Война не помешала Кабинету министров своевременно утвердить и передать в парламент проект бюджета-2023.
В понедельник, 19 сентября, на сайте Верховной Рады появился проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2023 год». Информатор проанализировал вместе с экспертами главный финансовый документ страны на следующий год. Судя по тому, что его крупнейшие статьи расходов – оборона, социальная защита и обслуживание внешнего долга, экономическое развитие страны откладывается на «после победы».
Война не помешала Кабинету министров вовремя утвердить и передать в парламент проект бюджета-2023. Премьер-министр Денис Шмыгаль назвал его «бюджетом для победы», компенсировав пафосность предупреждением: «Уже сейчас мы честно говорим обществу, что год будет непростым. Война – это дорого. Очень дорого».
Стоит добавить, что война – это ещё непредсказуемость и непрогнозируемость. А любая государственная смета разрабатывается на основе макропрогноза: в её основу закладываются ключевые экономические показатели – размеры ВВП, инфляции, курса доллара и средней заработной платы. Чтобы предусмотреть в конце августа 2022 года курс национальной валюты на конец декабря 2023 года в воюющей стране, необходимо обладать способностями ясновидящего, считают экономисты. Но украинское правительство на это решилось.
Итак, в проект бюджета 2023 года заложен, как сообщил руководитель Кабмина, «консервативный средне пессимистический расчёт», который выглядит так:
– средний за период 42,2 грн/доллар (в 2022-м – 32,3 грн/доллар)
– на конец периода 50 грн/доллар (в 2022-м – 36,6 грн/доллар)
Доходы в госбюджет заложены на уровне 1,28 трлн грн, расходы – 2,57 трлн грн. Таким образом, его дефицит составит 1,29 трлн. грн., что составит 20 % от ВВП. Интересно, что этот дефицит меньше дефицита бюджета в нынешнем году. Но всё равно потребует сохранения больших объёмов международной поддержки. «Уже сейчас более трети бюджета нам помогают финансировать наши союзники», – признал премьер-министр, представляя проект бюджета, и отметил, что в Киеве рассчитывают на дальнейшую помощь партнёров.
Покрывать дефицит правительство планирует исключительно из внешних заимствований, которые должны составить 1,515 трлн грн. Сумма немалая: по курсу гривны 42,2 это 37,8 млрд долларов.
Налог на доходы физических лиц правительство планирует собрать в сумме 129 млрд грн. Поступления от налога на прибыль предприятий прогнозируется на уровне 132 млрд грн, от акцизного налога – 137,3 млрд грн.
Кроме того, планируется, что в государственную казну поступит 120,6 млрд грн от рентной платы:
От НДС, надеются в Кабмине, бюджет пополнится на сумму 596,3 млрд грн, от ввозной пошлины – на 35,2 млрд грн. Ещё 7,3 млрд. грн. поступит от ЧЧП (часть чистой прибыли) и дивидендов, 1,59 млрд. грн. от азартных игр, 1,9 млрд. грн. от доходов от кредитов 45,5 млрд грн составят поступления от бюджетных учреждений.
От НБУ (не путать с покупкой облигаций) в бюджет в 2023 году должно прийти не менее 19,3 млрд грн. От приватизации планируется собрать 6 млрд грн.
«Судя по этим цифрам, население заплатит в бюджет в виде НДС, акцизов и налога на прибыль около 862 млрд грн. Если к этому добавить Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) в размере 400 млрд грн (его хоть и платит работодатель, но это квазиналог на труд), получим 1,26 трлн грн. Это суммарное налогообложение труда и потребление. В то время как бизнес по капиталу заплатит 259 млрд грн. в виде ренты, налога на прибыль и дивидендов госкомпаний», – считает экономический эксперт Алексей Кущ.
Таким образом, фискальные акценты, сформированные в Украине, выглядят так: бизнес по капиталу – 17 %, население по потреблению и труду – 83 %. То есть народ остается основным фискальным источником.
В целом по большинству статей расходы остались на уровне этого года. А почти пятикратный рост дефицита объясняется увеличением расходов на оборону и безопасность (750 млрд грн), «социалку» (100 млрд) и обслуживание внешнего долга (150 млрд).
Ключевые статьи расходов выглядят так:
Если огромные расходы на сектор обороны вполне закономерны и логичны (вместо 5 % ВВП, которые закладывались в предыдущие годы на оборону, в 2023 году на это заложено 17,6 % ВВП), то резкое увеличение суммы на обслуживание долгов в проекте бюджета многие из экспертов подвергает критике. «Откровенно говоря, я поражён этой суммой. Считаю, что она завышена миллиардов на 60-80. Ведь Минфин для покрытия недостатка средств на обслуживание внешних долгов взял 30-30 млрд грн. внутренних долгов А внешние кредиты все с низкими ставками заимствования, как правило, 1-2 % в год. Как у Кабмина вышла в бюджете такая сумма по обслуживанию долгов – для меня большая загадка», – удивляется экономист Даниил Монин. Да и в целом, по мнению эксперта, залезать в долги по самую макушку при отсутствии перспектив роста экономики – тотальное безумие для выживания страны.
Что касается социальной сферы, следует отметить незначительное, но все же увеличение бюджета Пенсионного фонда – с 560 до 590 млрд. грн. Судя по этому, в следующем году запланировано небольшое повышение пенсий. Кроме того, Кабмин перекроил основные социальные программы. Вместо программ по субсидиям ЖКХ и социальной поддержке граждан теперь будет три других программы: по поддержке малообеспеченных семей (72 млрд грн), по социальной защите детей и семей (27 млрд грн), по социальной защите попавших в затруднительное положение граждан (66 млрд) грн). Общая сумма на социальные программы увеличивается на 50 млрд грн, поэтому вместе с дополнительными 50 млрд гривен на Пенсионный фонд выходит сумма в 100 млрд. На социальную защиту в следующем году будет тратиться больше, чем треть бюджета.
Народный депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк в целом положительно оценивает законопроект о бюджете-2023: «Каждый бюджет можно раскритиковать. Но этот – наиболее тяжело. Ну если не прибегать к популизму. Реально адекватный текст, без (по крайней мере, пока) резкого повышения налогов, как это было в кризисные 2014 и 2015 годы, и наверняка будет проголосован вовремя, а не под ёлку и не ночью».
Также, по словам парламентария, не может не радовать отсутствие в документе стандартных плюшек для депутатов. «Исчезли стандартные строки по которым перебрасывались деньги на округа: ГФРР (государственный фонд регионального развития, соцэконом на округа, инфраструктурная субвенция (по факту то же самое что и соцэконом)», – объясняет Ярослав Железняк.
Кроме того, отмечает он, несмотря на то, что на финансирование деятельности политических партий в следующем году оставили 366 млн грн, о выделении ЦИК на проведение очередных выборов народных депутатов ВРУ в 2023 г. денег не указано, но в самом тексте законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» есть поручение КМУ вместе с ЦИК после завершения военного положения подать на рассмотрение Парламента изменения в бюджет, предусматривающие средства для подготовки и проведения таких выборов
Топ 5 лидеров-распорядителей бюджетных средств, чьи бюджеты вырастут больше, по версии Ярослава Железняка, выглядит так:
Кроме того, возрастут бюджеты СБУ (+ 4 %), Минфина (+ 3 %) и МВД (+ 2 %). Остальные уменьшатся.
Топ 5, чьи бюджеты уменьшатся больше всего:
Ещё один любопытный факт: судя по всему, строительство дорог возобновляется. Когда началась война, Верховная Рада проголосовала за то, что в бюджете-2022 все средства из дорожного фонда идут либо на выплаты по долгам, либо на армию. В проекте бюджета на 2023 год этой статьи уже нет. Потому возвращается всё, как было раньше, и деньги можно использовать на строительство дорог. Хотя это и вписывается в реалии воюющей страны.
Ранее Информатор писал, что Верховная Рада приняла закон, разрешающий работодателям не платить мобилизованным работникам.
Ольга Чёрная