14 025 грн); 
  • Обменный курс:

     – средний за период 42,2 грн/доллар (в 2022-м – 32,3 грн/доллар)

     – на конец периода 50 грн/доллар (в 2022-м – 36,6 грн/доллар)

  • Уровень безработицы – 28,2 % (в 2022-м – 27,9 %).

Как будет наполняться бюджет?

Доходы в госбюджет заложены на уровне 1,28 трлн грн, расходы – 2,57 трлн грн. Таким образом, его дефицит составит 1,29 трлн. грн., что составит 20 % от ВВП. Интересно, что этот дефицит меньше дефицита бюджета в нынешнем году. Но всё равно потребует сохранения больших объёмов международной поддержки. «Уже сейчас более трети бюджета нам помогают финансировать наши союзники», – признал премьер-министр, представляя проект бюджета, и отметил, что в Киеве рассчитывают на дальнейшую помощь партнёров.

Покрывать дефицит правительство планирует исключительно из внешних заимствований, которые должны составить 1,515 трлн грн. Сумма немалая: по курсу гривны 42,2 это 37,8 млрд долларов.

Налог на доходы физических лиц правительство планирует собрать в сумме 129 млрд грн. Поступления от налога на прибыль предприятий прогнозируется на уровне 132 млрд грн, от акцизного налога – 137,3 млрд грн.

Кроме того, планируется, что в государственную казну поступит 120,6 млрд грн от рентной платы:

  • 116,8 млрд от ренты за добычу и пользование недрами;
  • 462 млн грн от ренты за лесные ресурсы;
  • 856,4 млн грн от ренты за водопользование;
  • 2,1 млрд грн от ренты за радиочастоты;
  • 320,9 млн грн от ренты за транспортировку.

От НДС, надеются в Кабмине, бюджет пополнится на сумму 596,3 млрд грн, от ввозной пошлины – на 35,2 млрд грн. Ещё 7,3 млрд. грн. поступит от ЧЧП (часть чистой прибыли) и дивидендов, 1,59 млрд. грн. от азартных игр, 1,9 млрд. грн. от доходов от кредитов 45,5 млрд грн составят поступления от бюджетных учреждений.

От НБУ (не путать с покупкой облигаций) в бюджет в 2023 году должно прийти не менее 19,3 млрд грн. От приватизации планируется собрать 6 млрд грн.

«Судя по этим цифрам, население заплатит в бюджет в виде НДС, акцизов и налога на прибыль около 862 млрд грн. Если к этому добавить Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) в размере 400 млрд грн (его хоть и платит работодатель, но это квазиналог на труд), получим 1,26 трлн грн. Это суммарное налогообложение труда и потребление. В то время как бизнес по капиталу заплатит 259 млрд грн. в виде ренты, налога на прибыль и дивидендов госкомпаний», – считает экономический эксперт Алексей Кущ.

Таким образом, фискальные акценты, сформированные в Украине, выглядят так: бизнес по капиталу – 17 %, население по потреблению и труду – 83 %. То есть народ остается основным фискальным источником.

 На что пойдут деньги?

В целом по большинству статей расходы остались на уровне этого года. А почти пятикратный рост дефицита объясняется увеличением расходов на оборону и безопасность (750 млрд грн), «социалку» (100 млрд) и обслуживание внешнего долга (150 млрд).

Ключевые статьи расходов выглядят так:

  • безопасность и оборона – 1141 млрд грн;
  • пенсионное обеспечение и социальная защита – 835 млрд грн;
  • поддержка ветеранов войны – 6,8 млрд. грн.;
  • образование – 155 млрд. грн;
  • здравоохранение – 175,7 млрд. грн;
  • средства для территорий, подвергшихся влиянию вооруженной агрессии – 23,9 млрд грн;
  • средства для ликвидации их последствий – 19,4 млрд. грн.

Если огромные расходы на сектор обороны вполне закономерны и логичны (вместо 5 % ВВП, которые закладывались в предыдущие годы на оборону, в 2023 году на это заложено 17,6 % ВВП), то резкое увеличение суммы на обслуживание долгов в проекте бюджета многие из экспертов подвергает критике. «Откровенно говоря, я поражён этой суммой. Считаю, что она завышена миллиардов на 60-80. Ведь Минфин для покрытия недостатка средств на обслуживание внешних долгов взял 30-30 млрд грн. внутренних долгов А внешние кредиты все с низкими ставками заимствования, как правило, 1-2 % в год. Как у Кабмина вышла в бюджете такая сумма по обслуживанию долгов – для меня большая загадка», – удивляется экономист Даниил Монин. Да и в целом, по мнению эксперта, залезать в долги по самую макушку при отсутствии перспектив роста экономики – тотальное безумие для выживания страны.             

 Что касается социальной сферы, следует отметить незначительное, но все же увеличение бюджета Пенсионного фонда – с 560 до 590 млрд. грн. Судя по этому, в следующем году запланировано небольшое повышение пенсий. Кроме того, Кабмин перекроил основные социальные программы. Вместо программ по субсидиям ЖКХ и социальной поддержке граждан теперь будет три других программы: по поддержке малообеспеченных семей (72 млрд грн), по социальной защите детей и семей (27 млрд грн), по социальной защите попавших в затруднительное положение граждан (66 млрд) грн). Общая сумма на социальные программы увеличивается на 50 млрд грн, поэтому вместе с дополнительными 50 млрд гривен на Пенсионный фонд выходит сумма в 100 млрд. На социальную защиту в следующем году будет тратиться больше, чем треть бюджета.    

 Маленькие победы и рейтинги «лидеров» и «аутсайдеров»

Народный депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк в целом положительно оценивает законопроект о бюджете-2023: «Каждый бюджет можно раскритиковать. Но этот – наиболее тяжело. Ну если не прибегать к популизму. Реально адекватный текст, без (по крайней мере, пока) резкого повышения налогов, как это было в кризисные 2014 и 2015 годы, и наверняка будет проголосован вовремя, а не под ёлку и не ночью».

 Также, по словам парламентария, не может не радовать отсутствие в документе стандартных плюшек для депутатов. «Исчезли стандартные строки по которым перебрасывались деньги на округа: ГФРР (государственный фонд регионального развития, соцэконом на округа, инфраструктурная субвенция (по факту то же самое что и соцэконом)», – объясняет Ярослав Железняк.

Кроме того, отмечает он, несмотря на то, что на финансирование деятельности политических партий в следующем году оставили 366 млн грн, о выделении ЦИК на проведение очередных выборов народных депутатов ВРУ в 2023 г. денег не указано, но в самом тексте законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» есть поручение КМУ вместе с ЦИК после завершения военного положения подать на рассмотрение Парламента изменения в бюджет, предусматривающие средства для подготовки и проведения таких выборов

 Топ 5 лидеров-распорядителей бюджетных средств, чьи бюджеты вырастут больше, по версии Ярослава Железняка, выглядит так:

  •  КМУ: + 73 % (+ 3,595 млрд. Здесь к расходам добавилась Госпродслужба, которая в 2022-м была при Минэкономики,
  •  ГУ разведки Минобороны: + 41 % (+ 3,379 млрд);
  •  Минобороны: + 37 % (+ 233,555 мл) рд) – наибольшее повышение в абсолютных цифрах;
  •  Минветеранов: + 13 % (+ 789,2 млн.) до 6,808 млрд.;
  • МИД: + 5 % (+ 261,06 млн) до 6,056 млрд).

Кроме того, возрастут бюджеты СБУ (+ 4 %), Минфина (+ 3 %) и МВД (+ 2 %). Остальные уменьшатся. 

 Топ 5, чьи бюджеты уменьшатся больше всего:

  • Минэнерго: – 97 % (– 188,39 млрд) путём исключения компенсации ПСО и урегулирования задолженности перед субъектами рынка 76 млрд;
  • Минэкономики: – 86 % (– 20,86 млрд). Здесь минус Госпродпотребслужба, ушедшая в КМУ (– 7 млрд) и завершение поддержки (– 8,8 млрд);
  • Минцифры: – 86 % (– 3,67 млрд);
  • Минразвития общин и территорий: – 74 % (– 22,297 млрд);
  • Мининфраструктуры: – 65 % (– 17,311 млрд).

Ещё один любопытный факт: судя по всему, строительство дорог возобновляется. Когда началась война, Верховная Рада проголосовала за то, что в бюджете-2022 все средства из дорожного фонда идут либо на выплаты по долгам, либо на армию. В проекте бюджета на 2023 год этой статьи уже нет. Потому возвращается всё, как было раньше, и деньги можно использовать на строительство дорог. Хотя это и вписывается в реалии воюющей страны.

Ранее Информатор писал, что Верховная Рада приняла закон, разрешающий работодателям не платить мобилизованным работникам. 

Ольга Чёрная

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube